Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 6 класс

10827

Автор: Шигина Елена Кирилловна учитель истории МБОУ"Старобрянская СОШ" (Брянская область)Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон "Об образовании"
  • Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования
  • Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого образования) в современной школе (2008)
  • Примерная программа по обществознанию для основной школы (2009 г.)
  • Обязательный минимум содержания образования по обществознанию

Обоснование актуальности программы
Изучение курса "Обществознание" было продиктовано потребностями современного общества. Сегодня необходимо создавать условия для социализации личности; формировать научные представления, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры; содействовать воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности; развивать умения ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях. Курс обществознания призван раскрыть наряду с процессами, происходящими внутри нашей страны, влияние на них нарастающей глобализации, характеризовать геополитические интересы России.

Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодежи в современное общество: только этот предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами гражданского общества и государства, регулирующие эти отношения социальные нормы.

Программа по истории адресована учащимся 6 класса Старобрянской средней общеобразовательной школы Заиграевского района Республики Бурятия, ориентирована для работы по учебникам для 6-х классов (авторы А.И.Кравченко и Л.Л.Певцова) и рассчитана на 1 ч. в неделю (34 ч. в год).

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать

  • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона, правопорядка; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин, способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
  • формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоению учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности и социальных институтах, о регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичны социальных ролей человека и гражданина;
  • овладению умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать; освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • формированию опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленных законом; содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе.

Валеологические задачи:

  • создать комфортные условия для учащихся в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02);
  • адаптировать личность к жизни в обществе;
  • правильно чередовать количество и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.);
  • включать в план урока оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;
  • соблюдать комфортный психологический климат на уроке.

Характеристика предмета

Курс обществознания для учащихся 6 класса включает в себя следующие темы: Общество. Сферы человеческого общества: экономическая, политико-правовая и духовная. Ребенок и его жилая среда. Рассматривается трудовая деятельность подростка, его права и обязанности, способы защиты от несправедливости. Немалое место отводится на изучение таких философских категорий как мораль, право, добро, зло, идеал, ценности. Предмет ориентирован на систему национальных и общечеловеческих ценностей, в первую очередь ценностей, представленных в основном общегражданском документе – Конституции РФ.

Обществоведческое образование – необходимое условие становления гражданского достоинства человека, оптимальной социализации индивида, так как содействует его вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.

Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодежи в современное общество.
Курс содержит:

  • необходимые каждому гражданину научные представления об институтах государства и институтах гражданского общества;
  • гражданские ценностные ориентиры;
  • социальные нормы, регулирующие общественные отношения и поведение людей ( прежде всего нормы морали и права), а также прогрессивные тенденции, сложившиеся в российском обществе;
  • опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества.

В основу содержания курса положены следующие принципы:
системности, на­учности, доступности, связи с жизнью, наглядности, сознательности, направленности обучения на комплексные решения задач, оптимального сочетания методов обучения, оптимального сочетания форм обучения, преемственности и перспективно­сти между различными разделами курса.Учет возрастных особенностей
Для 6 – 7 классов с учетом возрастных возможностей детей целесообразно создать систему знаний, основой содержания которых должны стать моральные и правовые нормы. На этом этапе с учетом особенностей младшего подросткового возраста курс должен быть обращен к актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в обществе, раскрывая их в живой, занимательной форме, через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения учащимися типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Для реализации программы в школе созданы все необходимые условия: условия для обучения учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02), кабинет истории, температурный и световой режим в соответствии с нормами СанПиН, материально-техническое обеспечение программы, личностно-ориентированный подход к учащимся.
Для реализации программы будут использованы разные типы уроков, формы и виды работ, разнообразные средства обучения.Организация образовательного процесса
Современная организация обучения предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, которые получают общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.
В учебном процессе используются формы и методы активного обучения: практикумы, дискуссии, выполнение проектов, ролевые игры и др. Разнообразные практические задания, социологические микроисследования, разработка проектов, диспуты выводят учащихся за рамки урока, а изученное содержание курса оказывает влияние на внеурочную деятельность.
Гражданское воспитание осуществляется с опорой на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к анализу реальной политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям.
Сочетаются разнообразные формы занятий: игровые формы, моделирование ситуаций, практикумы, дискуссия, работа в группах, защита проектов. Применяются разнообразные типы уроков: уроки сообщения новых знаний, комбинированные уроки, уроки лабораторного типа, повторительно-обобщающие уроки.

Применяются разнообразные технологии: технология развивающего обучения, проблемное обучение, технология уровневой дифференциации, групповые технологии,
компьютерные (информационные) технологии, игровые технологии, педагогика сотрудничества, традиционная технология.
При изучении обществознания главными источниками новой информации являются радио, телевидение, периодическая печать. Учителю необходимо сформировать у учащихся навыки использования информации. Поэтому необходимо давать индивидуальные и групповые задания по составлению систематических подборок газетных вырезок по определенной теме.
В ходе изучения обществознания выполняются реферативные работы, пишутся творческие сочинения.Межпредметные и внутрипредметные связи

Содержание обществоведческого образования создает необходимые условия для всесторонней реализации межпредметного взаимодействия, прежде всего, с наиболее близким курсом истории, что способствует усилению познавательного потенциала обоих предметов. Составление рабочей программы для школы предусматривает, что курс обществознания активно взаимодействует также с курсами географии, литературы, предметами образовательной области «Искусство», другими учебными дисциплинами, содержащими обществоведческий компонент. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы, обобщения, формируемые в изучаемых или ранее изученных темах различных учебных дисциплин.

В организации познавательной деятельности школьников межпредметные связи заключаются в таких подходах, как опора на единую линию развития общих логических и учебных умений; согласованное применение познавательных методов и приемов локализации явлений (история, география), работы с текстом ( литература, язык, история), системного анализа явлений (история) и др.Формы текущего и итогового контроля
1. Контрольная работа:
1) к теме "Политико-правовая сфера"
2) к теме "Мой дом, мое жилище"
2. Тестирование:
1) к теме "Духовная сфера"
3. Практическое занятие:
1) работа с текстом Конституции РФ;
2) к теме "Город и село".
4. Ролевая игра "Подросток и семья'Ожидаемые результаты
Ученики 6 класса должны:
знать основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

  • называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;
  • сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять их отличия от всех и сходства определенного объекта с родственными;
  • характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е.указывать свойственные им значимые признаки;
  • объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи как внутренние, так и внешние;
  • приводить собственные примеры, т.е. пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;
  • давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, назначении.

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания.

Календарно-тематическое планирование
 

Тема раздела Кол. час. № урока Тема урока
I. Общество и его сфера
1. Сущность и структура общества
21
 
1
 
 
1
 
 
Что такое общество
2. Экономическая сфера 5 2 Что такое экономика и бизнес
    3 Экономическая деятельность подростков
    4 Трудовое воспитание детей в разные эпохи
    5 Труд и семья с точки зрения закона
    6 Ролевая игра
3. Политико-правовая сфера 8 7 Что такое государство
    8 Государство и его граждане
    9 Основной закон страны
    10 Практическое занятие (работа с Конституцией РФ)
    11 Право и правопорядок
    12 Как можно защититься от несправедливости?
    13 Право на службе человека
    14 Контрольная работа
4. Духовная сфера 7 15 Роль книгопечатания в развитии образования
    16 Появление цивилизации
    17 Наука и познание
    18 Мораль и право. Добро и зло
    19 Что такое идеал
    20 Что такое ценности
    21 Тестирование
II. Ребенок и его жилая среда 12    
5. Город и село 5 22 Эволюция города
    23 Город и урбанизация
    24 Город и село
    25 Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен
    26 Практическое занятие
6. Мой дом, мое жилище 7 27 В каком пространстве мы обитаем
    28 Дом, в котором мы живем
    29 Наши соседи
    30 Район проживания
    31 Дача и дачная жизнь
    32 Обобщающий урок
    33 Контрольная работа
  1 34 Резервное время

 Критерии оценивания

При оценивании учитываются:

  • сложность материала;
  • самостоятельность и творческий характер применения знаний;
  • уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;
  • полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;
  • аккуратность выполнения письменных работ;
  • наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;
  • особенности развития учащегося.

Оценивание устных ответов:

  1. Оценка "5" ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.
  2. Оценка "4" ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.
  3. Оценка "3" ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.
  4. Оценка "2" ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы
  5. Оценка "1" ставится при отказе ученика ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

Оценивание письменных ответов:

  • Оценка "5" - 100-90 %
  • Оценка "4" - 89-70 %
  • Оценка "3" - 69-45 %
  • Оценка "2" - 44-20 %
  • Оценка "1" - 19- 0 %

Литература для учащихся

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса – М.:ООО ТИД Русское слово – РС, 2011.
  2. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. – М.: Дрофа, 2010. – 480 с.
  3. Практикум по обществознанию. – М.: Рольф, 2002. – 320 с.
  4. Человек и общество: Доп. материалы к учеб. — М.: Дрофа, 2010.

Методическая литература для учителя

  1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г.
  2. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе (2008). // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №7-9.
  3. Примерная программа по обществознанию для основной школы. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2010. №5
  4. Основные компоненты содержания обществоведческого образования. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. №7-8.
  5. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса – М.:ООО «ТИД Русское слово – РС, 2011.
  6. Обществознание. 6 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2011.
  7. Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2011.
  8. Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2009/10 учебный год / Под ред. СИ. Козленко. М., 2010.
  9. Справочник преподавателя общественных дисциплин/ Авт.-сост. Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева. М., 2009.

.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль