Работа школьного дискуссионного клуба

5124

Автор: Л.С.Обласова, канд. пед. наук, зам. директора по научно-методической работе БОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества "Амурский"», г. Омск
Дискуссия в социальной сфере - это способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе.Дискуссия, с точки зрения ряда исследователей (Ю.Б. Алекшиной, Ю.Н. Емельяновой, В.С. Магуна и др.), дает наиболее полную возможность моделировать реальные проблемы, в т. ч. и особо сложные, когда даже специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты, и именно коллективное мышление является основой для принятия большинства решений. В дискуссии возможно формировать умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений, обучить анализу реальных ситуаций, умению отделять важное от второстепенного. Эффективность обучения через дискуссию определяет ее значение как ведущей технологии развития и личности, и группы.

В педагогике дискуссия может использоваться и как отдельный педагогический прием, и как подход к организации процесса обучения, и как образовательная модель.

В нашем образовательном учреждении дискуссия выбрана в качестве формы воспитательной работы с учащимися старших классов. Был создан дискуссионный клуб, участниками которого являются учащиеся 10-11-х классов. Периодичность сбора клуба - 1 раз в месяц.

Главный принцип выбора темы дискуссии и обсуждаемых вопросов - их актуальность для учащихся. Вопросы инициируются самими старшеклассниками, они формулируют их на основе проблем, выявленных в процессе опросов и анкетирования, проводимых в ОУ, заимствуют из СМИ. Подготовленные для обсуждения вопросы размещаются заранее (за 1-2 дня до проведения дискуссии) на информационном стенде.

Как правило, готовит дискуссию инициативная группа класса, а при общешкольной дискуссии - совет старшеклассников. Участники предстоящей дискуссии делятся на 3 группы: 2 дискутирующие команды и команда судей. При участии в последующих дискуссиях учащимся рекомендуется смена ролей.

Для оценки участия команд в дискуссии разработана единая система, включающая следующие критерии: убедительность аргументации, ясность изложенной позиции, глубина раскрытия вопроса, умение формулировать вопрос при перекрестной фазе дискуссии.Педагоги и заместитель директора по воспитательной работе участвуют в организации и проведении дискуссии в роли консультантов, в частности, помогают сформулировать вопросы по заявляемым учащимися темам, решают организационные проблемы, в ряде случаев выступают участниками дискуссии по приглашению команды учащихся.

При всем разнообразии функций дискуссии ведущая ее роль определяется однозначно: активизация всех сфер личности - мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой.

Дискуссионный клуб помогает старшеклассникам создать особую коммуникативную среду, в которой каждый активно включается в коллективный поиск истины, имеет право быть услышанным, учится принимать иную точку зрения, получает новый опыт общения вне ситуации урока, а значит вне привычной роли ученика, ограничивающей многие проявления личности.

План работы дискуссионного клуба

Тема

Обсуждаемые вопросы

Форма

Ответственные

Школьная форма: за или против?

1.   Среди родительской общественности бытует
единое мнение о том, что школьная форма дисциплинирует. Согласны ли вы с данным утверждением?

2.   В ряде коммерческих структур пятница считается днем, свободным от дресс-кода. Уместно ли
введение такого же правила для школ, где обязательной является школьная форма?

3.   Если вы за школьную форму, то какой она
должна быть?

Дискуссия

Заместитель директора по ВР;

представитель совета старшеклассников

Умеем ли мы общаться?

1.   Люди разучились общаться? Так ли это?

2.   Коммуникативное пространство современного
человека во многом заполнено виртуальным
общением. Полноценна ли такая замена реальному общению?

3.   Должны ли мы учиться общаться?

Дискуссия; анкетирование (приложение 1)

Педагог-психолог;

представитель совета старшеклассников

Современная семья

1.   Широкое распространение получила практика
официально не регистрируемых отношений.

Вы за гражданский брак или против?

2.   Согласно данным социологических исследований, за последнее время возросло количество
разводов. Почему распадаются современные
семьи?

3.   Достижение отдельными женщинами более
высокого уровня экономической самостоятельности породило явление дегендеризации домашней
работы и ухода за детьми. Смена традиционных
ролей способствует или препятствует укреплению
семьи?

4.   Молодые семьи стремятся сразу или как можно
быстрее отделиться от родительской семьи.

Как вы полагаете, какое влияние может оказать родительская семья на отношения в семье молодоженов?

5. Приметой времени стали брачные контракты. Влияет ли наличие или отсутствие брачного контракта на взаимоотношения в семье?

Дискуссия

Педагог-психолог;

социальный педагог; представитель совета старшеклассников

Застрявшие в сети (о проблеме

интернет-зависимости)

1.   Считаете ли вы, что проблема интернет-зависимости у подростков является надуманной?

2.   Что является "меньшим злом" для психики
ребенка и подростка: онлайн-игры или социальные сети?

3.   Может ли информация об участившихся случаях
нервных срывов у детей и подростков после
длительного пребывания за компьютером повлиять на сложившуюся ситуацию?

Дискуссия; анкетирование (приложение 2)

Счастье - это когда тебя понимают? (о взаимоотношениях с родителями)

1.   Почему проблему отцов и детей называют
вечной?

2.   "Вы меня не понимаете" - одна из самых
распространенных фраз подростка по отношению к взрослым. "Когда у тебя будут свои дети,
ты нас поймешь!" - так примерно отвечают
взрослые. Что мешает взаимопониманию поколений?

3.   Как научиться слушать и слышать друг друга?

Дискуссия; анкетирование (приложение 3)

Педагог-психолог;

социальный педагог; представитель совета старшеклассников

Служба в армии -священный долг или потерянный

год?

1.   Должен ли каждый молодой человек пройти
армию как школу мужества?

2.   Могут ли реформы, проводимые в системе
Вооруженных сил, повлиять на настроения,
которые царят в обществе по отношению к службе
в армии?

3.   Как вы относитесь к альтернативной службе,
и в пользу какой службы будет ваш выбор, если
его предстоит сделать?

Дебаты

Заместитель директора по УВР; учитель ОБЖ; представитель совета старшеклассников

Поговорим о чувствах

1.   Взрослых часто настораживает ранняя влюбленность. Почему?

2.   Какие они, современные Ромео и Джульетты?

3.   Нужно ли говорить о своих чувствах?

4.    Прежние представления (времен ранней молодости ваших родителей) о взаимоотношениях
юноши и девушки изменились. Девушки часто
берут инициативу личных отношений в свои руки.
Сохранится ли такая тенденция?

Круглый стол

Представители совета старшеклассников

"Береги

здоровье

смолоду".

Лозунг или

реальная

проблема?

1.   Статистика неумолима: к окончанию школы
редкий выпускник может считаться абсолютно
здоровым. А каково ваше мнение?

2.   Всякие ли уроки физкультуры несут реальную
пользу здоровью?

3.   Считается, что алкоголь и сигареты хотя бы один
раз в жизни пробуют все молодые люди. Надо ли
попробовать все?

Дискуссия

Заместитель директора по ВР; учителя физической культуры; представитель совета старшеклассников

Приложение 1
Анкета для организации заседания дискуссионного клуба "Умеем ли мы общаться?"

  1. По вашему мнению, что такое общение?
  2. Умеете ли вы общаться?
  3. С кем вы общаетесь чаще всего?
  4. С кем вы не общаетесь?
  5. Сколько времени (примерно) вы общаетесь ежедневно?
  6. Читали ли вы какие-нибудь книги (статьи) по теме общения?
  7. Считаете ли вы, что нужно учиться общению? Или это умение приходит само?
  8. Случалось ли, что вам трудно было наладить общение с кем-нибудь?
  9. Случалось ли, что вы не понимали собеседника или понимали неверно?
  10. Кто был виноват в том, что общение не ладилось или было прервано?
  11. Если вы встречаетесь с незнакомым человеком, кто обычно начинает разговор?
  12. Считаете ли вы себя интересным собеседником?
  13. Всегда ли вам есть, что рассказать хорошему знакомому?

Приложение 2
Анкета для организации заседания дискуссионного клуба "Застрявшие в сети"

  1. Сколько времени вы ежедневно проводите за компьютером?
  2. С чем связано ваше нахождение за компьютером: с решением учебных вопросов и задач, поиском интересующей информации, виртуальным общением, играми? Что из перечисленного доминирует?
  3. Сколько времени вы можете легко обходиться без компьютера и Интернета?
  4. Считаете ли вы компьютерную зависимость столь же опасной, как и другие виды зависимостей (алкогольная, никотиновая, наркотическая и т. д.) или нет? По возможности дайте развернутый ответ.
  5. Где вы общаетесь чаще: в реальном или виртуальном пространстве?
  6. Что для вас могло бы стать альтернативой компьютерным играм и Интернету?

Приложение 3
Анкета для организации заседания дискуссионного клуба "Счастье - это когда тебя понимают?"

  1. Укажите состав вашей семьи, с кем вы совместно проживаете?
  2. По вашему мнению, родители предоставляют вам достаточно свободы выбора?
  3. Вы можете свободно выразить свое мнение родителям (родителю)?
  4. Родители поддерживают вас в сложных ситуациях?
  5. Вас часто наказывают родители? За что?
  6. Как вы считаете, в вашей семье есть взаимопонимание?
  7. Вы чувствуете любовь своих родителей (родителя)?
  8. Какого стиля воспитания придерживаются (придерживались) ваши родители?
  9. Интересуются ли родители тем, что вас волнует, вашими желаниями?
  10. Вы хотели бы быть похожим (-ей) на своих родителей?
Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль