Изменение правового статуса бюджетных учреждений

5061

Изменение правового статуса бюджетных учреждений

На протяжении длительного времени в рамках концепции модернизации образования ставился вопрос об изменении формы образовательных учреждений, с тем чтобы они могли самостоятельно распоряжаться средствами от приносящей доход деятельности.

В п. 5 ст. 41 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации” определено, что доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, а также средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета, составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

Однако введение в действие данного положения было приостановлено до принятия закона, “определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности” (п. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ)). Вероятно, такой закон будет вскоре принят.

30 декабря 2009 г. в Государственную Думу РФ был внесен проект Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”, затрагивающий различные аспекты правового и финансово-экономического регламента деятельности всех бюджетных учреждений, в т. ч. образовательных.

Типы государственных (муниципальных) учреждений

Прежде всего, в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” введена новая статья, в которой установлены три типа государственных (муниципальных) учреждений: автономные, бюджетные и казенные.

Казенным учреждением в новой (будущей) редакции БК РФ признается “…государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы”.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Определение автономного учреждения оставлено без изменений – в действующей редакции Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (далее – Закон № 174-ФЗ).

Регламент деятельности бюджетных учреждений

В результате предполагаемых инноваций претерпел принципиальные изменения регламент деятельности бюджетного учреждения.

В новой редакции ст. 120 Гражданского кодекса РФ определено, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Орган государственной власти (или местного самоуправления) устанавливает для бюджетного учреждения государственные (муниципальные) задания, соответствующие основным видам деятельности бюджетного учреждения, предусмотренным в его учредительных документах.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими средствами через лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования). В то же время при расходовании средств бюджетным учреждением не предусмотрена смета доходов и расходов, что должно обеспечить большую мобильность финансово-хозяйственной деятельности учреждения за счет устранения процедуры передвижки средств со статьи на статью и в пределах финансового года.
Бюджетное учреждение обязано вести реестры закупок, осуществляемых без заключения договоров (контрактов), в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ для получателей бюджетных средств. При этом на бюджетное учреждение по-прежнему распространяются положения, установленные Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ).

В составе имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем на праве оперативного управления, выделяется особо ценное движимое имущество по аналогии с данной категорией имущества, введенного в Законе № 174-ФЗ. Порядок отнесения имущества к этой категории, равно как и права распоряжения им, устанавливаются единообразно как для бюджетных, так и для автономных учреждений.

По аналогии с правами автономного учреждения в соответствующей области деятельности установлено право бюджетного учреждения на выполнение работ и оказание услуг, относящихся к его основным видам деятельности (предусмотренным уставом), для граждан и юридических лиц за плату.

Введено понятие крупной сделки по отношению к денежным средствам и иному имуществу, которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (в соответствии с законодательством). Порядок совершения крупной сделки, равно как и ответственность руководителя бюджетного учреждения по таким сделкам, определена по аналогии с регламентом, установленным для автономного учреждения.

Бюджетное учреждение (как и государственные (муниципальные) учреждения других типов) обязано публиковать отчеты о своей деятельности и использовании закрепленного за ним имущества. Перечень сведений, которые должны содержаться в таких отчетах, устанавливается Правительством РФ или органом государственной власти субъекта РФ, или органом местного самоуправления.

Безусловно, положительным моментом рассматриваемого законопроекта является получение бюджетным учреждением права самостоятельного распоряжения средствами от приносящей доход деятельности и приобретенным за счет этих доходов имуществом. Впрочем, перечень полномочий бюджетного учреждения в рамках категории “самостоятельного распоряжения” требует уточнения. В частности, остается открытым вопрос, имеет ли бюджетное учреждение право продать неиспользуемое имущество, ранее приобретенное за счет приносящей доход деятельности.

В законопроекте отменена ст. 321.1 Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (часть вторая) (далее – НК РФ) “Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями”. Это позволит, во-первых, избежать весьма распространенного в системе приносящей доход деятельности бюджетных учреждений налогового правонарушения, связанного с распределением расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств между сметой бюджетных ассигнований и сметой средств от приносящей доход деятельности. Во-вторых, налогообложение бюджетных учреждений будет проводиться по единым правилам НК РФ, установленным для некоммерческих организаций.

В целом установленные условия деятельности бюджетных учреждений приближены к условиям деятельности автономных. Тем не менее у автономных учреждений остается более высокий уровень финансово-хозяйственной самостоятельности, которая достигается за счет открытия расчетного (а не лицевого) счета, а также возможности прямого приобретения имущества (без учета требований Закона № 94-ФЗ) и, при определенных условиях, перехода на упрощенную систему налогообложения. Кроме того, бюджетные учреждения, в отличие от автономных, лишены права совершать сделки с ценными бумагами и размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях.

Несмотря на отмеченные ограничения, бюджетные учреждения в предполагаемом статусе выходят на более высокий уровень финансово-экономической самостоятельности и активности. В этих условиях квалификация и профессиональная компетентность их финансового менеджмента должна многократно повыситься. Другими словами, учреждениям нужны специалисты в области бухгалтерского и налогового учета для некоммерческих организаций, знакомые в то же время со спецификой образовательной сферы.

Особенности функционирования казенных учреждений

В законопроекте для казенных учреждений определены условия функционирования, близкие к условиям функционирования бюджетных учреждений (в их нынешнем статусе):

  • финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы;
  • казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами, однако доходы от такой деятельности поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ;
  • казенное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника этого имущества;
  • операции с бюджетными средствами казенное учреждение осуществляет через лицевые счета, открытые в соответствии с БК РФ;
  • казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги, ему не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты.

Нормы ст. 161 “Особенности правового положения казенных учреждений” законопроекта распространяются на органы государственной власти, органы местного самоуправления и органы управления государственными внебюджетными фондами. В частности, предложено изменить тип учреждений на казенное таких организаций, как, например, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, исправительные учреждения и т. п.

Таким образом, в случае введения в действие рассматриваемого законопроекта руководителям и учредителям образовательных учреждений придется решать вопрос об изменении условий функционирования. Смогут ли образовательные учреждения остаться в прежнем статусе бюджетополучателей, пока сказать сложно – в законопроекте на этот счет нет четких указаний.

Нормативные документы

  • Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (часть вторая) (ред. от 27.12.2009)
  • Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2009)
  • Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс
  • Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации”
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (ред. от 18.10.2007)
  • Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (ред. от 27.12.2009)
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (ред. от 17.07.2009)

М.Л. Левицкий,
директор Института подготовки руководящих педагогических кадров, декан экономического факультета
Московского городского педагогического университета



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль