Социально-психологическое проектирование в деятельности педагога-психолога в условиях внедрения ФГОС

8172
Начало см.: Справочник педагога-психолога. Школа. № 9. С. 4-9.


Авторы:
Г.В. Никифорова, начальник отдела Центра
А.В. Крупенина, канд. психол. наук, начальник отдела Центра
И.В. Нестеренко-Костенко, канд. экон. наук, методист Центра

Цель блока социально-психологического проектирования деятельности педагога-психолога - разработка и реализация психологических методов и приемов, обеспечивающих формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся, которые рассматриваются как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия развиваются в процессе учебной деятельности при условии правильной его организации. Это дает основания полагать, что работа педагога-психолога по формированию универсальных учебных действий является вспомогательной по отношению к работе учителя и направлена, прежде всего, на психологическое сопровождение педагогического процесса. Однако это ни в коем случае не подразумевает второстепенности работы педагога-психолога.

Блок социально-психологического проектирования реализуется, с нашей точки зрения, по двум основным векторам:

  • создание развивающей социально-педагогической среды, обеспечивающей развитие универсальных учебных действий;
  • непосредственная психологическая работа с обучающимися по развитию универсальных учебных действий.

Первое направление подразумевает, с одной стороны, участие психолога в формировании предметной развивающей среды, функционально моделирующей содержание развития каждого ребенка и обеспечивающей соответствие основных ее элементов потребностям, определяемым зоной ближайшего развития ребенка. Эта среда сама по себе служит носителем культурных, нравственных, гражданских традиций. К сожалению, на сегодняшний день в силу разных причин эта деятельность в психологической сфере представлена крайне скудно, особенно в работе психологов, обеспечивающих сопровождение среднего и старшего звена обучения.

С другой стороны, невозможно исключить из модели "развивающей среды" окружение ребенка, прежде всего взрослых, непосредственно взаимодействующих с ним, - педагогов основного и дополнительного образования (в широком смысле), в том числе и педагога-психолога. Работа психолога в этой области - преимущественно просветительская и консультативная, направленная на формирование психологической компетентности участников образовательного процесса.

Весьма востребованной может оказаться такая новая форма работы, как занятия по формированию способности педагогов к развитию ключевых образовательных компетенций обучающихся. Однако необходимость данной работы обнажает две проблемные зоны: отсутствие программ, которые обеспечивали бы ее реализацию, и недостаточная компетентность самого психолога. Это ставит новые задачи перед методической службой психологического обеспечения.

Особую актуальность в условиях внедрения ФГОС приобретает использование в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса ресурсов дополнительного образования. Согласно ФГОС, внеурочная деятельность - это важная составляющая реализации основной образовательной программы. К сожалению, эту область практически не задействуют школьные педагоги-психологи в своей работе. Большинство из них не только не используют данный ресурс, но даже просто не знают, какие внеурочные мероприятия проводятся в образовательном учреждении. Включение педагога-психолога во внеурочную деятельность позволяет осуществлять разнообразные формы психологического сопровождения учебного процесса на основе полипрофессионального взаимодействия. Психологическое сопровождение может реализовываться также и на этапе выбора форм внеурочной деятельности, опираясь не только на желания родителей или ребенка, но и на объективно выявленные потребности его развития.

Непосредственная психологическая работа с обучающимися по совершенствованию универсальных учебных действий должна проводиться на основе психолого-педагогических развивающих программ. К сожалению, в настоящее время Служба практической психологии образования не имеет разработанных и рекомендованных психологических программ, обеспечивающих реализацию ФГОС. Создание и сертификация такого рода программ - одна из важнейших задач методической службы в ближайшее время.
Поэтому в рамках данной модели важно определить возможность использования уже существующих развивающих и психопрофилактических, а также профориентационных программ. Остановимся на данном вопросе подробнее.

Во-первых, возможна реализация психологических программ, обеспечивающих условия для формирования универсальных учебных действий: это различного рода профилактические программы по адаптации, социализации, в старших классах - профориентации. В условиях внедрения ФГОС их проведение должно составлять значительную часть работы психолога.

Во-вторых, существующие психологические программы могут способствовать развитию таких психических свойств и качеств школьников, которые обеспечивают успешное формирование универсальных учебных действий.

Прежде всего, это программы:

  • эмоционального развития (понимание эмоций, умение распознавать, адекватно выражать эмоции и воспринимать эмоции других);
  • сохранения психического и психологического здоровья; знакомящие ребенка с его собственным психологическим миром.
  • знакомящие ребенка с его собственным психологическим миром. Направленные на самопознание, они служат базой для формирования "Я-концепции", рефлексии, эмпатии, профилактики нарушений психического здоровья, регуляции поведения;
  • психолого-педагогического сопровождения проектной и исследовательской деятельности.

 
В-третьих, существующие психологические программы могут ложиться в основу программ развития универсальных учебных действий при условии их доработки.

Блок социально-психологического проектирования учебной деятельности включает консультативную, просветительскую, профилактическую, развивающую работу с обучающимися, родителями, педагогами.

В организационном плане основанием для реализации данного блока в рамках модели выступают:

  • результаты диагностических исследований;
  • психологическое прогнозирование;
  • административные решения.

Работа по социально-психологическому проектированию и моделированию, являясь в том числе следствием диагностико-прогностической деятельности педагога-психолога, в свою очередь, может переходить как в область реализации коррекционного блока психологической работы (если недостаточный уровень развития универсальных учебных действий обусловлен психическими особенностями ребенка), так и в область реализации экспертно-аналитического блока (если есть основания полагать, что неуспешность формирования универсальных учебных действий связана с особенностями социально-педагогической среды).

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль