Пастушья музыка в фольклоре России и Франции, в произведениях П.И.Чайковского и К. Дебюсси

1312

Автор: Ханжина Ирина Викторовна, музыкальный руководитель  МБДОУ № 55 г. Ульяновск

ЦЕЛЬ: Формировать музыкальную эрудицию, обогащать музыкальный словарь. Развивать способности вслушиваться, сравнивать, оценивать яркие доступные для восприятия музыкальные образы на примере фольклора и классических произведений П. И. Чайковского и К. Дебюсси, используя синтез искусств. Вызвать желание у детей при прослушивании музыкального произведения "Танец пастушков" П.И. Чайковского составлять узор фрагмента танца при помощи аппликации, используя геометрические фигуры, развивая фантазию и воображение.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: разучивание инсценировки французской народной песни «Пастушка», разучивание стихов, знакомство с творчеством композиторов К. Дебюсси и П.И.Чайковского.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: "Наигрыш рожков" русская народная мелодия, "Пастушка" французская народная песня, К. Дебюсси "Пастушок играет", П.И. Чайковский "Танец пастушков".

ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: Портреты П. И. Чайковского, К. Дебюсси, картина "Мальчик с жалейкой" В.А. Тропинина, плакаты с изображением рожков.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
Музыкальный руководитель: Дети! Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Нас ждет знакомство с музыкальным фольклором России и Франции, а также с музыкой композиторов-классиков П. И. Чайковского и К. Дебюсси. Народная и классическая музыка объединена в одну общую тему «Пастушья музыка».

ЗВУЧИТ НАИГРЫШ РОЖКОВМузыкальный руководитель: Какую замечательную музыку мы услышали! Ребята, как вы думаете, какие инструменты солировали?Дети: Рожки, дудки.Музыкальный руководитель: Рожок - старинный русский народный инструмент, на котором обычно играли пастухи. Под звуки рожка пастухи обычно собирали стадо, чтобы гнать его в поле на выпас.
Рожок считался простым в изготовлении инструментом. Он представляет собой деревянную, расширенную с одного конца трубку. А с боку на рожке проделаны отверстия, которые зажимают, тогда и звуки получаются разными по высоте. (обращает внимание на плакаты с изображением рожков) Ребята, как вы думаете, в состав какого оркестра входит рожок?

Дети: В состав оркестра русских народных инструментов.Музыкальный руководитель: Ребята, а какие ещё духовые инструменты вы знаете, которые входят в состав оркестра народных инструментов? (обращает внимание на картину «Мальчик с жалейкой» В. А. Тропинина.)Дети: свирели, жалейки, дудки.Музыкальный руководитель: Ребята, наше занятие сегодня посвящено пастушьей музыке. Но это не только та музыка, на которой играют пастухи, но и та, которая изображает мирные картины из жизни пастухов и пастушек. Слово "пастуший" на итальянском языке - "пастораль". В музыке стало традицией называть отдельные пьесы пасторалями. А сегодня наши дети исполнят французскую народную песню "Пастушка", в которой рассказывается про трудолюбивую девочку – пастушку, которая варила сыр для целого села.

ИНСЦЕНИРОВКА "ПАСТУШКА" французская народная песня.Музыкальный руководитель: В русской фольклорной поэзии есть стихи про пастушков, которое приготовили наши дети.

1. Пастушок, пастушок,
Заиграй в рожок.
Рано утром на заре
Гони стадо к реке.
Овечки в речке умываются,
Барашки в овражке бодаются,
Козочки у лозочки поскакивают,
Гуси в луже покрякивают,
Коровки у дубровки помыкивают,
Конички у горочки побрыкивают.
2.Пастух выйдет на лужок -
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Выговаривает.Музыкальный руководитель: Ребята, мы слушали и исполняли произведения народного пастушьего фольклора, но к этому жанру обращались композиторы - классики. Это - Клод Дебюсси, французский композитор. Какие произведения этого композитора вам знакомы?Дети: "Колыбельная слона", "Кукольный кэк - уок".
Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами послушаем пьесу К. Дебюсси "Пастушок играет"

СЛУШАНИЕ : "ПАСТУШОК ИГРАЕТ" К ДЕБЮССИМузыкальный руководитель: Ребята, что за картину нам рисует музыка? Какая музыка по характеру?Дети: Мелодичная , будто пастушок нам рассказывает о своей жизни.Музыкальный руководитель: В балете "Щелкунчик" композитора П.И.Чайковского есть танец, который танцуют нарядные пастушки, пасущие барашек и овечек. Сегодня мы слушаем этот танец в исполнении симфонического оркестра.

СЛУШАНИЕ: "ТАНЕЦ ПАСТУШКОВ" П. И.ЧАЙКОВСКОГО

Музыкальный руководитель: Какай по характеру танец?Дети: Веселый, задорный, быстрый, отрывистый.

Музыкальный руководитель: А сейчас я вам предлагаю очень интересное задание! Но сначала скажите, ребята, с помощью каких знаков записывается музыка? Да, это ноты! С помощью, каких знаков записываются сказки и стихи? Да, с помощью букв. А танец, ребята, можно тоже записать с помощью значков, к примеру, квадратиков и кружков. Так принято записывать фрагменты танцевальных композиций. Пастушков будем изображать треугольниками, а овечек – кружочками. Расставьте танцующих пастушков и овечек так, чтобы получился узор! А лист бумаги будет представлять сцену.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Звучит "Танец пастушков" композитора П.И.Чайковского. Дети с помощью аппликации выполняют задание: выкладывают узор фрагмента танца, используя заранее приготовленные геометрические фигуры ( кружки, треугольники).Музыкальный руководитель: Ребята! Рисунок танца у всех получился очень интересным, неповторимым. Я думаю, что вам, дорогие ребята, понравилось увлекательное знакомство с "Пастушьей музыкой", а следующая встреча, думаю, будет ещё интересней!

Дополнительные материалы

Источник: www.resobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль