Изменение типа образовательного учреждения

8819

Надо ли получать новую лицензию на право ведения образовательной деятельности и переназначать руководителя при изменении типа учреждения? В каком порядке осуществляется смена типа учреждения?

Смена типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. Поэтому переоформлять лицензию на право ведения образовательной деятельности не нужно. Необходимо лишь внести изменения в учредительные документы. Переназначать руководителей и иных работников казенных учреждений, а также существующих бюджетных учреждений не требуется.

Изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения и наоборот осуществляется в порядке, устанавливаемом:

1. Правительством РФ - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений.

2. Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ.

3. Местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

До принятия решения об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества бюджетное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение.

Изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения и наоборот осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об автономных учреждениях".

Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения (если такое решение не повлечет за собой нарушения конституционных прав граждан).

Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, путем изменения типа существующего федерального бюджетного или казенного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере.

Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования.

Закон № 83-ФЗ существенно облегчил переход в автономию для тех учреждений, недвижимое имущество которых было получено давно и в связи с этим не оформлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. До вступления закона в силу большое число учреждений испытывали сложности с переходом в автономные именно по этой причине. Теперь регулирование проблемы зависит от того, в какой момент времени государственное или муниципальное учреждение получило имущество.

При передаче объектов недвижимого имущества, правоустанавливающие документы на которые были оформлены после дня вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ) в оперативное управление автономных учреждений, государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования на указанные объекты осуществляется одновременно с государственной регистрацией права оперативного управления автономных учреждений.

Переход прав на объекты недвижимого имущества, возникших до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ, к автономным учреждениям осуществляется без государственной регистрации права собственности РФ, субъектов РФ, муниципальной собственности и права оперативного управления государственных (муниципальных) учреждений, за которыми было закреплено имущество.

Официальный источник

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 27.07.2010)

Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 08.05.2010)

Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред. от 17.06.2010)

Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утв. постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539

Правда ли, что собственник больше не несет субсидиарную ответственность по долгам бюджетных учреждений?

Да, это правда. По обязательствам, возникшим в 2011 г. и позднее, субсидиарная (дополнительная) ответственность исключается в т. ч. для бюджетных учреждений. Первоначально конструкция исключения субсидиарной ответственности была опробована на автономных учреждениях. Уже тогда это вызывало вопросы и разногласия. Ряд учреждений, рассматривавших для себя вопрос перехода в статус автономных, не решился на такой шаг именно из-за желания сохранить субсидиарную ответственность. Теперь же это положение распространено на всю бюджетную сферу.

Причем в случае с автономными учреждениями сам порядок принятия решения служил своеобразной страховкой. Подготавливалось предложение о смене типа учреждения, в этом предложении анализировалась деятельность учреждения и последствия его перехода в автономию. Приводились цифры (дебиторской и кредиторской задолженности, стоимости имущества учреждения), анализировались риски (финансово-экономические показатели и т. д.). Решение принималось только по инициативе или с согласия учреждения, что выражало его готовность к работе в новом статусе.

С бюджетными же учреждениями ситуация другая. Они меняют свой статус автоматически, без какого-либо анализа их финансово-хозяйственной деятельности, без согласия учреждений. В силу Закона № 83-ФЗ с определенной даты субсидиарная ответственность снимается, и бюджетные учреждения начинают работать в новых условиях.

При этом не секрет, что дела о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности составляют существенную часть дел в судебной практике. Многие учреждения не в состоянии выполнять свои обязательства, поскольку систематически недофинансируются собственниками имущества.


Пример

Во многих муниципалитетах те нормативы, по которым рассчитывается финансирование на оплату коммунальных расходов, изначально недостаточны для их покрытия. И учреждения долгие годы существуют в таком режиме: накапливают долги за коммунальные услуги, дожидаются иска об их оплате, привлекают собственников к субсидиарной ответственности, после чего долги оплачиваются из бюджета.


В случае, когда собственник нес субсидиарную ответственность по долгам учреждения, такая ситуация еще могла существовать, что нельзя считать правильным. Сеть учреждений должна быть построена оптимально, чтобы происходило эффективное расходование бюджетных средств. Однако реформирование сети учреждений, ее оптимизация - крайне сложный и болезненный для населения вопрос. Многие субъекты РФ до последнего откладывали эту непопулярную и малоприятную работу. В итоге те регионы, которые все же нашли ресурсы для проведения оптимизации, оказались сейчас в лучшем положении, поскольку у них меньше неэффективных бюджетных расходов. Те же регионы, которые до сих пор имеют большую долю неэффективных расходов, скорее всего не смогут установить достаточные нормативы финансирования. И если ранее учреждения могли существовать в подобной ситуации, поскольку субсидиарная ответственность всегда "выручала" их, то с принятием Закона № 83-ФЗ такой возможности больше нет - если учредитель не изыщет достаточно средств на финансирование учреждения, школу или детский сад придется закрыть.

Таким образом, представляется, что снятие субсидиарной ответственности будет стимулировать учредителей к реформированию неэффективной сети своих учреждений и поможет добиться неких оптимальных показателей.

Официальный источник

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 27.07.2010). Ст. 5, 6, 33

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль