Конспект занятия по теме "Общение"

7084

Автор: Оксана Георгиевна Билюшова, педагог-психолог МКС(К)ОУ С(К)ОШИ VIII вида п. Нижний Куранах Республика Саха (Якутия)

Цель: Коррекция взаимоотношений учеников, их агрессивного поведения; нежелательных черт характера; снижение напряжения. Коррекция эмоционально-личностной сферы.

План:

  1. Приветствие. Игра-активатор "Общение руками".
  2. Дискуссия "Способы общения".
  3. Быстрый круг.
  4. Игра "Хромой ведёт слепого".
  5. "Правила безопасного общения".
  6. Этическая беседа "ссора или дружба?"
  7. Смысл пословиц.
  8. Итоговый круг "Мне хочется тебе сказать..."

Ход занятия.

1. Добрый день! Как у вас дела? Всё ли в порядке?

Сегодня на занятии мы поговорим о взаимоотношениях и общении друг с другом. Чтобы вы быстрее настроились на разговор, я предлагаю сыграть в очень интересную игру "Общение руками".

Правила такие: только при помощи рук надо поздороваться, попрощаться, поссориться, помириться.

Спасибо, вы отлично справились с заданием. Мы с вами, живя в этом мире, ежедневно вступаем в разнообразные контакты друг с другом. И эти контакты между людьми называются - общение.

2. Давайте подумаем: а какими способами, используя какие средства, люди общаются друг с другом? Я не имею в виду телефон или радио, я имею в виду, с помощью каких действий люди выражают свои мысли и настроение? Какие есть мнения на этот счёт? Я буду записывать их на доске. [Слова (речь), выражение лица (мимика), жесты, позы, взгляды.] Молодцы. Вы назвали много разных способов общения. Я только внесу дополнения в наш список.

Способы общения:

Вербальные (слова)                              Невербальные (несловесные):

- устная речь                                          - интонация

- письменная речь                                 - взгляды

                                                              - мимика

                                                              - жесты

                                                              - позы

Обратите внимание, что общение при помощи слов носит название вербального общения, а все остальные способы называются невербальными.

Словами человек передаёт не всю информацию в процессе общения. Например, если сказать: "очень вкусно" и при этом изобразить на лице отвращение, то скорее поверят выражению лица, чем словам.

Информацию, переданную с помощью невербальных средств, можно научиться читать, понимать и распознавать так же, как мы понимаем слова.

Вот посмотрите, это обычные книги, для детей, с картинками. Здесь нарисованы люди или животные в разных позах, у них разное выражение лица. Попробуйте определить, какую информацию выражают позы, жесты, и предложите, какие состояния за всем этим могут скрываться.

Очень хорошо! Мы с вами потренировались в умении расшифровывать невербальную информацию.

3. А теперь, поиграем в быстрый круг. Каждый по кругу должен будет продолжить предложения: 

  • "Если я в ярости, то..."
  • "Если я печален, то..."
  • "Если я боюсь, то..."
  • "Если я радуюсь, то..."
  • "Если я обижаюсь, то..."
  • "Если я удивляюсь, то..."

подумайте, как вы выражаете эти чувства и эмоции. Что вы при этом делаете, как себя ведёте?

4. Хочу предложить вам сыграть в следующую игру. Называется она "Хромой ведёт слепого". Правила такие: "Хромому подвязывают ногу верёвкой. У "слепого" Глаза завязывают повязкой. На полу мы разбросаем обрывки газет; стулья стоят в разных местах. Задача "хромого" провести "слепого" так, чтобы он не натолкнулся на препятствия. Молодцы! А теперь расскажите ваши ощущения. Что вы чувствовали?

5. Вы уже узнали, что умение понимать невербальные сигналы собеседника облегчает общение (взаимопонимание).

А теперь, мы попробуем сформулировать правила правильного общения. Вы должны перечислить эти правила сами. Если кто-то с чем-то не согласен, должен об этом сказать, и объяснить почему?

Примерные выводы:

  • Называя собеседника по имени и глядя ему в глаза, мы показываем своё уважение, искренность и откровенность;
  • Улыбаясь во время разговора, мы демонстрируем своё дружелюбие и уверенность в себе.
  • Давая собеседнику возможность обсудить важные для него темы, мы показываем свою способность учитывать интересы окружающих.
  • Наш интерес убеждает собеседника, что мы не равнодушны к его словам, и они не пропадают даром.
  • Если мы будем оскорблять личность собеседника, он посчитает, что мы не сможем его понять, и решит, что разговаривать тут нечего, а может и разозлиться - и вместо разговора будет драка.

В окончательном виде сформулированные правила эффективного и безопасного общения могут выглядеть следующим образом:

  • обязательно улыбайтесь;
  • слушайте внимательно;
  • обращайтесь к собеседнику по имени;
  • смотрите ему в глаза;
  • не оскорбляйте собеседника и не давайте оценок его личности.

6. А сейчас давайте побеседуем на тему "Ссора и дружба". 

План вопросов:

  • · Что лучше - ссора или дружба? Почему?
  • · Какой вред приносят ссоры?
  • · Каким способом помириться, если вы в ссоре?
  • · Как долго можно быть в ссоре с другом?
  • · Нужно ли прощать обиды? Каким образом?
  • · Как правильно разобрать, кто прав, а кто виноват?
  • · Как избежать конфликтов?
  • · Как вести себя в конфликтной ситуации?
  • · Почему люди осуждают плохие поступки? Всё отлично, справились.

7. И теперь, послушайте пословицы, и попробуйте раскрыть их смысл.

  • · Не рой другому яму - сам в неё попадёшь;
  • · Кто свой гнев одолеет, тот крепок бывает;
  • · Гнев человеку сушит кости, крушит сердце;
  • · Злой человек - как уголь: если не жжёт, то чернит;
  • · Что в другом не любишь, того и сам не делай;
  • · Деревья смотри в плодах, а людей — в делах;
  • · Друга ищи, а найдёшь, береги;
  • · Умей взять, умей и дать;
  • · Сам не ест и другим не даёт.

Отлично. Все вы поняли смысл этих пословиц. Не забывайте об этом. Это очень важно.

5. Все отлично справились. Молодцы. А теперь послушайте вот такую притчу: "Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посетовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по-новому, не нанося ущерба никому. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в змею камни, таскать её за хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы змеи, сказал: "Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их!" Мораль: Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ". Теперь закройте глаза и попытайтесь мысленным взором увидеть, как вы выражаете свои чувства к человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайте себя и делайте всё, что захочется.

Все справились? Что было легко выполнить, а что трудно? Что понравилось, а что нет?

6. Большое спасибо всем! Вы очень старательно работали. Давайте скажем по кругу, что на этом занятии для вас оказалось интересным или полезным.

7. В заключение нашего занятия предлагаю вам домашнее задание. Я раздам вам листы, на которых вы напишите о себе в настоящем, о том каким хотят видеть вас взрослые, и каким вы хотите стать. Всем понятно домашнее задание? Тогда я с вами прощаюсь. До свидания.

8. Большое спасибо всем. А теперь каждый, по кругу, должен сказать своему соседу справа: "Мне хочется тебе сказать ..." и высказывает своё мнение о последнем занятии. Я с вами прощаюсь. До свидания

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль