Программа факультативного курса по географии

2130
Автор: Лущикова Галина Степановна, учитель истории и обществознания (Воронежская область)

Пояснительная записка.Программа курса “Политическая карта мира” предназначена для учащихся 11 класса и базируется на знаниях экономической и политической (социальной) географии курса средней школы.

Содержание данного курса позволяет познакомить учащихся с современной политической картой мира, научит их классифицировать страны по размерам территории, численности населения и особенностям географического положения, а также научит их определять тип страны по социально-экономической категории, а также по форме правления и форме административно-территориального устройства.

Данный курс представляется особенно актуальным, т.к. вооружает учащихся знаниями по экономической, политической и социальной географии. Содержание курса может способствовать реализации углубленного содержания выбранных учащимися профильных предметов (история, география, обществознание), формированию всесторонне образованной личности, дает учащимся объективную картину мира, помогает овладеть основами географической культуры.
При изучении курса предполагается работа с разными источниками информации: таблицами, картами, справочниками, что позволяет вооружить учащихся навыками, опытом, необходимыми для повседневной жизни человека.

Данный курс нацелен на реализацию следующих целей:

  1. Научить учащихся работать с различными источниками информации, анализировать и систематизировать материал, формулировать выводы, уметь их аргументировать.
  2. Сформировать более полное представление о политической карте мира.
  3. Придать практическую направленность изучаемому материалу, предложив учащимся самостоятельно анализировать данные таблиц, справочников.
  4. Подготовить учащихся для сдачи ЕГЭ по географии.

По окончании курса учащиеся должны усвоить ведущие идеи курса “Политическая карта мира”:
1) Классификация стран мира отражает прежде всего количественные изменения, происходящие на политической карте мира.
2) Страны можно сгруппировать:

  • a. По размерам территории – страны-гиганты, крупные, средние, небольшие и микрогосударства.
  • b. По численности населения.
  • c. По особенностям географического положения: приморские, внутриконтинентальные страны.

3) Определить тип страны – значит отнести ее к той или иной социально-экономической категории:

  • a. Развитые страны с рыночной экономикой;
  • b. Развивающиеся страны и территории;
  • c. Страны с централизованной плановой экономикой.

4) Политическая карта мира и международные отношения находятся в очень тесной связи.
5) Существует две главные формы правления – республиканская и монархическая, а также две формы административно-территориального устройства – унитарная и федеративная.

Учащиеся должны знать:

  1. Классификацию стран мира.
  2. Типологию стран мира.
  3. Основные угрозы, существующие в мире и воздействующие на мировое сообщество: международный терроризм, распространение оружия массового поражения и обычных вооружений, предотвращение региональных и локальных конфликтов.
  4. Основные формы правления стран и формы административно-территориального устройства.

Учащиеся должны уметь:

  1. Давать характеристику ЭГП и ПГП стран.
  2. Составлять конспекты лекций.
  3. Работать со справочным материалом, анализировать, делать выводы.

Теоретический и практический материал данного курса рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).Учебно-тематическое планирование курса "Политическая карта мира".

№ п/п
Наименование темы
Всего часов
Лекции
Практ. Занятия
Семинары
Форма контроля
1.
Введение.
1
1
 
 
 
2.
Освоение человеком планеты Земля.
2
2
 
 
Тестирование
3.
Формирование политической карты мира.
2
2
 
 
 
4.
Современная политическая карта мира.
2
1
 
1
Семинар
5.
Классификация стран мира.
3
1
2
 
Тестирование
6.
Типология стран.
4
1
2
1
Семинар и тестирование.
7.
Международные отношения и политическая карта мира.
4
1
2
1
Семинар и тестирование.
8.
Государственный строй стран мира
4
2
2
 
Тестирование
9.
Международные организации.
2
1
1
 
Тестирование.
10.
Региональная география:
8
 
3
 
5
 
 
 
 
 
а) историко-географические регионы мира
1
 
 
1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
б) развитые страны.
3
 
1
 
2
 
 
Тестирование
 
 
в) развивающиеся страны.
3
 
1
 
2
 
Тестирование
 
 
г) экономическая интеграция стран.
 
 
1
 
1
 
 
 
11.
Итоговое повторение. Подготовка к ЕГЭ.
2
 
2
 
Тестирование.

 
 Литература для учащихся и учителя.

  1. В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М., 2002.
  2. В.П. Максаковский. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику “ Экономическая и социальная география мира”. М., 2004.
  3. Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров. Экономическая и социальная география мира. М., 2002.
  4. Географическая энциклопедия.
  5. Географические атласы.
  6. Материалы ЕГЭ: 2002-2013 гг.
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль