Опыт формирования экологической культуры учащихся начальной школы

1999

Автор: Сиделкина Надежда  Павловна, завуч по УВР МКОШИ №3 (Астраханская область)

Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем увлечь.
Охранять зорко нашу природу –
Это Родину, значит, беречь.
М.Андронов.


Одной из составляющих основной образовательной программы начального общего образования согласно федеральному государственному образовательному стандарту является программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у младших школьников.

Наиболее эффективным путем формирования экологической культуры является направляемая и организуемая взрослыми работа школьников, формирующая представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, познавательный интерес и бережное отношение к природе.

Формирование экологической культуры – это развитие чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.

Познание природы детьми, нахождение в ней способствует развитию интеллектуальной, эмоциональной, действенно-практической деятельности, а также психической, физической и духовной.

Сегодня процесс экологического воспитания рассматривается с позиций целостности, единства человека и природы. В непосредственной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л.Н.Толстой. К.Д. Ушинскому принадлежит идея народности в воспитании, в отношениях человека с его родной природой.

Таким образом, идея природособразности широко находит применение в экологическом развитии и воспитании детей, которая включает в себя следующие положения:

  • следование природе детей,
  • использование природной среды в целях развития детей, а также развития у них экологической культуры.

Непосредственное общение с природными объектами происходит во время экологических экскурсий, цель которых заключается не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия живых существ, и не в том, чтобы научить отыскивать и описывать их особенности, а в том, чтобы показать им и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических процессов. Важно научить учащихся представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями. Вместе с учащимися выявляем последствия влияния деятельности человека на состояние природного окружения. С другой стороны изучаем природные явления, их свойства, т.е. развиваем у детей рационалистическое восприятие действительности.

В процессе экскурсий учащиеся прислушиваются к звукам природы, высказывают свои впечатления, спорят, ошибаются, обсуждают, т. е. идёт непосредственное общение с природными объектами, интенсивное развитие культурного человека в контакте с местной окружающей средой.

Каждая экскурсия вызывает сплетение эмоций, создает приподнятое настроение, формирует доброжелательные отношения в коллективе, решаются задачи эстетического воспитания.

К.Д.Ушинский писал: "А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитии молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога".

Организация во время экскурсий игр, таких как "Узнай дерево по листу", "Что изменилось", "Назови предметы живой и неживой природы", "Кто как издаёт звуки и передвигается", направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что впечатлило, а также цитирование поэтических строк Ф.Тютчева, С. Есенина, А. Фета, А. Пушкина о природе повышают познавательный интерес и решают задачи эстетического воспитания.
На любой экскурсии вместе с детьми повторяем правила поведения в природе. Каждый должен знать элементарные экологические запреты, следование которым должно стать нормой поведения для всех людей. Но встаёт вопрос: хороши ли эти правила, если они носят в основном запрещающий характер? Ведь получается: "Не делай того, не делай этого…". Но определенные экологические запреты абсолютно необходимо. Сомневаться в этом – значит делать уступку потребительскому отношению к природе, от которого ничего, кроме беды ждать не приходится. Поэтому важно систематически вести целенаправленную, кропотливую работу, ориентированную на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, прочувствованы, стали убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку, подобно привычке говорить "спасибо" или вытирать ноги перед входом в дом. Эти правила оформляются в виде красочных табличек на уроках технологии и ИЗО и используются при проведении уроков окружающего мира.

Через всё содержание работы по формированию у воспитанников экологической культуры они подводятся к мысли, что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе мы отдыхаем, наслаждаемся красотой природных объектов и явлений, занимаемся спортом, трудимся, из неё получаем воздух, воду, питание, поэтому разумно подходить к потреблению природных ресурсов, их сохранению, умножению, ощущать свою ответственность за состояние окружающей среды, всегда помнить о том, что мы оставим нашим потомкам?
К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелегкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы.

Главное, чтобы дети поняли идею единства взаимосвязи человека и природы. Человек – составная часть природы, поэтому не следует их противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве. Н.Ф.Федоров в «Философии общего дела» в 90-х годах прошлого века, когда до экологического кризиса в его понимании было ещё далеко, писал: "Цивилизация, эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца".

Основная задача школы – вооружить школьников навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, способствовать формированию активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля. Важно довести до сознания детей мысль Антуана де Сент-Экзюпери: "Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя".

Литература:

  1. З.Абдулаев. Экологическое отношение и экологическое сознание. М. 1991
  2. Н.Ф. Виноградова. Воспитание положительного отношения к природе. М.1991
  3. Г.П. Новикова. Формирование культуры в свете непрерывного экологического воспитания. // Образование и наука. 2003 №1
  4. Е.С. Савинов Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М. Просвещение.2012
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль