Конспект урока "Нравственные категории и добродетели"

7012
Автор: Кокуркина Екатерина Сергеевна, практикантка ( гимназия № 12, г. Казань )

Цели:

  • Образовательная: раскрыть содержание: нравственной категории и добродетели.
  • Развивающая: способствовать формированию умения работать с текстом, индивидуальная работа у доски.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитать познавательный интерес к предмету

Тип урока: комбинированныйМетоды обучения: частично-поисковыйОборудование: учебник А.И. Кравченко. Обществознание 11 кл., презентация, школьная доска.Ход урока

Время

Действия учителя

Действия уч-ся

1 мин

Вводная часть – Здравствуйте ребята, садитесь. На прошлом уроке мы изучили тему – Нравственные чувства и моральное поведение. Давайте вспомним основные моменты.

 

10-15 мин

Опрос Д/з
Мы разобрали 3 понятия – Этика, мораль и нравственность.
Тест на листочках – этика, мораль, нравственность.
Дайте определение этим понятиям и приведите примеры.
Мы разобрали, нормы морального поведения и аморального. Приведите примеры. Эссе (Д\з) сдайте после урок

Тест -примеры, понятия

25 мин


Объяснение нового материала

Тема урока: Нравственные категории и добродетели.
Нравственные категории бывают негативными и позитивными. Какие категории вы знаете?

Игра: 2 девушки у доски, я называю категории, а они в столбик записывают: 1) негативные; 2) позитивные. Все проверяют.

Перечисления: гуманизм, бескорыстие, грубость, ответственность, вежливость, лицемерие, зависть, равнодушие, взаимопомощь, высокомерие, долг, зло и добро.
Обратимся к такому афоризму:
"Когда Добро бессильно, оно - Зло". Как вы его понимаете?
Добро и Зло являются основными категориями морали.
Первое относится к положительным качествам, другое к отрицательным. Представления о Добре и Зле всегда менялись и нет определённой характеристики для них (то что для меня добро, для другого зло).

Работа с текстом.
Либо на стр. 102 китайская притча, либо: У одного крестьянина была кобыла, его единственное богатство. 


Однажды кобыла сбежала и, увидев это, соседи посочувствовали крестьянину: "Да, нелегко тебе придется, кобылы то больше нет!" На это крестьянин ответил: "Не знаю, хорошо это или плохо. Это - жизнь".
На следующий день кобыла возвратилась и привела с собой целый табун диких лошадей. "Как же тебе повезло, у тебя теперь целое состояние», – позавидовали соседи. А крестьянин твердил: «Не знаю, хорошо это или плохо. Это - жизнь".
Сын крестьянина захотел обуздать лошадей и оседлать одну из них. Но не тут-то было, лошадь его сбросила, и он стал на всю жизнь хромым. "Ой, какой ужас! - заволновались соседи. – Твой сын стал хромым!" А крестьянин все повторял: "Трудно сказать, хорошо это или плохо. Это - жизнь".
Вскоре началась война. Всех забрали в армию, кроме хромого сына крестьянина. "Нам, может быть, и не увидеть больше сыновей своих, - запричитали соседи. – Тебе же повезло, твоего сына не забрали в армию". И вновь крестьянин сказал: "Трудно сказать, хорошо это или плохо. Это - жизнь".
История продолжалась в этом духе с привлечением новых событий, но конец их был одинаков. Крестьянин продолжал твердить одно и то же: "Трудно сказать, хорошо это или плохо. Это - жизнь".

Нельзя однозначно, судить что хорошо, а что плохо. Так и с добром и злом.
Добро и Зло выражают абстрактные понятия пользы и вреда. Что же воплощает конкретные принципы человека? Добродетель и порок.
Добродетель – моральная категория, выражающая совокупность положительных качеств человека. Воплощение конкретным человеком принципов добра либо в своём характере, либо в поступках (щедрость, великодушие, честность).
Порок – олицетворяет сумму отрицательных качеств и поступков (лживость, мелочность, черствость).
Благодаря чему достигается добродетель? О каком человеке можно сказать, что у него много добродетелей?
Аристотель различил разумные (Что мы  к ним относим? Мудрость, сообразительность, рассудительность) – благодаря обучению и нравственные (рождаются и привычек и нравов, которые формируют его характер). Работа с учебником на стр. 113.
Парадокс добродетели – разрыв между знанием и делом. Мы об этом много говорили на прошлом уроке. Приведите примеры.
Одна из главных добродетелей – Долг. Примеры.
Невыполненный долг ведёт к стыду. В каких случаях возникает чувство стыда?
С чувством стыда неразрывно связана – Совесть. Это способность человека оценивать свои поступки, мысли, желания. "Не делай ничего непристойного даже наедине с собой, учись стыдиться самого себя больше, чем других". Что это значит?
Совесть – это ответственность человека перед самим собой.
"Свобода совести", как вы это понимаете? Право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. Например, свобода вероисповедания.
Свобода – это отсутствие давления и ограничения.
Милосердие. Как вы понимаете эту добродетель? Представляет собой сострадательное, заботливое отношение к другому человеку, стремление помочь.
Готовность жертвовать своими личными интересами ради блага ближнего: "отдавай другому, не рассчитывая заранее, что получишь взамен".

Беседа
 
 
 
Задание у доски
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обсуждение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Записывают
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа с учебником

3 мин

Итоги и д\з
Итоги: Т.о. мы с вами узнали, что такое нравственные категории и добродетели. Выяснили различия между ними. А также разобрали основные добродетели: долг, совесть, свобода совести, милосердие.
Д\з. § 14, задания устно, 7 письменно.

Записывают, подводят итоги

 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль