Система оплаты труда

2553

Каковы основания для введения новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях различных типов?

Согласно Трудовому кодексу РФ (далее - ТК РФ) заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответ­ствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. Под новой обычно понимается система оплаты труда, вводимая вместо тарифной.

Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), до­плат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, премирования работников устанавливаются коллективными до­говорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными норматив­ными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Соотношение тарифной и новой систем оплаты труда (далее -НСОТ) в образовательных учреждениях представлено в таблице.

Система оплаты труда

Элементы, изменяющиеся при введении НСОТ

Элементы, не изменяющиеся при введении НСОТ

Тарифная

Тарифная ставка, устанавливаемая в соответствии с ЕТС. Стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки, премии)

Доплаты и надбавки компенсационного характера

Новая

Оклад (должностной оклад), устанавливаемый на основании требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации работника, необходимым для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки, премии)

Доплаты и надбавки компенсационного характера

Независимо от уровня подчиненности учреждения (федераль­ное, региональное, муниципальное) система оплаты в нем уста­навливается коллективным договором, соглашениями, локальны­ми нормативными актами в соответствии с законами и иными нормативными актами государственных органов и органов мест­ного самоуправления, действующими для соответствующего уровня подведомственности учреждений. К компетенции образо­вательного учреждения - работодателя, заключающего трудовой договор, относится установление заработной платы работников образовательного учреждения, в т. ч. надбавок и доплат к долж­ностным окладам, порядка и размеров премирования.

Таким образом, основным документом, в соответствии с кото­рым устанавливается оплата труда каждого работника (в том числе оплата труда школьников), является трудовой договор. В случае если данный документ не содержит всех условий оплаты труда конкретного работника, позволяющих определить ее размер, в нем должна быть отсылочная норма к спе­циально разработанному локальному акту образовательного учреждения. Так или иначе, основным субъектом регулирования вопросов, связанных с оплатой труда выступает образовательное учреждение, которое и принимает указанный локальный акт.

Содержание данного локального акта должно соответствовать требованиям основополагающих нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы оплаты труда (Конституции РФ, ТК РФ и т. д.), а также нормативных правовых актов, распростра­няющихся на образовательное учреждение в зависимости от его подведомственности.

В настоящее время существует несколько уровней принятия решений о введении новой системы оплаты труда, дифференци­руемых в зависимости от статуса образовательного учреждения. Соотношение статуса образовательного учреждения и норматив­ных правовых актов, направленных на установление новой систе­мы оплаты труда, представлено в таблице.

Статус образовательного учреждения

Способ установления

НСОТ

Нормативные правовые акты, в соответствии с которыми должно приниматься решение

Федеральное государственное образовательное учреждение

Во всех учреждениях независимо от статуса НСОТ вводится на основании локального акта учреждения либо коллективного договора

Нормативные правовые акты федерального уровня, направленные на установление общих принципов и условий оплаты труда работников: ТК РФ, Закон РФ "Об образовании", постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191, приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н и т. д. Нормативные правовые акты федерального уровня, направленные на введение новой системы оплаты труда в федеральных государственных образовательных учреждениях: постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583, приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818, приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822, приказ Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 424н и т. д.

Региональное государственное образовательное учреждение

 

Нормативные правовые акты федерального уровня, направленные на установление общих принципов и условий оплаты труда работников. Акты органов законодательной и исполнительной власти соответствующего субъекта федерации

Муниципальное

образовательное

учреждение

 

Нормативные правовые акты федерального уровня, направленные

на установление общих принципов и условий оплаты труда работников:

ТК РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ и т. д.

Акты органов законодательной и исполнительной власти соответствующего

субъекта федерации.

Акты органов местного самоуправления

Следует иметь в виду, что на федеральном и региональном уровнях могут приниматься документы рекомендательного по­рядка, которые органы власти иного уровня вправе использовать для регулирования вопросов оплаты труда.

Согласно ТК РФ системы оплаты труда работников государствен­ных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом:

1. Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.

2. Единого квалификационного справочника должностей ру­ководителей, специалистов и служащих.

3. Государственных гарантий по оплате труда.

4. Рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регу­лированию социально-трудовых отношений.

5. Мнения соответствующих профсоюзов (объединений проф­союзов) и объединений работодателей.

Официальный источник

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009). Ст. 135, 144 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009)

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 27.12.2009). Ст. 32 Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 "О введении новых си­стем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федераль­ных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в ко­торых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата тру­да которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сет­ки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (ред. от 29.09.2008)

Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительно­сти рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (ред. от 18.08.2008)

Рекомендации по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме, утв. приказом Минздравсоцразви­тия России от 14.08.2008 № 424н

Профессиональные квалификационные группы должностей работников образо­вания, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н

Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджет­ных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 (ред. от 19.12.2008)

Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджет­ных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 (ред. от 19.12.2008)

Письмо Минобрнауки России от 31.03.2008 № 03-599 "О внедрении в дошколь­ных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда"

Письмо Минобрнауки России от 13.09.2006 № АФ213/03 "О подготовке и на­правлении вариантов модельных методик"

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль