Конспект урока "Морфология. Самостоятельные и служебные части речи"

30961

Автор: Биялиева Гульмира Азаматовна, учитель русского языка и литературы 2 категории.  Круглоозерновская СОШ  г. Уральск

Информация об уроке:
Тема урока: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи (повторение).

Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Морфология . Самостоятельные и служебные части речи»

Задачи урока:

  • Образовательная: закрепление материала о различиях между самостоятельными и служебными частями речи, отработка навыка нахождения и употребления самостоятельных и служебных частей речи;
  • Развивающая: развивать языковые и лингвистические компетенции, способствовать формированию компонентов информационной культуры;
  • Воспитательная: способствовать формированию экологической грамотности, духовно-нравственных качеств и расширению кругозора.

Тип урока: урок обобщения , систематизации и контроля изученного по данной теме

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, парная

Методы обучения:
По источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические
По способу организации познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.Оборудование и наглядность: раздаточный материал(карточки),учебники, мультимедия другие ТСО

План урока:
I. Оргмомент:

  • Приветствие
  • Внутренняя и внешняя готовность учащихся к уроку
  • Диалог по развитию речи

II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний
IV. Постановка цели занятия перед учащимися
V. Работа по обобщению изученного и введение его в систему раннее усвоенных знаний;
VI. Контроль за результатом учебной деятельности
VII. Закрепление
VIII. Домашнее задание
IX. Подведение итогов урока:

Ход урока:

I. Оргмомент:
1. Приветствие
2. Внутренняя и внешняя готовность учащихся к уроку
3. Диалог по развитию речи

II. Проверка домашнего задания: 1.Проверь себя! (тест стр. 38)

III. Актуализация опорных знаний:
БЛИЦ-ОПРОС:
1. О каком разделе русского языка шла речь на прошлом уроке? (Фразеология)
2. Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову)
3. Как называется раздел русского языка , в котором изучаются звуки речи ?(Фонетика)
4. Назовите разделы грамматики. (морфология, синтаксис)
5. В каком разделе русского языка изучаются части речи? (Морфология)

IV. Постановка цели занятия перед учащимися:
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока.
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по самостоятельным и служебным частям речи. Ваша задача- принять активное участие в работе и подтвердить свои знания по данной теме.

V. Работа по обобщению изученного и введение его в систему раннее усвоенных знаний;

1. Индивидуальная работа. (Ребята получают карточки с названием частей речи, о которых им необходимо рассказать в процессе составления алгоритма)
2. Составление алгоритма:Итак, составим алгоритм и вы мне в этом поможете.(при помощи вопросов учителя записывается следующая схема)

Части речи (10)

Самостоятельные части речи:6
1. Имя существительное (кто? что?)
2. Имя прилагательное (какой? чей? )
3. Глагол (что делать? что сделать?)
4. Местоимение (кто? что? какой? сколько?)
5. Имя числительное (какой? который ? сколько?)
6. Наречие (как? где? когда? )

Служебные части речи: 3+1
1. Союз (а, но, да, и, или, либо, как, что)
2. Предлог (в, на, за, к, под)
3. Частица (не, ни, же, бы, ли -ка)
Междометие (Ах, ох, ой-ой)

VI. Контроль за результатом учебной деятельности
1. Работа по развитию речи:
- чтение текста по цепочке, по абзацам (упр.60, стр 41)
- беседа по содержанию: о чем говорится в тексте? определите основную тему текста? (о природе, о пагубном влиянии человека на природу, стоит вопрос о необходимости защиты природы)

2. Синтаксический разбор предложения:
- В каком предложении выражена основная мысль текста?
Мы, земляне, - члены гигантского сообщества, и закон в сообществе для всех один: что взял у природы, верни.
- Давайте его запишем и обозначим самостоятельные и служебные слова как части речи. Сколько частей у этого сложного предложения? Выделите графически. Какие части речи отсутствуют?

3. Работа в парах: (в работе помогут таблицы на стр192-219)
1 пара: Выпишите из 1 абзаца имена существительные, определите род, число, падеж (земляне, члены, сообщества, закон, в сообществе, у природы, дерево, урожай, пшеницы, почве, растения, рыбу, мальков, пруд)
2 пара: Выпишите из текста имена прилагательные, укажите разряд.
(гигантского, каменного, циклической, безотходной, бездымной, чистой )
3 пара: Выпишите из текста имена числительные, определите разряд по значению. Какое из указанных числительных (один, три миллиарда, сорок, пять миллиардов) имеет 2 падежные формы (сорок).
4 пара: Из 3 абзаца выпишите местоимения, укажите разряд. (Это, она, такое, все, всё, наша, такой)
5 пара: из 3 абзаца выпишите наречия, определите разряд (просто, возможно, замечательно ,всюду)
6 пара: Произвести морфологический разбор глагола оказывают
4. Распределительный диктант: по, а, к, или, перед, бы, не, из-за, ввиду, насчет, в течение, накануне, как, что, так как, о, даже, вряд ли, фу, ах,ура
Распределите в 3 колонки служебные части речи
Союзы Предлоги Частицы
А,или,как,что,так как,

По,к,перед,из-за, насчет, в течение, накануне, о

Бы, не, даже, вряд ли
Дополнительные вопросы: Для чего служат союзы? Укажите
непроизводные предлоги? Для чего служат частицы? Чем они отличаются
от самостоятельных частей речи (не могут употребляться самостоят-но,
не являются членами предложения). Какие слова не включили ни в одну
из колонок. Как называют эти слова?

VII. Закрепление:
1. Работа с деформированным текстом. Берегите, всех, зверь, внутри, природа, убивайте, лишь, зверь, внутри, себя (поменять окончание имен существительных)
2. Тест-тренажер с автоматической проверкой и выставлением оценки.

3. Заключительная беседа "Убивай зверей внутри себя".
Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна ещё и экология души. Это строки поэта Евгения Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

О чем говорит здесь поэт?
Примерные ответы:
-Что нужно беречь природу
-Что нельзя убивать зверей
-Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

2.Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?
Примерные ответы:
-Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, гордыня и т.п.
-Это все плохое, черное, дикое, что есть в человеке.
-Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

VIII. Домашнее задание:, написать мини- эссе "Экология природы – экология души". упр.63, стр 42. Подведение итогов урока.
1 пара: Выпишите из 1 абзаца имена существительные, определите род, число, падеж
2 пара: Выпишите из текста имена прилагательные, укажите разряд.
3 пара: Выпишите из текста имена числительные, определите разряд по значению. Какое из указанных числительных имеет 2 падежные формы?
4 пара: Из 3 абзаца выпишите местоимения, укажите разряд.
5 пара: из 3 абзаца выпишите наречия, определите разряд
6 пара: Произвести морфологический разбор глагола оказывают
 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль