Урок русского языка "Озаглавливание текстов"

8152

Автор: Ершова Светлана Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6 г.Урай (ХМАО-Югра)

Предмет: Русский язык.
Класс: 2-й класс.
Тип урока: урок развития умений и навыков. (ОС "Школа 2100").Технологическая карта урока

Тема

Озаглавливание текстов..

Цели 

Образовательные: формировать умение выявлять главную мысль текста, соотносить заглавие с главной мыслью; самостоятельно подбирать к тексту заглавие.
Формировать:
интерес к письму; оценивать простые ситуации и однозначные поступки как "хорошие" или "плохие" (Личностные результаты);
–умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (Регулятивные УУД);
–умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; работать группе. (Коммуникативные УУД);– умение вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД).

Основные понятия

Заглавие, главная мысль, тема текста.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение.

Ресурсы: 

 – Презентация к уроку.
- Тексты для работы в группах.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в группах.
 

 Этапы урока

 Деятельностьучителя

 Деятельностьучеников

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).                               
II. Словарная работа
5 минут                      
   II.Актуализация знаний
(3 мин.).
Цель:
– организовать актуализацию умений озаглавливать текст.
III. Введение в тему урока (3 мин.).
 

Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели,
 спинки прямо
Все с улыбочкой вздохнем
Урок русского начнем.
 
- Сегодня у нас на уроке много гостей, надеемся, что вам у нас понравится.
 
-Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Сегодня мы будем:НАБЛЮДАТЬЗАМЕЧАТЬРАЗМЫШЛЯТЬДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ
 
– Девизом нашего урока будут слова:
 Знаем. Хотим узнать. Узнали!     (ПОВТОРЯЕМ ХОРОМ)
 
С чего мы начинаем урок русского языка  
Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 2 строки, запишите сегодняшнее число 3 октября, Классная работа.
Сегодня минутка чистописания будет посвящена словарным словам.
А для того, чтобы узнать написание каких слов  нам нужно запомнить разгадаем кроссворд.(крепит карточки на доске)Вопрос 1:
Произведение живописи в красках?
Какая безударная гласная, которую нужно запомнить есть в этом слове?
Запишите  слово картина, (Я на доске) поставьте карандашом ударение, подчеркните ошибкоопасное место. Вопрос 2:
Каким словом можно заменить слово дети?
Какая безударная гласная, которую нужно запомнить есть в этом слове?  
Запишите  слово, ребята, поставьте карандашом ударение, подчеркните ошибкоопасное место.
 Вопрос 3:
Продолжите поговорку: Трещит, как…  
Какая безударная гласная, которую нужно запомнить есть в этом слове?
Запишите  слово сорока, поставьте карандашом ударение, подчеркните ошибкоопасное место.
 Вопрос 4:
Столица нашей Родины
Какая безударная гласная, которую нужно запомнить есть в этом слове?
Какое еще ошибкоопасное место есть в этом слове  
Запишите  слово Москва,
поставьте карандашом ударение, подчеркните ошибкоопасное место.
 
 
 Вопрос 5:
Плотная, очень твердая бумага называется... 
Какая безударная гласная, которую нужно запомнить есть в этом слове?
Запишите  слово картон, поставьте карандашом ударение, подчеркните ошибкоопасное место.  
По вертикали у меня получилось  слово ТЕКСТ. Почему я выделила его другим цветом.
Давайте вспомним все, что мы узнали о тексте?
 
 

Для чего нам нужен заголовок перед текстом
 Как вы думаете помогут нам  эти знания при озаглавливании текстов?
Какая будет тема урока?

     Дети садятся                 С минутки чистописания 
 
Дети делают записи в тетради
 
 
     Картина
В первом слоге А
 Ребята.
 
 
В первом слоге Е
 Сорока
 
В первом слоге О
 Москва
 
В первом слоге О
 
М (это географическое название)
 Картон
 
В первом слоге А
Потому, что на последних уроках мы учимся работать с текстом.
 Заголовок помогает понять о ком или о чем будет говориться в тексте.
 
Ответы детей
 
Озаглавливание текстов.
 

IV. Открытие нового знания (5 мин.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
V. Развитие коммуникативно-речевых умений (17 мин.).

Давайте вспомним, как нужно действовать, чтобы озаглавить текст:
 ПОНЯТЬ
 НАЙТИ
 СОЕДИНИТЬ КРАТКО И ТОЧНО
 ФИЗМИНУТКА - Буратино
 
Сейчас в группах вы будете работать над озагалавливанием текста.
 
Давайте вспомним правила работы в группе. (на слайде)ЧИТАЮТ ДЕТИ ПО ОДНОМУ
 
 
Сегодня роли в группе я распределила сама.
Возьмите лист № 1 и ознакомьтесь со своими ролями в группе.  
Возьмите лист № 2 с  инструкцией и планом ответа.
Чтобы удобнее было работать для каждого члена группы есть текст.
Приступайте к работе.
Работа в группах (10 мин)
Защита результатов.
Если мы соглашаемся с мнением группы, что мы делаем?
Листы ответов вывешиваются на доску.
Оценивание работы группы (одной).– Что вам нужно было сделать?– Удалось ли вам справиться с заданием?– Вы сделали всё правильно или были недочёты?– Вы работали все вместе или кто-то остался в сторонке?–Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 
 
Прочитать и понять, о чём говорится в тексте
 
Найти самое главное слово или  слова, передающие тему или основную мысль текста.
 
Соединить эти слова и составить краткое сочетание или предложение.
 
Отразить содержание кратко и точно.
 
 
 
 
Дети открывают конверты, знакомятся.
 
Ответ по плану:
 
Аплодируем.
 
 
 
 
 
 
 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(5 мин.).
Цели:
– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
 

– Какая тема урока была?
 
Что может быть заглавием текста?
 
 
 
 
 
Расскажите по схеме  чему научились на уроке.
 
Сегодня на уроке:
Я научился…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне понравилось…
 
Поднимите руку, кто оценивает свою сегодняшнюю работу на 5.
Поднимите руку, кому в группе работалось легко и комфортно.
А кому не очень? Почему?
Как вы думаете, мы уже все узнали о тексте?
На следующих уроках, мы с вами продолжим работу по теме "Текст"Запишите домашнее задание: стр.31, упр. 36.Урок окончен. Мы благодарим гостей, которые сегодня к нам пришли. 

– Озаглавливание текстов.
– Заглавием может быть главная мысль или тема текста.
 
 
 
Несколько человек рассказывают по схеме.
 
 
 
 
 
 
Дети поднимают руку.
 
 
 
 
 
Нет.
 

1. - спикер – читает для всех текст, выступает перед классом с готовым решением группы.
2. - почемучка - задает уточняющие вопросы.
3. - секретарь – заполняет карту ответа группы.
4. - организатор спрашивает всех участников про их мнение.
5– наблюдатель - следит за временем.

В саду Петя нашел маленького щенка. Щенок замерз и поэтому жалобно скулил. Мальчику стало жаль щеночка. Он закутал его шарфом и принес домой. Петя налил щенку молока. Мама мальчика ткнула щенка мордочкой в блюдечко, и тот начал лакать молоко. Щенок остался жить у Пети, и мальчик окружил его любовью и заботой. Вскоре щенок подрос и стал верным другом Пети.

День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

Скачет белочка по веткам, несёт три орешка. У старого дуба она остановилась. Здесь, в дупле дерева, её домик. Прыгнула белочка в дупло и спрятала орешки. Много забот у белочки осенью.

Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да и упали оба в воду.
Задание: озаглавить текст.

Инструкция

Что нужно было сделать

Что сделали

Что получилось (записать)

ПОНЯТЬ
 

Для того, чтобы понять текст мы …

 

НАЙТИ
 

Нашли главное слово (слова)…

 

СОЕДИНИТЬ
 

Соединили их…

 

КРАТКО И ТОЧНО
 

У нас получился заголовок…

 

 

Оцените работу своей группы
(дружно, быстро, четко, не дружно, ссорились, довольны своей работой, не довольны, все ли работали в группе)

Наша группа работала…
 
 

 

Какую отметку вы ставите своей группе?

 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль