Обязанности инноваторов

1980

Кто должен обеспечивать работу образовательного учреждения в инновационном режиме?

Внедрение инноваций в образовательном учреждении требует наличия следующих кадров:

1. Научный руководитель.

2. Научный консультант.

3. Руководители инновационных подразделений (кафедр, лабораторий, инициативных, рабочих, проектных групп, временных научно-исследовательских коллективов).

4. Заместитель руководителя по научно-методической (экспериментальной, инновационной) работе.

5. Заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе.

6. Педагоги-инноваторы (исследователи, экспериментаторы).

7. Специалисты по профилю инновации (врачи, психологи, социологи, журналисты, научные сотрудники и др.).

Для организации инновационной деятельности приглашается научный руководитель инновационного проекта, который, как правило, является представителем научно-исследовательского учреждения и входит в управленческую структуру школы или детского сада.

Сферы влияния и функционал руководителя образовательного учреждения и научного руководителя должны быть четко разделены.

Руководитель школы или детского сада является руководителем инновационного процесса, поскольку контролируют всю деятельность образовательного учреждения. Он наиболее адекватно выстраивает и грамотно прогнозирует развитие инновационной деятельности, поскольку знает особенности учреждения и профессиональный потенциал сотрудников, отслеживает ресурсное и организационное обеспечение инновационного проекта.

Научный руководитель инициирует (генерирует) идеи, является носителем идеологии и основной концепции инновации, выстраивает инновационную деятельность педагогов, опираясь на самые прогрессивные идеи современной науки, формирует и контролирует весь блок содержательной работы.

Возможен иной вариант взаимоотношений между руководителем образовательного учреждения и научным руководителем: "заказчик – исполнитель", предполагающий неравенство позиций и не способствующий активному включению в инновационную деятельность той фигуры, которая выступает в роли исполнителя.

Причем исполнителем может выступать любая из сторон: руководитель образовательного учреждения, если научный руководитель навязан административным приказом; научный руководитель, если заказ формулирует образовательное учреждение, а сам он занимает позицию незаинтересованного исполнителя, мотивированного только дополнительным заработком.

Консультационное, информационное и экспертное сопровождение инновации может обеспечивать научный консультант в случае, если образовательное учреждение не оформляет статус инновационной (экспериментальной) площадки и наличие официального научного руководителя не является обязательным для обеспечения инновационного режима.

Отношения научного консультанта с руководителем школы или детского сада строятся по принципу "заказчик – исполнитель". Образовательное учреждение может каждый раз приглашать разных экспертов-консультантов в зависимости от конкретных задач. Наличие научного руководителя не отменяет возможности привлечения консультантов и даже оптимизирует этот процесс за счет более широких связей.

Педагог-инноватор (экспериментатор) отличается от остальных педагогов тем, что не просто выполняет новый набор функциональных задач, но и обладает принципиально иным типом мышления, основанным на рефлексии, проектировании, прогнозировании, управлении собственной деятельностью. Организуя работы инновационных структур, педагоги осваивают новые формы планирования своей работы, включающие элементы научного исследования и апробации новых идей и технологий.

Руководители инновационных подразделений (кафедр, лабораторий, временных научно-исследовательских коллективов и др.) назначаются из числа наиболее инициативных и ответственных педагогов-инноваторов.

 Официальный источник

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 01.07.2011)
  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утв. Президентом РФ 04.02.2010
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р

 

Как распределить обязанности между работниками образовательного учреждения, участвующими в инновационной деятельности?

Участвовать в инновационной деятельности могут практически все сотрудники учреждения, включая педагогический и административно-управленческий персонал. Кроме того, в инновационную деятельность могут быть включены родители обучающихся или воспитанников как равноправные участники образовательного процесса. Например, они могут дать внешнюю оценку эффективности инновации и т. д.

Примерные функции некоторых работников образовательного учреждения, реализуемые при осуществлении инновационной деятельности, представлены в таблице.

1

2

3

Наименование должности

Функция, реализуемая в рамках инновационной деятельности

Способы реализации функции

1

2

3

Должности руководителей

Руководитель образовательного учреждения

Организует инновационную деятельность в учреждении. Участвует в разработке и внедрении инновации

Общее руководство инновационной деятельностью, включая делегирование полномочий и подбор кадров.

Обеспечение финансирования инновационной деятельности.

Утверждение локальных актов, регламентирующих инновационную деятельность.

Поощрение работников за внедрение инноваций.

Представление интересов образовательного учреждения в сфере инновационной деятельности при взаимодействии с учредителем, организациями и гражданами (включая заключение договоров)

Заместитель руководителя образовательного учреждения. В отдельных случаях речь может идти о введении специальной должности заместителя руководителя по инновационной деятельности

Организует в учреждении инновационную деятельность по определенному направлению.

Оказывает содействие работникам учреждения в разработке и (или) применении инноваций.

Разрабатывает и внедряет инновации в своей практической деятельности

Информирование работников об условиях и способах осуществления инновационной деятельности (об особенностях разработки и освоения инновационных образовательных программ, способах оформления прав на результаты инновационной деятельности и т. д.).

Организация мероприятий и обеспечение контроля инновационной деятельности в рамках своей компетенции.

Организация процесса отбора, анализа, внедрения инноваций в образовательную деятельность учреждения.

Обеспечение процесса взаимодействия между различными работниками по вопросам, связанным с разработкой, внедрением инноваций в образовательном учреждении.

Организация процесса заключения договоров, разработки документов, связанных с инновационной деятельностью

Должности педагогических работников

Воспитатель (включая старшего)

Способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации учителей и воспитателей, развитию их творческих инициатив.

Содействует вовлечению в инновационную деятельность родителей обучающихся, воспитанников.

Использование инноваций при осуществлении обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, воспитанниками.

Разработка и применение необходимых для использования инноваций документов.

Участие в мероприятиях (на уровне учреждения, муниципальных, региональных и др.), направленных на активизацию инновационной деятельности.

Инициативное внедрение инноваций в собственную педагогическую деятельность.

Содействует организации и проведению мероприятий в сфере инновационной деятельности

Проведение разъяснительной работы с родителями обучающихся, воспитанников, иными лицами

Педагог-психолог, социальный педагог

Осуществляет вовлечение работников в инновационную деятельность образовательного учреждения.

Разрабатывает и внедряет инновации в свою практическую деятельность.

Содействует организации и проведению мероприятий в сфере инновационной деятельности

Использование инноваций при проведении индивидуальной и коллективной работы с обучающимися, воспитанниками.

Организация мероприятий, направленных на выявление творческих способностей обучающихся, воспитанников, позволяющих участвовать в инновационной деятельности образовательного учреждения.

Организация работы детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразной индивидуальной и совместной деятельности обучающихся, воспитанников и взрослых, связанных с разработкой и внедрением инноваций.

Осуществление руководства работой по художественному, спортивному, краеведческому или какому-либо иному направлению, предполагающему вовлечение обучающихся, воспитанников, работников учреждения в процесс инновационной деятельности.

Участие в мероприятиях (на уровне образовательного учреждения, муниципальных, региональных и др.), направленных на активизацию инновационной деятельности

Официальный источник

  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н

 

Какие функции выполняют заместители руководителя образовательного учреждения по инновационной деятельности и по учебно-воспитательной работе?

Заместитель руководителя по инновационной деятельности выполняет три основных функции, которые и определяют виды его деятельности: научную, методическую, управленческую.

Научная деятельность включает в себя:

1. Консультирование по проблемам инновационной деятельности.

2. Участие в планировании и отслеживании инновационной работы.

3. Участие в анализе результатов и корректировку инновационного процесса.

4. Информирование по проблемам инновационной деятельности.

5. Установление внешних связей.

6. Помощь педагогам в обработке и редактировании продуктов их работы в рамках инновационного проекта.

7. Рефлексию общей ситуации инновационной работы.

Методическая работа заключается в формировании у педагогов-инноваторов необходимых профессиональных навыков; обучении способам исследовательской и инновационной деятельности; организации и проведении обучающих семинаров, тренингов и конференций по проблематике инновационной работы; организации повышения квалификации педагогов-инноваторов.

Организационно-управленческая работа состоит из следующих направлений деятельности:

1. Контроль за работой инновационных подразделений.

2. Решение кадровых вопросов в рамках инновационной деятельности.

3. Организация и проведение семинаров и конференций по трансляции наработанного опыта, организация подготовки публикаций по инновационному проекту.

Заместитель руководителя по инновационной деятельности:

1. Отслеживает и корректирует процесс инновационной деятельности педагогов.

2. Помогает педагогам осваивать новые для них способы работы, формулировать исследовательские проблемы и проектировать способы их решения, описывать полученный опыт.

3. Совместно с научным руководителем разрабатывает стратегию и тактику развития инновационного процесса.

4. Контролирует работу инновационных подразделений и обеспечивает связи между ними.

5. Обеспечивает внешние контакты со специалистами из других учреждений (институтов, центров, фондов и др.).

Для оптимальной реализации своих функций заместитель по инновационной деятельности должен: иметь опыт практической и научно-исследовательской работы; хорошо ориентироваться в современной теории и практике образования и смежных с ней областей (психология, философия, культурология и т. п.); владеть технологиями проектирования и экспертизы образовательных систем.

На должность заместителя по инновационной деятельности может быть привлечен:

1. Специалист из числа научных работников.

2. Сотрудник образовательного учреждения, обладающий необходимыми навыками и готовый к интенсивным интеллектуальным нагрузкам и дополнительному обучению.

3. Педагог, совмещающий трудовую деятельность с обучением в аспирантуре.

Заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе, являясь обязательным участником инновационного процесса, выполняет следующие функции:

1. Осуществляет контроль за качеством образовательной деятельности.

2. Является внутренним экспертом эффективности влияния инноваций на результат образовательной деятельности.

3. Занимается непосредственной реализацией инновационных проектов, например в рамках своей преподавательской работы (исключение составляют инновации в сфере управления образованием: очевидно, что в этом случае вся управленческая команда будет работать в инновационном режиме).

Официальный источник

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 01.07.2011)
  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утв. Президентом РФ 04.02.2010
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р

 

Какие факторы влияют на инновационную деятельность работников образовательного учреждения?

Факторы, как способствующие, так и препятствующие нововведению, представлены в таблице:

1

2

Факторы, способствующие нововведению

Факторы, препятствующие нововведению

1

2

1. Личные интересы работников:

  • увеличение заработной платы в результате нововведения;
  • расширение прав;
  • сокращение обязанностей;
  • улучшение положения и позиций в образовательном учреждении и вне учреждения;
  • улучшение перспектив на будущее в образовательном учреждении и вне учреждения;
  • улучшение возможностей для самоутверждения;
  • полное использование знаний и возможностей;
  • хорошая информированность в образовательном учреждении и вне учреждения;
  • улучшение репутации в образовательном учреждении и вне учреждения;
  • расширение неофициальных возможностей улучшения благосостояния работника и членов его семьи (образование, досуг, медицина и др.)

1. Личные интересы работников:

  • уменьшение заработной платы в результате нововведения;
  • сокращение прав;
  • расширение обязанностей;
  • ухудшение положения и позиций в образовательном учреждении и вне учреждения;
  • ухудшение перспектив на будущее в образовательном учреждении и вне учреждения;
  • ухудшение возможностей для самоутверждения;
  • неполное использование знаний и возможностей;
  • плохая информированность в образовательном учреждении и вне учреждения;
  • сокращение неофициальных возможностей улучшения благосостояния работника и членов его семьи (образование, досуг, медицина и др.)

2. Отношения с другими работниками:

  • улучшение отношений с руководством в результате нововведения;
  • улучшение отношений с подчиненными;
  • улучшение отношений с сотрудниками;
  • соответствие нововведения сложившимся коллективным нормам, традициям, целям, ценностям

2. Отношения с другими работниками:

  • ухудшение отношений с руководством в результате нововведения;
  • ухудшение отношений с подчиненными;
  • ухудшение отношений с сотрудниками;
  • несоответствие нововведения сложившимся коллективным традициям, целям, нормам ценностям

3. Характер и содержание труда:

  • более интересная работа в результате нововведения;
  • более удобный режим работы в результате нововведения

3. Характер и содержание труда:

  • менее интересная работа в результате нововведения;
  • менее удобный режим работы в результате нововведения

Официальный источник

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 01.07.2011)
  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утв. Президентом РФ 04.02.2010
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р

 

С помощью каких методик или анкет можно определить инновационный потенциал педагога?

Для определения инновационного потенциала педагога можно использовать диагностическую карту:

Критерий оценки

Оценка (в баллах)

1

2

Личностные качества

Коммуникабельность

 

Знание своих сильных и слабых сторон

 

Стремление к самообразованию

 

Самостоятельность

 

Инициативность, положительное отношение

к новаторству

 

Итого:

 

Профессиональные качества и отношение к работе

Информированность о новшествах

 

Способность к восприятию новой информации, обогащению профессиональных знаний

 

Гибкость и способность к выдвижению перспективных
и конкурентоспособных идей

 

Поиск новых методов решения стандартных педагогических задач
и способов решения нестандартных задач

 

Творческое отношение к работе

 

Последовательность при реализации нововведений

 

Итого:

 

Отношение к результатам труда, эффективность труда

Ориентация на высокое качество труда

 

Стремление выполнять работу лучше, чем

от него ожидают

 

Чувство ответственности за результаты труда

 

Желание обмениваться опытом с коллегами

 

Технологичность опыта, т. е. его воплощение в конкретных приемах, способах, методах, которыми могут овладеть другие педагоги

 

Итого:

 

ИТОГО:

 

По пятибалльной шкале оцениваются личностные и профессиональные качества работника, а также эффективность его труда.

Для подведения итогов сумму баллов по критерию "Личностные качества" умножают на 100% и делят на 25. Полученный результат указывают в пустой строке.

Для подведения итогов сумму баллов по критерию "Профессиональные качества и отношение к работе" умножают на 100% и делят на 30. Полученный результат указывают в пустой строке.

Для подведения итогов сумму баллов по критерию "Отношение к результатам труда, эффективность труда" умножают на 100% и делят на 25. Полученный результат указывают в пустой строке.

Для подведения итогов результаты в колонках "Итого" складывают и делят полученную сумму на 3. Результат указывают в пустой строке.

Итоговый уровень инновационного потенциала педагогического работника определяется следующим образом:

  • до 40% – низкий уровень инновационного потенциала и восприимчивости к нововведениям;
  • от 41 до 70% – средний уровень инновационного потенциала и восприимчивости к нововведениям;
  • от 71 до 100% – высокий уровень инновационного потенциала и восприимчивости к нововведениям.

Помимо получения итогового результата, диагностическая карта дает возможность сравнить результаты по каждому из критериев для определения "сильных" и "слабых" сторон педагогов-новаторов.

По первому критерию (личностные качества) итоговая оценка педагога составляет 76%, по второму (отношение к работе) – 60%, по третьему (отношение к результатам) – 84%. Общая оценка (73%) свидетельствует о достаточно высоком уровне инновационного потенциала. Однако средний уровень оценки по второму параметру показывает, что внедрение инноваций происходит, в основном, за счет амбиций и ориентации на высокие результаты. Скорее всего, данный педагог не относится к "генераторам идей", зато может успешно внедрять чужие инновации, поддерживая и распространяя передовой педагогический опыт.

Официальный источник

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 01.07.2011)
  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утв. Президентом РФ 04.02.2010
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль