Конспект урока "Зачетный урок по лирике ХХ века"

2976

Автор: Еремеева Светлана Валерьевна, учитель  МБОУ "СОШ 25" (Алтайский край)Характеристика обучаемых
23 учащихся, из них 8 мальчиков, 15 девочек. В данном составе класс учится с первого класса (три ученицы прибыли из СОШ 3 в 7, 8 классах). В классе отличников нет, 5 человек учатся на "4" и "5". Подростки нормально общаются между собой, помогают друг другу в учебе, не бывает драк и серьезных конфликтов, нет разделения на "богатых" и "бедных". В классе царит дружественная атмосфера. Есть дети со слабым здоровьем, которые часто болеют, пропускают занятия. Дети все из благополучных семей. Отношения с родителями доверительные. Есть дети из неполных семей, которых воспитывает одна мама.

Характеристика развития психических качеств: уровень сформированности познавательного интереса (высокий: ……), общий уровень потребности в знаниях – выше среднего, установка в классе на учение.
Анализ внешних связей учебного занятия (цель и задачи, место и роль учебного занятия в изучаемой теме, характер связи учебного занятия с другими занятиями темы)Цель:
Завершить создание целостного образа ХХ века, поэзии Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма в науке, искусстве и литературеЗадачи:

  1. Обучающие: с применением ИКТ ввести демонстрационную информацию, углубляющую знания учащихся о представителях русской поэзии ХХ века.
  2. Развивающие: развивать - активное, творческое, ассоциативное мышление, навык выразительного чтения стихотворений/ чтения наизусть, умение слушать музыку и слушать выступающего, умение работать в мини-коллективе; умение самостоятельно искать и отбирать материал; эмоционально-чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений, совершенствовать навыки монологического ответа.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к родной литературе, музыке, к поэзии; формировать чувство эстетического вкуса; воспитывать читательскую культуру школьников; воспитывать умение слушать выступающего, умение работать в мини-коллективе.

Место в теме и в общем курсе: заключительный урок по лирике ХХ века, заключительный урок по русской литературе (15 урок в теме)Методические приемы:
Пояснение учителя, подготовленное выразительное чтение стихотворений, аналитическое чтение, беседа; анализ поэтического текста, элементы интерактивного обучения (творческое задание), использование видеоматериала, метод интеллект – карт, проектная деятельность, объяснительно-иллюстративный метод обучения (демонстрация наглядности с целью иллюстрирования отдельных выводов), репродуктивный метод обучения (задание на воспроизведение наизусть, наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний и способов действия).

Тип урока: урок контроля, оценки и коррекции знаний с мультимедийной поддержкой (урок творческого применения знаний)Форма урока: смотр знаний, защита творческих работ, проектов, собеседование.Структура урока в условиях развивающего обучения на трех уровнях:
дидактическом, логико-психологическом и методическом.
Основной при этом является дидактическая структура, состоящая из основного компонента - актуализации прежних знаний и способов действий учащихся, а также - организация начала урока, всесторонняя проверка знаний, подведение итогов урока, информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Межпредметные связи: история, музыка, ИЗО
Из Стандарта основного общего образования по литературе:
Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;
  • уметь
  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
  • характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
  • ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.

Подготовка к уроку
1. Задания учащимся

Для всего класса:
- чтение и анализ одного из стихотворений поэтов ХХ века;
- завершить создание интеллект – карты «Мой ХХ век»

Индивидуальные задания:
- проанализировав материал Интернет-изданий, подготовить книгу «Моя/ Мой.. (поэт ХХ века)»

2. Оборудование
Фотофильм "Поэты Серебряного века" - авторский материал, размещенный на сайте – портфолио учителя Еремеевой С.В. "Русский язык. Литература. Немецкий язык" http://literarus.ucoz.ru/ (Музыкальное сопровождение "Элегия" С. Рахманинова, иллюстративный материал взят из поисковых систем Интернета)Раздаточный материал:
1)
И серебряный месяц ярко // Над серебряным веком стыл… А.А. Ахматова
Горька судьба поэтов всех времён. Тяжелее всех она казнит Россию. Ф.Тютчев.
Мир раскололся. Трещина прошла по сердцу поэта. Г.Манн.
Меня, как реку, суровая эпоха повернула. А.А. Ахматова
2)
Элегия в БСЭ "Элегия (греч. elegeia, от elegos — жалобная песня), литературный и музыкальный жанр; в поэзии — стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего — от первого лица, без отчётливой композиции".
3)
Рифмы:
… других … миры… стих… игры… меня… вперёд… огня… несёт
… струной … цветов… весной… слов… пою… погас… мою… вас
… стих… песок… тих… далёк… светит… нежней… отметит… к ней
… новым … тогда… словом… города… руку… зло… звуку… число
3. Организация учащихся:
Работа в парах

  1. Организационный момент:

Дидактическая цель - подготовка учащихся к работе на занятии. Актуализация прошлого опыта. Постановка целей и задач урока (целеполагание и мотивация)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 
Читают эпиграфы к уроку и размышляют (в парах) о том, что предстоит делать во время урока: 1-2 ученика
Ответ учащихся: Беседовать о литературе, поэзии серебряного века, о поэзии ХХ века, о трагичности судеб поэтов и нашей Родины в те годы

Слово учителя:Я приветствую вас на уроке литературы и предлагаю обратиться к тем словам, которые выбраны мною в качестве эпиграфа – о чем/о ком они? Что нам предстоит сегодня обсудить? (Вопрос классу)
Вводное слово учителя:
На протяжении ряда уроков мы говорили с вами о поэзии ХХ века, уделяя большое внимание периоду ее расцвета -  Серебряному веку.
Сегодня на уроке мы воссоздадим образ века ушедшего и  «нарисуем» картину  серебряного века живописи, литературы, музыки

2-3   минут

  1. "Пять минут с искусством"

Дидактическая цель - создать целостный образ ХХ века,  поэзии Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма в науке, искусстве и литературе; с применением ИКТ ввести демонстрационную информацию, углубляющую знания учащихся о представителях русской поэзии  ХХ века.  

Учащиеся смотрят фотофильм, вспоминая поэтов ХХ века, тематику их произведений и жизненный путь 
 
Возможно, учащиеся захотят прокомментировать увиденное/услышанное

Слово учителя:Сейчас я предлагаю посмотреть фотофильм "Поэты Серебряного века"  (Музыкальное сопровождение "Элегия" С. Рахманинова), вспомнить имена таких  гениев русской словесности, как А. Блок, А. Ахматова, И. Бунин, М. Цветаева и др. (Многие портреты, представленные в фотофильме, написаны представителями серебряного века живописи - Валентином Серовым, Борисом Кустодиевым и др.)Увиденное/ услышанное вы можете, при желании, прокомментировать (какие картины/ образы  появляются,  о каких эпизодах жизни могли бы вы вспомнить).
Обратите внимание на то, как трактуется слово Элегия в БСЭ "Элегия (греч. elegeia, от elegos — жалобная песня), литературный и музыкальный жанр; в поэзии — стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего — от первого лица, без отчётливой композиции".
 
= По окончании просмотра, если учащиеся не стали комментировать:
Мне кажется, "Элегия" С. Рахманинова (жалобная песня) как нельзя ярко отразила то, что мы отмечали в поэзии ХХ века – ее трагичность и пророчество. Грозовая атмосфера XX столетия, небывалые потрясения войн и революций предельно обострили все процессы в стране. "Неслыханные перемены. Невиданные мятежи", - так точно и ярко охарактеризовал это время А.Блок. Возникла необходимость понять этот "страшный мир" (А.Блок). Почти каждый из поэтов чувствует трагизм собственной судьбы, приближение конца. Мотив самоубийства звучит в их стихотворениях.
"Мир раскололся. Трещина прошла по сердцу поэта". Эти слова Генриха Манна, сказанные не о русской поэзии, как нельзя лучше характеризуют то, что происходило в России и в сердце каждого русского поэта XX века.

Фотофильм – 4,26
Комментарий – 2-3
минуты
 
 
Учитель не настаивает на комментариях со стороны учащихся

3. Актуализация знаний учащихся по изученному ранее  материалу Дидактическая цель – этап рефлекии, выявление качеств и уровня овладения знаниями, самоанализ теоретической подготовленности по теме
Методика интеллект - карт (ИК)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 
 
 
 
 
 
 
 
Учащиеся предлагают свои ассоциативные ряды
 
 
Выступление 1-2 групп
учащихся с ИК

Слово учителя:
Есть слова, действующие магически, вызывающие в сознании вереницу ярчайших имен, образов, ассоциаций. Таким является выражение "серебряный век" русской литературы, период конца Х1Х – начала ХХ веков.
Что мы уже знаем о том времени – о литературных течениях, о поэтах и, конечно, поэтессах? Что связано у вас со словами "Серебряный век"?.
 
Сейчас предлагаю вам обратиться к ИК, составленным на прошлом уроке и доработанным дома, - воссоздадим литературный образ ХХ века.

5 минут
Цель создания ИК – получить целостную картину, привести в порядок мысли, найти новые ассоциации.
 
Создатель технологии (Т. Бьюзе)  считает, что ИК позволяют лучше управлять мыслительными процессами и дают мышлению большую свободу.

4.  Контроль домашнего задания = проектной деятельности
Дидактическая цель - установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание учащимися, выявление пробелов и их коррекция

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответ учащихся: это было личностное восприятие великого русского поэта, была создана "читательская биография" своего прихода к нему
 
Выступления учащихся: 1-2 группы

Слово учителя:
Сегодня мы завершаем нашу работу над проектом по созданию книги "Мой... (поэт "серебряного века", поэт ХХ века)".
 Напомню, что замысел этого проекта мы  взяли у самих деятелей русской литературы рубежа веков. "Мой Пушкин" — так назывались книги В.Брюсова и М.Цветаевой.
Вопрос классу:
А какими представали великие поэты в книгах поэтов "серебряного века"?
 
 
 
 

15 минут
 
 
Работа  носит личностный характер, отражающий вкусы, поэтические пристрастия, индивидуальность ученика.
 
На одном из первых уроков были созданы  ред. коллегии, готовящие к выходу
книгу о поэте: художники, биографы, литературоведы

5. Подведение итогов урока. Задание на домДидактическая цель - дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы; мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

   
Отвечают на вопрос о том, что такое антология
 
 
 
 
 
 
 
 
Отвечает 1 уч-ся

 
Слово учителя:
Итак, мы завершили изучение лирики ХХ века, благодаря вашим книгам у нас появилась антология (Вопрос классу об этом понятии) лирических произведений ХХ века, которая будет неполной без ваших размышлений о поэте и поэзии. Предлагаю еще раз вернуться к словам, взятым в качестве эпиграфа к уроку – возьмите одну из цитат для своего  сочинения - рассуждения.
Напишите дома  сочинение-рассуждение по типу того, которое встретится вам во время ГИА (С 2) (вопрос классу о структуре сочинения  – рассуждения).
Кроме этого, в качестве дополнительного задания предлагаю по данным рифмам написать стихотворение (см. раздаточный материал).
Завершающее слово учителя, комментирование выставленных оценок
 
В конце урока можно провести еще "Пять минут с искусством" - прочитать обучающимся  цитаты* из стихотворений А. Блока,  Б. Пастернака и др. – обучающиеся  должны назвать автора и продолжить цитирование стихотворений)

2-3 минАнтология  (от греч. anthologia — букв. собрание цветов) — непериодич. сборник избр. произведений разных авторов, представляющий образцы одного жанра (сказка, элегия, баллада, ода и т. д.), рода (поэзия) в одной или многих лит. разных стран и народов, в лит. к.-л. эпохи, произведений разных жанров писателей одного направления и т. Д
(Издательский словарь-справочник)
  

  
ПРИЛОЖЕНИЕ

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слезы первые любви! А. Блок

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
     Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
     Седые облака.  С. Есенин

 

Я спросила у кукушки,
Сколько лет я проживу...
Сосен дрогнули верхушки.
Желтый луч упал в траву.   А. Ахматова

Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.
 
Я не слышал разрыва
И не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва -
И ни дна, ни покрышки. А. Твардовский

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.   М. Цветаева

Книгу переворошив,
намотай себе на ус -
все работы хороши,
выбирай
на вкус!  В. Маяковский
 

Крошка сын
    к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
     хорошо
и что такое
     плохо?  В. Маяковский

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела. Б. Пастернак

Теркин - кто же он такой?Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.  А. Твардовский  

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься? В. Маяковский

А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб? В. Маяковский

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет. С. Есенин

Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь. А. Блок

 

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. С. Есенин

Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед. М. Цветаева

 

 

 




Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль