Урок «В ожидании чуда…» по феерии «Алые паруса» А. Грина

12292

Автор: Татьяна Евгеньевна Шелемех, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ Боровковская ООШ №53, Московская область

Цели:

  1. способствовать формированию интереса к чтению произведений Грина, пробуждению “дара воображения”, рождению вопросов о роли мечты в жизни человека и писателя; обучать анализу текста, интерпретации текста; помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения; показать личностное восприятие текста;
  2. развивать творческие способности обучающихся; использовать теоретико - литературные понятия, формировать умение мыслить, делать самостоятельно выводы;
  3. воспитывать нравственные качества: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь.

Оборудование:

  1. мультимедийная презентация;
  2. мультимедийный проектор;
  3. экран для показа презентации;
  4. колонки для воспроизведения мр3 файлов

Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

Антуан де Сент-Экзюпери

…Благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.

А . Грин.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Платон.

I. Организация внимания.

II. Объявление темы урока.

Тема сегодняшнего урока "В ожидании чуда…"

-Когда человек ждет чуда, надеется на него?

Скоро мы узнаем, почему главные герои феерии А. Грина "Алые паруса" искренне верили в чудо.

Феерия –это (франц. feerie, от fee — фея, волшебница),

1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в.

2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.

Фееричная повесть Грина необычайна популярна, получила ряд интерпретаций в различных видах искусства. На ее основе создана опера "Алые паруса" Андрея Богословского, Сергеем Наровчатым было написано одноименное стихотворение.

-Какие личностные качества самого автора повлияли на создание подобного произведения, мы узнаем из его биографии.

-Сообщение биографии автора.

III. Идейно-художественный и литературоведческий анализ произведения.

1. В чем причина популярности произведения?- Эта повесть о мечте, о людях красивых и необычных, отличающихся особой душевной организацией. Повесть написана ярким, живым языком, она напоминает сказку, герои которой живут, творя добро.

2. С чего начинается повествование?

3. Из-за чего умерла жена Лонгрена? - Мери умерла из-за людской черствости и непорядочности Меннерса.

4. Что показалось необычным уже в начале повести? – Имена героев, название деревушки.

5. Где развиваются события? – На берег моря, которое в романтических произведениях является символом свободы, приключений, простора, мечты.

6. Какие герои находятся в центре повествования? – Это герои необычные, окружающие их не понимают, чувствуют их резкое отличие от себя самих. Лонгрен, Ассоль, Грэй способны мечтать, поверить в чудо, жители Каперны лишены этой способности. Они обычные, скучные, порой злобные люди; по мнению Лонгрена, они не умеют любить. Отчуждение между Лонгреном и жителями усугубилось после случая с Меннерсом.

7. Охарактеризуйте жителей Каперны. – Злые, грубые, жестокие люди, способные ко лжи, их раздражает необычность Лонгрена и Ассоль.

8. В чем причина конфликта между жителями Каперны и романтическими героями Грина? – Герои Грина – романтические персонажи: они находятся в конфликте с жителями Каперны, их не принимают и не понимают окружающие. Основа романтического мироощущения - ощущение неправильности мироустройства, недовольство им; поэтому романтические герои создают свои миры, они стремятся вырваться из настоящего.

9. В чем вы видите особенность композиции повести? – Рассказ о жизни Ассоль идет параллельно жизнеописанию Грэя.

10. Почему автор именно так строит повествование? – Автор готовит читателей к мысли о том, что судьбы этих героев переплелись не случайно.

11. Артур Грэй. Чем он не похож на окружающих его людей? Какие необычные поступки он совершает?

12. Какую характеристику своему капитану дает матрос Летика? – "Первый раз плаваю с таким капитаном: капитан дельный, но непохожий. Загвоздистый капитан. Впрочем, люблю его".

13. Какую оценку своему герою дает автор? – "Артур Грэй родился с живой душой…" "Понемногу он потерял все, кроме главного – своей странной летящей души".

14. Чтобы понять взрослую Ассоль, обратимся к ее портрету в 4 гл. повести. Какие две Ассоль живут в ней?

15. Почему автор называет "живое стихотворение"? – В основе ее личности – гармония.

16. Кто истинные друзья Ассоль?- Это крупные старые деревья; героиня хорошо понимает природу, она сама напоминает цветок.

17. Прочитайте эпизод первой встречи Грэя и Ассоль. Почему он надевает ей на палец кольцо?

18. Почему расспрашивает о ней в Каперне?

19. Зачем Грэй покупает дорогой шелк на паруса?

20. С какой целью он нанимает музыкантов?- Грэй встретил родственную душу, полюбил и захотел воплотить мечту Ассоль.

21. Какой эпизод в повести можно считать кульминационным? - Появление корабля с алыми парусами является пиком в развитии действия, моментом, когда даже лишенные фантазии жители Каперны замерли перед этим чудом, сотворенным Грэем.

22. Какие слова и выражения находит автор для характеристики Ассоль? – Ассоль "мокрая драгоценность", Грэй называет ее "дитя мое". "счастье сидело в ней пушистым котенком". Героиня подобна ребенку, в ней живет ожидание чуда, она сама, как котенок, нуждается в защите, она доверчива и нежна.

23. Найдите в тексте отрывок, где автор говорит от своего лица. Как он подчеркивает значимость встречи героев? – Автор с симпатией относится к своим героям, понимает их, поэтому он особо подчеркивает значимость их встречи, используя инверсию "в день этот".

24. Символом чего являются алые паруса? – Это символ сбывшейся мечты, чуда, созданного собственными силами. Алый цвет – символ любви.

IV. Итог урока.

1. Как эпиграфы к уроку связаны с образом алых парусов? Что хотел сказать автор своим произведением? Сформулируйте идею. – А. Грин напоминает читателям, что нужно быть верным своей мечте, сохранять в себе чистую детскую душу, нужно делать чудеса своими руками, приносить людям счастье, а это сделает счастливыми нас самих

2. А теперь напишите на своих парусниках самую заветную мечту отправьте их в далекое плавание и будьте счастливы.

V. Выставление комментируемых отметок.

VI. Домашнее задание.

Творческое письменное задание по теме "О чем заставляет задуматься феерия "Алые паруса" А. Грина?" 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль