Разработка литературного вечера "Пока письмо живёт..."

3517

Автор: Якушева Олеся Викторовна, учитель русского языка и литературы. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Пахачинская средняя школа" Олюторского муниципального района Камчатского края

Содержание вечера
1. Вступительное слово ведущего.
2. Что такое эпистолярное искусство?
3. Письма бывают деловые, дружеские, любовные, семейно-бытовые.
4. XIX век – "золотой век" письма. Читаем письма – узнаём о сокровенном.
5. Как правильно написать письмо.
6. Заключение. Письмо – носитель и хранитель информации, чувств и переживаний, оно духовно связывает людей, помогает стать добрее, мудрее, милосерднее.

Цель: пробудить интерес к эпистолярному жанру, способствующему формированию у подростков духовно-нравственных личностных качеств.

Задачи:
Воспитывать в учащихся духовно-нравственные личностные качества: чувство милосердия, чуткость и внимательность по отношению к близким.
Научить грамотно писать письма.
Учить применять знания по литературе, русскому языку на практике.
Воспитывать интерес к гуманитарным предметам.

Возраст детей: 13-17 лет

Ход литературного вечера
Звучит "Лунная соната" Бетховена.

Слайд №1. "Пока письмо живёт…"Ведущий:
Письмо живёт, пока есть человек,
Не просто человек, а личность
С её страстями, думами и сердцем,
С рождением письма познавшим гармоничность.
Пишите письма, когда хочется к родным.
Письмо поддержит и утешит старость.
Влюблённым помогает объясниться…
Пишите, доставляя близким радость…

- Сегодня мы поговорим о письме как жанре литературы, который относится к эпистолярному искусству. Кто из вас знает, что означает слово "эпистолярный"?
(Учащиеся высказывают свое мнение)

Слайд №2. "От греч. epistole – письмо. Эпистолярный жанр – литературное произведение в форме писем, посланий"Ведущий:
-Эпистолярное искусство, т.е. умение писать письма, сегодня, к сожалению, не очень популярно. Многие уже не умеют и не хотят их писать.
-Каким образом в XXI веке люди передают информацию?
(Новое поколение XXI века передаёт письма по электронной почте, отправляет SMS-сообщения по телефону мобильной связи, а письма на бумаге люди теперь пишут редко.)

Ведущий:

-Слово "письмо" есть в "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И.Даля :

Слайд №3. "Письмо. Грамотка, уведомленье, сообщенье на бумаге, лист южн. зап. писанье, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому" .

-Предлагаю вам выполнить задание: подберите самостоятельно синонимы к слову "письмо". (Даётся время на выполнение задания, затем учащиеся называют синонимы)

-А теперь найдите "лишнее":
Слайд №4. "Записка, рассказ, послание, посылка, отправка, уведомление, грамотка, конверт, известие, привет, корреспонденция, переписка, сообщение, писание, письменное обращение, эпистолярный жанр…"

-По тематике письма бывают разные. Выделяют 4 основные разновидности писем:
Слайд №5. "Письма бывают любовные, деловые, дружеские, семейно-бытовые"

Письмо помогает людям раскрыться, стать ближе друг к другу, через письмо можно утешить, развеселить, дать совет, поддержать человека, которому оно адресовано, письмо даёт возможность людям узнать лучше друг друга, общение через письмо помогает каждому пишущему быть самим собой.Ведущий:
- В XXI веке жанр письма стал непопулярен. А вот XIX век можно назвать не только "золотым веком" русской литературы, но и "золотым веком" письма.

Слайд №6. "XIX век – "золотой век" письма"
Популярность эпистолярного жанра в XIX веке отражена в литературных произведениях того времени. Жанр письма в литературе – особый художественный приём, помогающий создать психологический портрет героя произведения. Послушаем письма литературных героев, прочитают их подготовившиеся ученики, и кратко проанализируем каждое послание: какие это письма и как они характеризуют их авторов.

Вам нужно будет ответить на следующие вопросы:

  1. Из какого произведения письмо?
  2. Кто автор произведения?
  3. Кто и кому адресовал своё письмо? Назовите имена героев.
  4. По тематике к какому типу относится это письмо?
  5. Что вы можете сказать о написавшем письмо герое, о его характере?

Учащиеся зачитывают письма:
1) "Письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину" из романа в стихах "Евгений Онегин" А.С.Пушкина;
2) "Письмо матери к Родиону Раскольникову" из романа "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского;
3) "Письмо Архипа Савельева к отцу Петра Гринёва" из повести "Капитанская дочка" А.С.Пушкина;
4) "Письмо няньки к Владимиру Андреевичу Дубровскому" из повести "Дубровский" А.С.Пушкина.

В произведениях XXI века мы также читаем письма литературных героев.
Послушайте ещё одно письмо.
(Зачитывается и обсуждается "Письмо Георгия Желткова к Вере Николаевне Шеиной" из повести "Гранатовый браслет" А.И.Куприна.)

Ведущий:
-Мы убедились, что письмо характеризует того, кто его пишет.
Ребята, кто из вас недавно написал письмо кому-либо. Любите ли вы получать письма? Почему?

В народе говорят: "Письмецо придёт и вестей принесёт". А ещё говорят: "Что написано пером, не вырубить топором". Чему учит эта народная пословица?
-А кто из вас знает, как правильно написать письмо?

Слайд №7. "Основные части письма"
-Грамотно написанное письмо состоит из следующих основных частей: 1)приветствие, обращение; 2)основная часть письма содержит информацию, которую хочет изложить пишущий; 3)прощание, 4)дата написания и подпись.

Слайд №8. "Этикет письма"
-Следует помнить, что приветствие, обращение, прощание, дата и подпись – обязательные элементы письма. Это обрамление послания называют "этикетом" письма. Соблюдение "этикета" в письме – знак уважения к адресату, средство передачи авторских эмоций.

Ведущий:
-Мы живём в XXI веке, когда человечество изобрело десятки способов передачи информации, но письмо не исчезло и никогда не исчезнет, потому что оно помогает людям понять друг друга.

Письмо – носитель и хранитель информации, чувств и переживаний, оно духовно связывает людей, помогает стать добрее, мудрее, милосерднее. Письма обычно хранят, потом не раз перечитывают, чтобы вновь испытать пережитые чувства и эмоции, вернуться в прошлое, что-то переосмыслить, что-то для себя открыть, сокровенное и важное.
Учитесь писать письма, радуйте ими своих родных и близких, друзей и любимых.
Письмо живёт и будет жить, "пока есть человек, не просто человек, а личность с её страстями, думами и сердцем".
(Звучит "Лунная соната" Бетховена)Приложения

Приложение 1.
"Письмо няньки к Владимиру Андреевичу Дубровскому"
из повести "Дубровский" А.С.Пушкина.

Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, развалившись
по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камердинер, подал ему письмо, коего надпись и печать тотчас поразили молодого человека. Он поспешно его распечатал и прочел следующее:
"Государь ты наш, Владимир Андреевич, - я, твоя старая нянька, решилась
тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое - а в животе и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову - потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, - и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду.
Остаюсь твоя верная раба, нянька
Орина Егоровна Бузырева.
Посылаю мое материнское благословение Грише, хорошо ли он тебе служит? У нас дожди идут вот ужо друга неделя и пастух Родя помер около Миколина дня".

"Письмо Архипа Савельева к отцу Петра Гринёва"  из повести "Капитанская дочка" А.С.Пушкина
Я сидел, погруженный в глубокую задумчивость, как вдруг Савельич
прервал мои размышления. "Вот, сударь, - сказал он, подавая мне исписанный лист бумаги, - посмотри, доносчик ли я на своего барина и стараюсь ли я помутить сына с отцом." Я взял из рук его бумагу: это был ответ Савельича на полученное им письмо. Вот он от слова до слова:
"Государь Андрей Петрович,
отец наш милостивый!
Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на
меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний; а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. Я ж про рану Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испужать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за ее здоровие бога буду молить. А Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь под самую косточку, в глубину на полтора вершка, и лежал он в доме у коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов; и теперь Петр Андреич, слава богу, здоров, и про него, кроме хорошего, нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.
Верный холоп ваш Архип Савельев".
Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.
Отвечать батюшке я был не в состоянии; а чтоб успокоить матушку, письмо Савельича мне показалось достаточным.

"Письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину" из романа в стихах "Евгений Онегин" А.С.Пушкина

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...

"Письмо Георгия Желткова к Вере Николаевне Шеиной" из повести "Гранатовый браслет" А.И.Куприна
…Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам.
Еще раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом.
Ваш до смерти и после смерти покорный слуга
Г.С.Ж.

"Письмо матери к Родиону Раскольникову" из романа "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского
Милый мой Родя, … вот уже два месяца с лишком как я не
беседовала с тобой письменно, от чего сама страдала и даже иную ночь не
спала, думая. Но, наверно, ты не обвинишь меня в этом невольном моем
молчании. Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты
наше все, вся надежда, упование наше. Что было со мною, когда я узнала, что ты уже несколько месяцев оставил университет, за неимением чем содержать себя, и что уроки и прочие средства твои прекратились! Чем могла я с моими ста двадцатью рублями в год пенсиона помочь тебе? Пятнадцать рублей, которые я послала тебе четыре месяца назад, я занимала, как ты и сам знаешь, в счет этого же пенсиона, у здешнего нашего купца Афанасия Ивановича Вахрушина. Он добрый человек и был еще приятелем твоего отца. Но, дав ему право на получение за меня пенсиона, я должна была ждать, пока выплатится долг, а это только что теперь исполнилось, так что я ничего не могла во все это время послать тебе. Но теперь, слава богу, я, кажется, могу тебе еще выслать, да и вообще мы можем теперь даже похвалиться фортуной, о чем и спешу сообщить тебе. И, во-первых, угадываешь ли ты, милый Родя, что сестра твоя вот уже полтора месяца как живет со мною, и мы уже больше не разлучимся и впредь. Слава тебе господи, кончились ее истязания…"

 
 
 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль