Внеклассное мероприятие по химии "Экскурсия в кабинет химии"

3624

Автор: Лаврентьева Снежана Павловна, учитель химии и биологии; муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 г. Таганрог (Ростовская область)

Методические рекомендации: урок-эксурсия под таким названием проводится для учащихся 5-7 классов. Перед началом экскурсии кабинет химии оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщательно подготовлена экспериментальная часть.Образовательные задачи:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения;
  • вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

  • развитие памяти, внимания;
  • развитие образного мышления;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие восприятия;
  • повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

  • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.

Ход урока Учитель: Ребята, сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы. Сегодня я проведу экскурсию в кабинет химии и расскажу вам о науке химии. Давайте представим, что мы с вами оказались в первобытном обществе.
Первобытные люди боялись даже огня. Они видели, как молния попадала в дерево и оно загоралось. Сейчас вы увидите опыт "Самовозгорание костра".

Описание опыта "Самовозгорание костра".
Подготовительная часть (перед уроком): в фарфоровую чашку поместить немного кристаллического перманганата калия KMnO4 . Аккуратно смочить кристаллы 2 мл концентрированной серной кислоты H2SO4 . Фарфоровую чашку поставить на металлический поддон и замаскировать ее, уложив сверху и вокруг древесные стружки, внимательно следя, чтобы стружки не попали внутрь фарфоровой чашки.
Основная часть (на уроке): незаметно для зрителей смочить кусочек ваты спиртом и быстро выжать несколько капель спирта над фарфоровой чашкой. Руку сразу убрать. Костер ярко вспыхивает и быстро гаснет.

Первобытные люди постепенно привыкли к огню, научились разводить его и готовить на нем пищу. Потом с помощью огня люди стали выплавлять медь и железо.
В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, изучая различные вещества.  Это были алхимики. Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они получали для них золото. (слайд № 8) Я покажу вам опыт "Превращение воды в золото".

Описание опыта "Превращение воды в золото"
В одном стакане находится свежеприготовленный раствор йодида калия KI, в другом – раствор ацетата свинца Pb(CH3COO)2. Оба раствора выливают в стакан большей вместимости. Происходит выпадение осадка йодида свинца PbI 2 ярко-желтого цвета.

Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвинили в колдовстве и сжигали на кострах.

Но науку запретить нельзя, поэтому ученые отбросили от слова "алхимия" приставку ал- , и получилось новое название – химия. Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения.

В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория; на заводе, в аптеке и больнице обязательно работают химики, лаборанты и исследователи. Теперь давайте познакомимся с некоторыми веществами и химическими превращениями.

У химиков есть одно очень важное правило: в химическом кабинете нельзя ничего пробовать на вкус. (обратить внимание на стенд и инструкции по охране труда) Алхимики это правило не соблюдали, и многие из них отравились ядовитыми веществами. Зато до сих пор сохранились названия веществ "по вкусу": кислые – кислоты, соленые – соли.

Теперь попрошу выйти ко мне одного мальчика. Я сделаю ему моментальную фотографию. Вот лист бумаги, держи его крепче, а я брызну на него волшебной жидкостью из пульверизатора. Посмотри, какой симпатичный портрет получился!

Описание опыта "Цветная фотография"
На листе ватмана заранее делается рисунок – портрет мальчика – спиртовым раствором фенолфталеина. В пульверизаторе находится концентрированный раствор карбоната натрия Na 2 CO3, при смачивании им листа бумаги появляется малиновый рисунок, изображающий мальчика.


Я хочу показать вам интересные кристаллы. Показываются кристаллы синего цвета медного купороса .
(слайд № 11) Посмотрите на эти красивые ромбики – кристаллы. Они похожи на самоцветы. Эти кристаллы были выращены в кабинете химии, они называются медный купорос. Раствором этого вещества опрыскивают огородные растения, чтобы они не болели, так как многие микробы от него погибают.

Медного купороса боятся не только огородные вредители, но даже акулы, поэтому иногда его называют антиакулином. В действии антиакулина вначале сомневались австралийские специалисты: дескать, для наших акул это вроде порошка от головной боли, он послужит лишь острой приправой к жаркому. Однако когда в знаменитом акульем заливе на Западном побережье Австралии препарат был испробован, его эффективность вынуждены были признать даже самые отъявленные скептики.

А вот эти камни и кристаллы были созданы самой природой. Посмотрите, какая необыкновенная красота. Будьте внимательны, может, и вам удастся найти какой-нибудь интересный минерал в природе! (демонстрация слайдов минералов и коллекции горных пород).

В заключение нашей встречи я покажу опыт, который называется 'Вулкан". Вы, конечно, знаете, какое это грандиозное зрелище – извержение вулкана. В древности вулкан Везувий засыпал город Пампеи. Показывается слайд с вулканом и потом демонстрируется опыт "Вулкан".

Описание опыта "Вулкан"
На подставку насыпают горкой кристаллы бихромата аммония (NH4)2Cr2O7 оранжевого цвета и поджигают. Под подставку кладут большой лист бумаги для сбора "вулканического пепла" Cr2O3.

Викторина.
1-й вопрос. Какое вы знаете самое распространенное вещество на Земле?
Ответы учащихся(Вода) (слайд № 18)

Учитель: Послушайте стихотворение о воде:
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода.

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А все это – только вода.

Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.

Как пухом зимой одевает
Снег белый родные поля.
Но время придет, все растает,
И будет просто вода.

Демонстрируется слайд, записана формула воды.
Формула этого удивительного вещества – Н2О. (слайд № 18 щелчок мышью)

2-й вопрос. Какие металлы вы знаете?
Ответы учащихся

Учитель: Я вам расскажу немножко о золоте, которое является самым пластичным металлом. Кусочек золота величиной со спичечную головку можно вытянуть в проволоку длиной 3 км или расплющить в прозрачный голубовато-зеленого цвета лист площадью 50 м2.
Демонстрируется слайд с картинами золота.

3-й вопрос. Назовите жидкий при комнатной температуре металл и скажите, где он применяется?
Ответы учащихся.(Ртуть)Учитель:
Перемена, перемена!
Заливается звонок.
Наконец-то он закончен,
Надоедливый урок!
Дернув серу за косичку,
Мимо магний пробежал.
Йод из класса испарился,
Будто вовсе не бывал.
Фтор поджег случайно воду,
Хлор чужую книжку съел.
Углерод вдруг с водородом
Невидимкой стать успел.
Калий, бром в углу дерутся:
Не поделят электрон.
Кислород-шалун на боре
Мимо проскакал верхом.Учитель: Вот и закончился наш урок "Экскурсия в кабинет химии". Понравилось ли вам? Приходите на следующий год изучать эту очень интересную науку – химию.
 
Литература:

  1. О.С. Габриелян "Химия" 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
  2. СD "Химия для всех XX" (химические опыты со взрывами и без)
  3. Картинки кристаллов
  4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии.- М.: Дрофа, 2002.
  5. Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина "Дидактические игры при обучении химии", М.: Дрофа, 2003.
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль