Рабочая программа по математике

5145

 Автор: Ершова Светлана Валерьевна, учитель. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №6, г.Урай

Количество часов 136

Уровень - базовый

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с законом «Об образовании», требованиями ФГОС НОО (приказ от 06 октября 2009г. №373), примерной программой начального общего образования ФГОС 2, на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской С.А. Козлова , А.Г. Рубин, Т.Е. Демидова, А.П. Тонких., в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №6, утвержденной приказом от 31.08.2011 №392

Математика – опорный предмет для изучения смежных дисциплин и фундамент для обучения в старших классах. В результате изучения курса математики, учащиеся должны освоить предметное содержание курса и у учащихся должны сформироваться общеучебные умения и способы познавательной деятельности, определённые стандартами.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

  1. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Математика : Учебник для 2 класса в 3-х частях. – М. : Баласс ; 2012. Козлова С.А., Гераськин В.Н., Волков Л.А.
  2. Дидактический материал к учебнику "Математика" для 2-ого класса Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких. – М. : Баласс, 2012.
  3. Козлова С.А., Рубин А.Г. Контрольные работы к учебнику "Математика" для 2-ого класса Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких. – М. : Баласс, 2012
  4. Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В. Математика. 2 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу математики с элементами информатики. – М. : Баласс, 2011.

Рабочая программа предназначена для реализации во 2 классе общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.
Срок реализации программы – 1 год.

1-й уровень (уровень стандарта)

2-й уровень (уровень программы)

Учащиеся должны знать:
·   Названия и последовательность чисел от 1 до 100;
·   Таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 (на уровне навыка);
·   Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне навыка);
·   Названия и обозначения операций умножения и деления;
·   Правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
·   Единицы измерения длины, массы, объема

Учащиеся должны знать:
·   Формулы периметра квадрата и прямоугольника;
·   Единицы измерения площади

Учащиеся должны уметь:
·   Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
·   Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100;
·   Решать простые задачи
·   Находить значения выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без скобок);
·   Решать уравнения вида а+х=б; а-х=б; х-а=б;
·   Измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
·   Узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
·   Узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырехугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
·   Различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства)

Учащиеся должны уметь:
·   Выполнять умножение и деление чисел 0, 1, 10;
·   Решать уравнения вида а+х=б; а-х=б; х-а=б; а×х=б; а:х=б; х:а=б;
·   Находить значения выражений вида а+5; а-5; 4-а; а:2; а×4; 6:а при заданных числовых значениях переменной;
·   Решать задачи в 2-3 действия;
·   Находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;
·   Находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;
·   Чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;
·   Узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;
·   Записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;
·   Читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
·   Решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
·   Составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
·   Заполнять магические квадраты размером 3×3;
·   Находить число перестановок не более чем из трех элементов;
·   Находить число пар на множестве из 3-5 элементов (число сочетаний по 2);
·   Находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
·   Проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
·   Объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;
·   Решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
·   Уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса

В основе отбора методов и средств обучения и развития лежит деятельностный подход.
Содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами:
обязательные для изучения

  • числа и операции над ними;
  • величины и их измерение;
  • текстовые задачи;
  • элементы геометрии;
  • элементы алгебры;
  • работа с информацией;

необязательные

  • элементы стохастики;
  • занимательные и нестандартные задачи. 

Программа разработана в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.
На изучение математики во 2 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.
В авторскую программу внесены изменения.
2-й класс

"Моя математика" (136 часов)

Основными целями курса математики для 1–4 классов, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, являются:

  • формирование у учащихся основ умения учиться;
  • развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
  • создание для каждого ребенка возможности высокого уровня математической подготовки.

Соответственно, задачами данного курса являются:

  1. формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
  2. приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
  3. формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;
  4. духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учетом специфики начального этапа обучения математике, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
  5. формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
  6. реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;
  7. овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
  8. создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в Образовательной программе «Школа .100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности , готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.

Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 1-4-м классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета, - уметь

  • использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
  • производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
  • читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
  • формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
  • работать в соответствии с заданными алгоритмами;
  • узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
  • вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения е применения формы.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных коммуникативных), позволяющих достигать предметных, мета предметных и личностных результатов.

Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемы определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умение различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаке вые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальны пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня абстрактного мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики является раннее появление (уж в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлен активной пропедевтикой этого компонента в начальной школе.

Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).

Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использование: математических терминов и понятий, формулировать в ходе выполнения задания вопросы и ответы, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи.

Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, а также выполняя заданные в учебнике проекты, они учатся работать в парах и малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и организовывая совместные практические действия, является важнейшим умением для современного человека.
Контроль за усвоением знаний

Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно- методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного на основе заданий учебника, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.

Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумывать задания для повторения, закрепления и обобщения изученном ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
В результате изучения курса «Математика», учащиеся должны освоить предметное содержание курса и у учащихся должны сформироваться общеучебные умения и способы познавательной деятельности, определённые стандартами.

Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Количество часов на изучение

программа

корректировка

Повторение материала, изученного в 1 классе.

6

5

Сложение и вычитание в пределах 20.

23

28

Числа от 1 до 100 (нумерация).

7

5

Сложение и вычитание в пределах 100.

33

31

Умножение и деление чисел.

58

59

Повторение учебного материала,  изученного во 2 классе.

9

8

 

136

136

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы
136 часов в год (4 часа в неделю).

Повторение изученного в первом классе (6 ч)
Величины: масса, объём. Действия сложение и вычитание. Числовые выражения и компоненты действий. Задача. Обратные задачи. Решение задач.
Сложение и вычитание в пределах 20 (23 ч)
Высказывания. Классификация высказываний. Высказывания истинные и ложные. Переменная. Выражения с переменной. Уравнение. Корень уравнения. Составление, решение и проверка уравнений. Порядок действий в выражении со скобками. Переместительное и сочетательное свойства сложения. Группировка слагаемых в сумме. Вычитание суммы из числа. Вычитание числа из суммы. Сложение и вычитание чисел.
Решение задач.
Плоские и объёмные фигуры. Плоскость. Обозначение геометрических фигур. Острые и тупые углы.
Числа от 1 до 100. Устная и письменная нумерация двузначных чисел. (7)
Числа от 20 до 100. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел. Образование двузначных чисел.
Числа от 1 до 100. Образование, название, последовательность, чтение и запись чисел. Сумма разрядных слагаемых.
Решение задач арифметическим способом.
Длина. Единица измерения длины. Метр.
Сложение и вычитание в пределах 100 (33 ч)
Сложение и вычитание в пределах двузначных чисел. Устные приёмы вычислений. Алгоритмы устных вычислений. Сложение и вычитание круглых чисел. Сложение и вычитание чисел вида 34+ 20, 34+2, 34+24, 26+7, 33-7. Взаимосвязь операций сложения и вычитания. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений. Прямая и обратная операции. Письменные приёмы вычислений. Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик. Алгоритм письменного сложения. Алгоритм письменного вычитания. Способы проверки правильности вычислений. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонентов. Установка порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них.
Решение уравнений в начальной школе. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Перевод именованных чисел в заданные единицы. Сравнение именованных чисел. Сложение и вычитание именованных чисел.
Решение задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Решение задач с альтернативным условием.
Периметр многоугольника. Решение задач на нахождение периметра и неизвестной стороны треугольника.
Представление о площади фигуры. Измерение площади геометрической фигуры. Единицы измерения площади. Квадратный сантиметр (см2) . Квадратный дециметр (дм2).
Умножение и деление (58 ч)
Нахождение суммы одинаковых слагаемых. Представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Знак действия умножения. Компоненты действия умножения. Переместительное свойство умножения. Умножение с 0 и 1. Умножение чисел 2 - 9. Чётные и нечётные числа. Операция деления. Знак действия деления. Компоненты действия деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел. Деление с 0 и 1. Невозможность деления на 0. Умножение и деление чисел. Порядок действий в выражении со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения со скобками и без скобок. Понятия «увеличить в(на) ...», «уменьшить в (на) ...». Обратные действия. Понятия «больше в..», «меньше в ...». Умножение и деление чисел на 10. Арифметические действия над числами.
Сравнение выражений с переменной. Решение уравнений нахождение неизвестного компонента действий умножения и деления.
Решение простых и составных задач, содержащих понятия «увеличить в (на)...»; «уменьшить в (на)...»; на разностное и кратное сравнение; прямая и обратная пропорциональность.
Цена, количество и стоимость товара. Время. Единица времени – час. Сравнение и упорядочение величин.
Формула площади. Вычисление площади прямоугольника и квадрата. Соотношения между единицами измерения площади. Формула периметра. Вычисление периметра прямоугольника и квадрата.
Окружность. Радиус окружности. Круг.
Алгоритм. Блок-схема.
Повторение изученного во втором классе (9 ч)
Решение уравнений. Решение задач. Арифметические действия над числами Сложение и вычитание, умножение и деление.

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ
Диагностика учебных достижений по математике осуществляется на основе самостоятельных и контрольных работ для 2 класса Козлова С.А., Рубин А.Г. Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких. Данные работы представлены в двух вариантах. Самостоятельные работы носят обучающий характер, предназначены для выявления учащимися и коррекции своих индивидуальных затруднений при освоении учебного содержания курса. Контрольные работы позволяют выявить реальный уровень подготовки каждого учащегося по всем изучаемым разделам курса в сравнении с возрастной группой и определить наиболее эффективную индивидуальную траекторию его саморазвития. Также для контроля предметных и метапредметных результатов используются «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» - Бунеева Е.В., Вахрушев А.А, Козлова С.А., Чиндилова ОВ.

Примерный график проведения контрольных работ
 

Период обучения

№ урока

Вид работы

Темы

1 четверть

3

Математический диктант № 1

 
 

8

Контрольная работа № 1

Повторение

 
 

13

Математический диктант № 2

 
 

21

Математический диктант № 3

 
 

25

Контрольная работа № 2

Сложение и вычитание в пределах 20

 
 

31

Математический диктант № 4

 
 

32

Контрольная работа № 3

2 четверть

45

Математический диктант № 5

 
 

52

Контрольная работа №4

Сложение и вычитание двузначных чисел

 
 

56

Математический диктант № 6

 
 

61

Контрольная работа за 2 четверть

Темы, изученные в первом полугодии

 
 

63

Математический диктант № 7

3 четверть

72

Математический диктант № 8

 
 

80

Математический диктант № 9

 
 

86

Контрольная работа № 6

Текущая

 
 

90

Математический диктант № 10

 
 

98

Математический диктант № 11

 
 

102

Контрольная работа № 7

Табличное умножение и деление

4 четверть

108

Математический диктант № 12

 
 

111

Математический диктант № 13

 
 

122

Контрольная работа № 8

Площадь, периметр

 
 

127

Итоговая контрольная работа

Материал, изученный во 2 классе

 
 

133

Комплексная контрольная работа

Материал, изученный во 2 классе

ИТОГО:

Математические диктанты

13

Контрольные работы

10

  

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на данной образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Математика» в частности.
Возрастные психологические особенности младших школьников делают необходимым использование моделирования как универсального учебного действия. Оно осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы, но для математики это действие представляется наиболее важным, так как оно создаёт важнейший инструментарий для развития у детей познавательных универсальных действий. Так, например, большое количество математических задач может быть понято и решено младшими школьника¬ми только после создания адекватной их восприятию вспомогательной модели.
Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-
заместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, сканер и др.). Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов оно позволяет создать наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Математика».

Наряду с принципом наглядности, в изучении курса «Математика» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, осознанное усвоение изучаемого материала. На начальном этапе (1-2 класс) предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти младших школьников. Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности образовательного процесса в начальной школе при изучении математики состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал.

Раздаточный материал для такого рода работ должен включать реальные объекты (различные объекты живой и неживой природы), изображения реальных объектов (разрезные карточки, лото), предметы - заместители реальных объектов (счётные палочки, раздаточный геометрический материал), карточки с моделями чисел.
В ходе изучения курса «Математика» младшие школьники на доступное для них уровне овладевают методами познания, включая моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости и времени), наблюдение, измерение, эксперимент (статистический). Для этого образовательный процесс должен быть оснащён необходимыми измерительными приборами: весами, часами и их моделями, сантиметровыми линейками и т.д.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль