Новый закон будет полезен всем

1372

Ефим Лазаревич, у закона об изменении правового статуса бюджетных учреждений есть противники, в том числе и среди Ваших коллег. Как Вы считаете, принесет ли он пользу, и если принесет, то кому?

Новый закон будет полезен всем, поскольку содержит конструктивные решения многих насущных проблем. Во-первых, "нечестные" школы лишатся возможности взимать различные поборы с родителей, т. к. по новым правилам образовательные учреждения, желающие зарабатывать дополнительные средства, должны будут делать это легально и прозрачно – путем введения платных образовательных услуг. Во-вторых, перейдя в новый статус, школы освободятся от сметного финансирования. Они будут получать средства в рамках выполнения государственного задания и публично отчитываться за каждую потраченную копейку. В-третьих, на те школы, которые перейдут в статус автономных учреждений, не будет распространяться действие Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", согласно которому единственным критерием определения победителя конкурсных торгов является цена товара. Мы, например, обожглись на этом, когда приобретали мебель для школьной столовой. Объявили конкурс и вынуждены были как бюджетное учреждение заключить контракт с той организацией, которая предложила наименьшую цену. В результате получили некачественную мебель, которая через полгода развалилась. Теперь же с принятием Закона № 83-ФЗ образовательным учреждениям, перешедшим в статус автономных, не нужно будет проводить конкурсные торги. Это позволит им как заказчикам сэкономить не только время, но и средства. Лично для нас критерием будет служить соотношение цены-качества товара, работы или услуги, а также факт размещения заказа школы у единственного поставщика.

Какие еще плюсы Вы видите в освобождении школ от сметного финансирования?

Приведу конкретный пример. В настоящее время у нашего учреждения за счет регрессной шкалы подоходного налога образовалось 2 млн руб. А нам как раз остро необходимо провести ремонт кровли в двух зданиях и купить электронные школьные доски для начальной школы. Однако эти деньги я смогу потратить только на заработную плату. Для приобретения досок потребуется разрешение главного распорядителя кредитов, на что уйдет как минимум четыре-пять недель. Теперь по новому закону школы будут получать финансирование не по смете (столько-то на мел, столько-то на мебель и столько-то на зарплату), а общей суммой на все сразу, после чего администрация вместе с управляющим советом будут распределять деньги в зависимости от конкретных нужд и потребностей.

Разработчики Закона № 83-ФЗ объясняют необходимость реформ тем, что "существующая в Российской Федерации система бюджетных учреждений до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности государственных и муниципальных услуг". Разделяете ли Вы такую точку зрения?

Да, совершенно с ней согласен. Существующая система бюджетных учреждений и схема их финансирования возникли еще при советской власти. Однако ситуация с тех пор изменилась. Только за последнее десятилетие детей в России стало меньше на 8 млн. Количество же школ не уменьшилось, равно, как и количество педагогов и педагогических вузов, хотя в стране сегодня учительская безработица. Естественно, что эту систему надо как-то оптимизировать, но не волюнтаристским путем, за которым могут стоять субъективные или коррупционные решения. Необходимо поставить образовательные учреждения в такие условия, которые "заставят" их работать эффективно. Это вовсе не означает, что они должны брать с родителей обучающихся деньги. Каждое учреждение будет получать задание от учредителя, государства. Справляется коллектив с заданием – учреждение функционирует, т. е. живет, а не справляется – возникает вопрос, по какой причине? Может быть, там директора надо поменять?

Даже в Москве сегодня существуют десятки школ, которые не могут набрать детей в первый класс. А рядом с ними находятся школы, в которые конкурс пять человек на место, потому что родители считают, что там их дети получат хорошее образование. Что в перспективе произойдет со школой, которая не удовлетворяет потребности родителей? Конечно же ее не обанкротят, поскольку новым законом такая процедура не предусмотрена. Просто в следующий раз она не получит государственное задание либо задание ей изменят – она станет, например, баскетбольным центром. Таким образом, по естественным причинам и в силу стремления школ получить государственное задание и финансирование под его выполнение должно измениться и качество предоставляемых услуг. Единственное, от чего я хочу предостеречь, – не ждите быстрых результатов, на их достижение может уйти восемь-десять лет.

А чем, по Вашему мнению, вызваны опасения руководителей образовательных учреждений? Некоторые из них пугают родителей тем, что им придется оплачивать чуть ли не половину учебных часов в неделю.

Эти руководители не читали закон и пользуются теми же слухами, что и родители. Задание будет основано на государственном стандарте образования, обязательном для исполнения. Это значит, что если по государственному стандарту в первом классе положено в неделю дать бесплатно 22 ч в рамках основного (общего) образования и 10 ч в рамках дополнительного образования за счет муниципалитета, то они и будут даны. И если из этих 32 ч хотя бы один час руководитель учреждения попросит оплатить родителей, то его ждет встреча с прокурором.

В связи с принятием Закона № 83-ФЗ школам придется внести изменения в устав, привести в порядок документацию, в том числе имущественную, и погасить долги – зарплатные и коммунальные. При этом, как Вы уже заметили, новым законом банкротство образовательных учреждений не предусмотрено…

Да, банкротство детских садов, школ и вузов закон не допускает, так же, как и приватизацию, акционирование и отчуждение недвижимости без разрешения учредителя.

А по факту что ждет руководителей-банкротов?

Ну что их ждет? Ждет реструктуризация. В Москве, кстати, она уже идет полным ходом: в этом году, например, закрыли 30 школ. То есть не совсем, конечно, закрыли, просто исчезли номера. В частности, нашему Центру образования передали здание школы, где еле-еле набрали один первый класс. Теперь у нас там размещается 22 класса начальной школы.

Ефим Лазаревич, Общественная палата РФ, членом которой Вы являетесь, высказывала свои замечания и предложения при обсуждении проекта закона. Были ли они учтены в окончательном варианте документа?

Да. Между прочим, самым главным нашим предложением было вводить закон не резко, а постепенно, предусмотрев при его реализации "год пробных шагов" с тем, чтобы окончательно он вступил в силу только в 2012 г.

И последний вопрос: каких подводных камней при реализации нового закона стоит опасаться?

Опасаться стоит нерадивых муниципальных и региональных чиновников, поскольку федеральная власть сделала все от нее зависящее, чтобы создать комфортные условия для развития хороших, успешных школ… В любом случае руководителям образовательных учреждений надо понять, что прошли те времена, когда можно было прийти к начальнице районо, упасть на колени и сказать: "Марья Ивановна, матушка, помоги, дай денег!" Подобные способы решения проблем ушли в прошлое… Работать надо больше, тогда и будет успех!

Интервью подготовила
С. Макарова

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль