Детский сад в школе? Это возможно!

5012
Автор: Т.Я. Кривоносова,  юрисконсульт МКУ Городской комплексный центр по организации отдыха детей школьного возраста "Соло" г. Новосибирска

Уже не первый год в нашей стране существует социальная проблема - нехватка мест в детских садах. Несмотря на то что согласно ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ "Об образовании") государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования, многие родители вынуждены либо отдавать своих детей в частный детский сад, либо нанимать няню, либо просить дедушек и бабушек посидеть с внуками.

К чести региональных властей, они активно занимаются этой проблемой и находят различные способы, как помочь родителям детей-дошкольников. Одним из таких способов является открытие дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях.

Как известно, многие школы сегодня не набирают достаточного количества обучающихся, поскольку дети, которые учатся сейчас в 6-11-х классах, рождались в то время, когда в стране был экономический кризис. В таких школах, как правило, есть пустые помещения, где вполне можно разместить дошкольные группы.

Конечно, для того чтобы получить разрешение на открытие дошкольных групп в школе, необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на материально-техническое обеспечение воспитательно-образовательного процесса. Дело в том, что помещения для воспитанников должны соответствовать иным, чем для обучающихся, требованиям - на них распространяется действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91.

Получение согласия учредителя

С юридической точки зрения дошкольные группы - это необособленное структурное подразделение образовательного учреждения (далее - ОУ). Поскольку создание структурных подразделений, как и в целом определение структуры ОУ, не входит в число его исключительных полномочий, указанных в ст. 32 Закона РФ "Об образовании", открытие дошкольных групп руководитель учреждения должен согласовать с учредителем. Если учредитель согласен, то он должен издать соответствующий документ. Для муниципального учреждения, в частности, таким документом будет постановление или распоряжение органа местного самоуправления.

К обособленным структурным подразделениям относятся филиалы и представительства. Их отличительной особенностью является то, что они расположены вне места нахождения юридического лица. Впрочем, для дошкольных групп такая форма организации деятельности вряд ли подойдет.

После того, как руководитель ОУ получил документ, ему необходимо организовать работу по внесению изменений в устав учреждения. Ниже изменении в устав /
приводятся выдержки из такого устава, однако следует учитывать, что, как всякий проект правового акта, он не претендует на исчерпывающую полноту. Слепое копирование формулировок в отрыве от требований действующих в конкретном учреждении локальных нормативных актов без учета законодательства и других реалий может привести к серьезным последствиям, в т. ч. к конфликтам с проверяющими органами.

Итак, в новом уставе раздел "Цели, задачи и предмет деятельности учреждения" обязательно должен содержать следующие пункты, касающиеся организации работы дошкольных групп :
1. "Основными целями деятельности учреждения являются:

  • присмотр, уход за детьми и оздоровление детей в возрасте отдо лет;
  • воспитание, обучение и развитие воспитанников и обучающихся;
  • физическое, интеллектуальное и нравственное развитие воспитанников и обучающихся;
  • адаптация воспитанников и обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование у воспитанников и обучающихся навыков и привычек здорового образа жизни;
  • подготовка воспитанников к школьному обучению".

2. "Задачами учреждения являются:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников и обучающихся;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников и обучающихся;
  • воспитание у воспитанников и обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников и обучающихся;
  • взаимодействие с семьями воспитанников и обучающихся для обеспечения полноценного развития детей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) воспитанников и обучающихся по вопросам воспитания, обучения и развития детей".

В уставе должны быть перечислены все виды деятельности, осуществляемые учреждением, на которые оно получает финансирование из бюджета. В противном случае соответствующие работы и услуги не могут быть профинансированы.

Включать в перечень можно и лицензируемые виды деятельности, на которые пока не получена лицензия. Законодательство запрещает ведение деятельности до получения лицензии, но не внесение ее в устав.

3. "Основными видами деятельности учреждения являются: реализация программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

  • реализация программ дополнительного образования, в т.ч. программ дополнительного профессионального образования;
  • реализация образовательных программ по работе с мотивированными и одаренными детьми;
  • реализация образовательных программ в классах, спрофилированных на вуз;
  • реализация образовательных программ с применением здо-ровьесберегающих технологий;
  • оказание дополнительных образовательных и оздоровительных услуг (в т. ч. платных);
  • осуществление мероприятий по социальной защите воспитанников, обучающихся и работников учреждения;
  • взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития ребенка".

В раздел "Организация образовательного процесса" необходимо включить следующие пункты:

  1. "Содержание образовательного процесса в дошкольных группах определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой и утверждаемой учреждением самостоятельно. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая определяет содержание обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
  2. "Воспитание и обучение воспитанников ведется в форме подгруп-повых и фронтальных занятий. Продолжительность обучающих занятий с воспитанниками зависит от их возраста и интереса к данной деятельности и соответствует требованиям нормативных актов, действующих в сфере образования".
  3. "Воспитательно-образовательная деятельность в дошкольных группах оценивается по следующим направлениям:
  • охрана жизни воспитанников (количество несчастных случаев и травм); средняя продолжительность болезни воспитанников (количество случаев заболевания)";
  • физическое, интеллектуальное и личностное развитие (интеллектуальная карта в школе).

Если в уставе есть отдельный раздел "Комплектование учреждения", то в нем должны быть пункты, определяющие правила приема детей в дошкольные группы и отчисления их из дошкольных групп:

1. "В дошкольные группы принимаются дети в возрасте от ... до ... лет.
Прием осуществляется на основании приказа руководителя учреждения по письменному заявлению родителей (законных представителей).
Родители (законные представители) при приеме детей в дошкольную группу предъявляют:
____________________________________________________________________;
____________________________________________________________________;
____________________________________________________________________.

Между учреждением и родителями (законными представителями) заключается договор, которым регулируются взаимные права, обязанности и ответственность учреждения и родителей (законных представителей), возникающие в процессе обучения, развития, воспитания, присмотра, ухода и оздоровления воспитанников".

2. "Отчисление детей из дошкольных групп осуществляется руководителем учреждения в следующих случаях:

  • по заявлению родителей (законных представителей);
  • по медицинским показаниям;
  • за неоднократные грубые нарушения условий договора между учреждением и родителями (законными представителями)".

Если ОУ ведет приносящую доход деятельность, то в уставе необходимо указать все ее виды (фразы "учреждение вправе осуществлять любую приносящую доход деятельность" будет недостаточно). Перечень видов приносящей доход деятельности имеет смысл формировать с учетом не только реально ведущейся, но и планируемой к ведению, поскольку включение вида деятельности в перечень еще не обязывает учреждение его вести. Информация об этом должна содержаться в одном из пунктов раздела "Имущество и финансово-хозяйственная деятельность учреждения":
"Учреждение вправе осуществлять следующую приносящую доход деятельность:

  • создание групп по адаптации и подготовке детей, не посещающих учреждение, к обучению в школе;
  • присмотр за детьми, организация развивающих игр с ними в выходные, праздничные дни, а также в вечернее время;
  • оказание логопедической, психологической и дефектологической помощи детям, не посещающим учреждение, в т. ч.
  • с привлечением специалистов на договорной основе".

В раздел "Права и обязанности участников образовательного процесса" необходимо включить пункты о правах воспитанников и правах и обязанностях их родителей (законных представителей):
1. "Каждый воспитанник имеет право: на получение дошкольного образования;

  • удовлетворение потребности в общении;
  • развитие своих творческих способностей и интересов;
  • защиту своего достоинства;
  • защиту от всех форм психического и физического насилия".

2. "Родители (законные представители) воспитанников имеют право:

  • вносить предложения по улучшению работы с детьми;
  • требовать выполнения учреждением обязанностей по уходу, оздоровлению, присмотру, развитию, воспитанию и обучению ребенка, предусмотренных договором;
  • консультироваться с педагогическими работниками учреждения по проблемам воспитания и обучения.

Родители (законные представители) воспитанников обязаны:

  • заложить основы интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка;
  • своевременно вносить установленную плату за содержание ребенка в учреждении;
  • своевременно ставить администрацию учреждения в известность о возможном отсутствии ребенка и его болезни;
  • выполнять условия договора с учреждением.

Иные права и обязанности родителей (законных представителей) воспитанников определяются договором, заключенным между ними и учреждением".

При подготовке раздела "Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность учреждения" необходимо учесть локальные акты, которые будут регламентировать деятельность дошкольных групп, - например, положение о дошкольных группах (приложение).

После того как новый устав составлен, его необходимо зарегистрировать в регистрирующем органе. В настоящий момент таким органом является Инспекция ФНС России.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для регистрации устава в регистрирующий орган необходимо представить:

  • заявление по форме Р13001;
  • два оригинала устава (прошитых, пронумерованных и скрепленных подписью заявителя);
  • приказ об утверждении устава (оригинал или копию, заверенную органом, издавшим такой приказ);
  • квитанцию об оплате государственной пошлины.

Образец заявления приведен в приложении 3 к постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей". Порядок его заполнения указан в приказе ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя".

В соответствии с подп. 3 п.1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее - НК РФ) за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, уплачивается государственная пошлина в размере 20% от размера государственной пошлины, установленного подп. 1 п. 1 НК РФ.

В свою очередь, согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, уплачивается государственная пошлина в размере 4000 руб. Таким образом, госпошлина за регистрацию измененного устава ОУ в настоящее время составляет 800 руб.

Если руководителю ОУ нужны копии устава, выданные налоговой инспекцией, то необходимо составить письмо-запрос на предоставление копии устава и к нему приложить квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Одновременно с внесением изменений в устав руководитель должен составить штатное расписание. С учетом того, что дошкольные группы - это необособленное структурное подразделение учреждения, желательно ввести в штатное расписание еще одну должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Что касается других работников, то их следует привлекать к работе в дошкольных группах в зависимости от количества детей и особенностей функционирования групп. В любом случае в них должны работать воспитатели, имеющие соответствующее образование.

Для работников дошкольных групп необходимо составить должностные инструкции или иные документы, устанавливающие их права и обязанности.Приложение.

Шаблон можно скачать из электронной системы "Образование"

Положение о дошкольных группах в муниципальном общеобразовательном учреждении

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок создания и функционирования дошкольных групп
в (далее - Учреждение).
(наименование образовательного учреждения)
1.2. Дошкольные группы являются структурным подразделением Учреждения и действуют как часть юридического лица.
1.3. В своей деятельности дошкольные группы руководствуются Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990), Конституцией РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993), Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утв. приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562), другими нормативными правовыми актами и уставом Учреждения.

2. Цели, задачи и предмет деятельности дошкольных групп
2.1. Основными целями деятельности дошкольных групп являются:

  • присмотр и уход за детьми в возрасте от до лет (далее - воспитанники);
  • воспитание, обучение и оздоровление воспитанников;
  • физическое, интеллектуальное и нравственное развитие воспитанников;
  • адаптация воспитанников к жизни в обществе;
  • формирование у воспитанников навыков и привычек здорового образа жизни;
  • подготовка воспитанников к школьному обучению.

2.2. Основными задачами деятельности дошкольных групп являются:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
  • воспитание у воспитанников гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) воспитанников по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

2.3. Предметом деятельности дошкольных групп является реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей и комбинированной направленности.

3. Комплектование дошкольных групп
3.1. Комплектование дошкольных групп на учебный год осуществляется ежегодно в месяце,
а также в течение года, в случае появления в дошкольных группах свободных мест.
3.2. Предоставление мест в дошкольных группах осуществляется на основании заявлений родителей (законных представителей) будущих воспитанников.
3.3. Родители (законные представители) подают заявление о предоставлении места в дошкольной группе
Учреждения с " " до " " с момента достижения ребенком возраста .
Отметка о заявлении ставится директором Учреждения в Книге учета заявлений граждан на определение ребенка в дошкольную группу.
3.4. Одновременно с заявлением родители (законные представители) предоставляют:

  1. копию свидетельства о рождении ребенка;
  2. копию документа о регистрации по месту жительства ребенка;
  3. медицинское заключение.

Граждане, имеющие право на льготное зачисление ребенка дошкольную группу Учреждения, представляют документы, подтверждающие данную льготу.
Для приема детей с ограниченными возможностями здоровья в группы комбинированной направленности родители (законные представители) дополнительно представляют заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
3.5. Директор Учреждения передает заявление родителей (законных представителей) в Комиссию по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп в муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее - Комиссия) в течение дней со дня его подачи.
3.6. Заявление, поступившее в Комиссию, регистрируется в Книге учета будущих воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
3.7. Рассмотрение заявлений и решение о предоставлении мест детям в дошкольных группах Учреждения принимается Комиссией. Списки детей, которым предоставлены места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и дошкольных группах в муниципальных общеобразовательных учреждениях, утверждаются начальником управления образованием.
3.8. Направления на устройство детей в дошкольные группы Учреждения выдаются директору Учреждения в течение рабочих дней со дня подписания начальником управления образованием приказа об утверждении списков детей, которым предоставлены места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и дошкольных группах в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
3.9. После издания приказа начальника управления образованием об утверждении списков детей, которым предоставлены места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и дошкольных группах в муниципальных общеобразовательных учреждениях, директор Учреждения издает приказ о зачислении в дошкольные группы Учреждения вновь принятых воспитанников.
3.10. При зачислении ребенка в дошкольную группу Учреждения между родителями (законными представителями) и директором Учреждения заключается договор, определяющий взаимные права, обязанности и ответственность сторон.
3.11. При приеме ребенка в дошкольную группу Учреждения директор Учреждения обязан ознакомить родителей (законных представителей) под роспись с уставом Учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, основными образовательными программами, реализуемыми этим Учреждением, а также другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в Учреждении, о чем делается соответствующая отметка в заявлении о приеме ребенка в дошкольную группу.
3.12. Отчисление детей из дошкольной группы осуществляется директором Учреждения в следующих случаях:

  • по заявлению родителей (законных представителей);
  • по медицинским показаниям;
  • за неоднократные грубые нарушения условий договора между Учреждением и родителями (законными представителями).

4. Организация деятельности дошкольных групп
4.1. Дошкольные группы открываются на основании распоряжения учредителя Учреждения -(наименование муниципального органа управления образованием)
4.2. В дошкольные группы принимаются дети в возрасте от до лет.
4.3. Руководство дошкольными группами осуществляет директор Учреждения, непосредственное руководство - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который назначается приказом директора Учреждения.
4.4. Работники дошкольных групп назначаются на должность приказом директора Учреждения по согласованию с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
4.5. Дошкольные группы работают круглогодично по пятидневной рабочей неделе с  ... до ..., кроме субботы, воскресенья и нерабочих праздничных дней.
4.6. Организация питания воспитанников в дошкольных группах осуществляется Учреждением с соблюдением действующих санитарных правил и нормативов, установленных для дошкольных образовательных учреждений.
4.7. В дошкольных группах Учреждения в соответствии с его уставными целями и задачами могут оказываться дополнительные платные образовательные услуги в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ в школе.

5. Финансирование деятельности дошкольных групп
5.1. Финансирование деятельности дошкольных групп осуществляется учредителем.
5.2. Финансовые средства дошкольных групп образуются из средств бюджетного финансирования согласно установленному нормативу затрат на содержание детей в дошкольных учреждениях, из родительской платы за содержание ребенка в дошкольной группе, а также других источников в соответствии с действующим законодательством РФ.
5.3. Норматив бюджетного финансирования исчисляется исходя из наполняемости групп.
При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование дошкольной группы с меньшей наполняемостью.
5.4. Размер родительской платы за содержание ребенка устанавливается в соответствии с федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления.

6. Организация образовательного процесса в дошкольных группах
6.1. Организация образовательного процесса в дошкольных группах регламентируется учебным планом и расписанием занятий, которые утверждаются директором Учреждения.
6.2. Содержание образовательного процесса в дошкольных группах определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой и утверждаемой учреждением самостоятельно. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая определяет содержание обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
6.3. Воспитание и обучение воспитанников в дошкольных группах ведется в форме подгрупповых и фронтальных занятий. Продолжительность обучающих занятий с воспитанниками зависит от их возраста и интереса к данной деятельности и соответствует требованиям нормативных актов, действующих в сфере образования.
6.4. Воспитание и обучение детей в дошкольных группах ведется на русском языке.

7. Права и обязанности участников образовательного процесса
7.1. Участниками образовательного процесса в дошкольных группах являются воспитанники, их родители (законные представители) и работники Учреждения.
7.2. Права и обязанности воспитанников дошкольных групп и их родителей (законных представителей) определяются законодательством РФ и уставом Учреждения.
7.3. Права, меры социальной поддержки и обязанности работников дошкольных групп определяются законодательством РФ, уставом Учреждения, трудовым договором, должностными инструкциями и другими локальными нормативными актами.Нормативные документы

Тексты документов вы найдете в электронной системе "Образование"

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ
  2. (ред. от 10.07.2012)
  3. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 01.04.2012)
  4. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 22.12.2011)
  5. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (ред. от 09.03.2010)
  6. Приказ ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя"



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль