Рабочая программа по обществознанию для 10 класса специальной/коррекционной/ школы VIII вида

5876

Автор: Ахмадуллина Гульнара Сайфулловна, учитель (Государственное образовательное учреждение Республики Марий Эл "Нартасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида" )

Планирование составлено на основе Программно-методическое обеспечения для 10-12 классов с углубленной подготовкой в специальных /коррекционных/ ОУ VIII вида с учетом рекомендаций, содержащихся в пояснительной записке к курсу "Обществоведение". Учебными пособиями данный курс не обеспечен.

Курс направлен на формирование политико-правовых знаний, призван способствовать самореализации личностного потенциала детей с проблемами здоровья, носит практикоориентированный характер.

Цель курса - создать условия для социальной адаптации учащихся через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы. Составление рабочей программы для школы проводится с учетом особенностей познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания воспитанники должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.

Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Рабочая программа содержит подробный календарно-тематический план и поурочное планирование. В календарно-тематическом плане помещены наименования разделов и тем с указанием необходимого для их изучения количества часов, практические работы, контрольные и диагностические уроки. Следует обратить внимание на содержание практической деятельности учащихся, включающей составление опорных таблиц, схем, конспектов, деловых бумаг, работу с текстами Конституции, Федеральных законов. Данная форма работы способствует систематизации приобретенных знаний, формированию умений самостоятельно находить нужную информацию. Контроль уровня знаний осуществляется через тестирование, являющееся одним из элементов уроков обобщающего повторения.

Поурочное планирование содержит подробную информацию по изучаемым темам, понятия, без которых, на наш взгляд, невозможно усвоение курса в полном объеме, вопросы, позволяющие актуализировать знания учащихся. 

 
КТП рассчитано на 33 часа. Распределение по четвертям: 1 полугодие -16, 2 полугодие – 17. Количество часов в неделю – 1 час.Требования к знаниям и умениям учащихся .
Учащиеся должны знать:
  • Что такое государство? 
  • Что такое право? 
  • Виды правовой ответственности. 
  • Что такое правонарушение? 
  • Что собой представляет законодательная, исполнительная и су¬дебная власть Российской Федерации. 
  • Какие существуют основные конституционные права и обязан¬ности граждан Российской Федерации? 
  • Основные экономические, социальные, гражданские, политичес¬кие и культурные права граждан Российской Федерации. 

Учащиеся должны уметь:

  • Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку. 
  • Оформлять стандартные бланки. 
  • Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения. 
  • Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти. 

Обучающиеся должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.Перечень учебно-методического обеспечения ОП:

  1. Программно – методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной подготовкой в специальных /коррекционных/ ОУ VIII вида. Программы и методические рекомендации для учителя. М.,2004. 
  2. Основы государства и права. /Под. редакцией О.Е. Кутафина. - Юристъ, 2000. 
  3. Азбука права/авт.-сост. Н.Н.Бобкова,- Волгоград: Учитель,2009. 
  4. Баранов П.А. Обществознание в таблицах: справ. материалыЬ.,АСТ,2008. 
  5. Белова Л.К., Попова Е.В., Соколов Я.В. Граждановедение: Методическое пособие к учебнику Я.В. Соколова «Граждановедение» (5-8 классы), М.,1999. 
  6. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М.Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. М.:ВАКО,2006.
  7. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я- гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. М.:ВАКО,2008. 
  8. Изучаем свои права/авт.-сост. Е.А.Гальцова,- Волгоград: Учитель,2007. 
  9. Никитин А.Ф. Политика и право.9 класс.-2- изд.,М.,1999. 
  10. Никитин А.Ф. Основы обществознания. 8 класс: Поурочное и тематическое планирование. М.: Дрофа, 2001. 
  11. Никитин А.Ф. Основы обществознания. 9 класс: Поурочное и тематическое планирование. М.: Дрофа, 2001. 
  12. Никитин А.Ф. Политика и право:тесты.9кл.-2-е изд.-М.:Дрофа,1999. 
  13. 1Отечество: гражданское и патриотическое воспитание/Авт.-сост. Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. М.:ВАКО,2009. 
  14. Синова И.В. Мировые религии в России: Справочник школьника-СПб,2007. 
  15. Степанько С.Н. Обществознание. 9 класс: Поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Волгоград: Учитель, 2005. 

Расчет часов на учебный год 


 п/п

Название раздела

Количество часов на изучение материала

Контрольные часы (кол-во часов)

Всего

1

Повторение

4

1

4

2

Государство и право

29

2

29

3

Права и обязанности гражданина России

 

 

 

Итого

 

33

3

33

Методы: 

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа 
  • Наглядные - наблюдение, демонстрация 
  • Практические – упражнения. 
  • Методы изложения новых знаний 
  • Методы повторения, закрепления знаний 
  • Методы применения знаний 
  • Методы контроля 

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) 
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) 
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) 
  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок) 
  • Комбинированный урок 

Учебно-тематический план 

 

Тема

Кол-вочасов

Дата

Практическая часть

Форма контроля

Наглядность, пособия

П е р во е   п о л у г о д и е – 16 ч а с о в

1

Введение

1

06.09

Работа по группам

Комбинированный

Проектор, ноутбук, презентация

2

Понятие о государстве, его основные признаки, задачи, функции

1

13.09

Работа по группам

Комбинированный

Раздаточный материал

3

Понятие о государстве, его основные признаки, задачи, функции

20.09

Составление опорной схемы

Комбинированный

Проектор, ноутбук, презентация

4

Основы конституционного права в РФ

1

27.09

Составление опорной таблицы

Комбинированный

Дидактический и раздаточный материал

5

Основы гражданского права. Понятие правоспособности, дееспособности

1

04.10

Составление опорной схемы

Тестирование

Проектор, ноутбук, презентация

6

Регистрация актов гражданского состояния

1

11.10

Составление опорной схемы. Уметь писать заявление.

Комбинированный

Дидактический и раздаточный материал

7

Регистрация актов гражданского состояния

1

18.10

Составление опорной схемы. Заполнение бланков.

Комбинированный

Раздаточный материал

8

Собственность и имущественные отношения

1

25.10

Составление опорной схемы

Тестирование

Дидактический материал

9

Собственность на жилое помещение

1

01.11

Оформление документов на жилье. Коммунальные платежи

Тестирование

Дидактический и раздаточный материал

10

Наследственное право

1

15.11

 Составление сравнительной таблицы

Комбинированный

Проектор, ноутбук, презентация

11

Понятие административного правонарушения. Виды административных правонарушений

1

22.11

 Работа в группах

Комбинированный

Проектор, ноутбук, презентация

12

Понятие административного взыскания

1

29.11

Работа в группах

Тестирование

Дидактический и раздаточный материал

13

Основы уголовного права. Отличие правонарушения от преступления

1

06.12

Работа в группах

Комбинированный

Проектор, ноутбук, презентация

14

Понятие уголовной ответственности. Порядок привлечения к уголовной ответственности

1

13.12

Составление опорной схемы

Комбинированный

Проектор, ноутбук, презентация

15

Наказание, его виды и цели 

1

20.12

Составление опорной схемы

Сочинение

Дидактический и раздаточный материал

16

Конституционные права на ознакомление с материалами дела и защиту адвоката

1

27.12

 Самостоятельная работа

Комбинированный

Дидактический и раздаточный материал

Второе полугодие-  17 часов

17

Труд и трудовые отношения. Трудовой договор

1

17.01

 Работа в группах

Комбинированный

Проектор, ноутбук, презентация

18

Работодатель и работник. Права и обязанности сторон. Социальные гарантии

1

24.01

Самостоятельная работа

Комбинированный

Дидактический и раздаточный материал

19

Рабочее время и время отдыха. Оплата труда

1

31.01

Составление опорной схемы

Комбинированный

Проектор, ноутбук, презентация

20

Дисциплина труда

1

07.02

Работа в группах

Комбинированный

Проектор, ноутбук, презентация

21

Материальная ответственность

1

14.02

Составление опорной схемы

Тестирование

Раздаточный материал

22

Пенсионное обеспечение

1

21.02

Заявления

Комбинированный

Проектор, ноутбук, презентация

23

Семейное право, субъекты семейных отношений

1

28.02

Составление опорной схемы. 

Тестирование

Проектор, ноутбук, презентация

24

Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности супругов

1

06.03

Заполнение бланков

Тестирование

Проектор, ноутбук, презентация

25

Порядок и условия расторжения брака супругов с детьми и без таковых.

1

13.03

Заполнение бланков

Комбинированный

Раздаточный материал

26

Права и обязанности родителей

1

20.03

Составление опорной схемы

Комбинированный

Проектор, ноутбук, презентация

27

Лишение родительских прав

1

03.04

Работа   в группах

Тестирование

Проектор, ноутбук, презентация

28

Права несовершеннолетних детей и инвалидов детства 

1

10.04

Составление опорной схемы

Комбинированный

Проектор, ноутбук, презентация

29

Права детей, находящихся под опекой

1

17.04

Тренинг

Проектор, ноутбук, презентация

30

Правовые основы образования в РФ

1

24.04

Составление опорной схемы

Комбинированный

Проектор, ноутбук, презентация

31

Система образования в РФ

1

08.05

Работа в группах
 

Тестирование

Раздаточный материал

32

Контрольная работа

1

15.05

Самостоятельная работа

Письменная КР

КИМ

33

Обобщающий урок

1

22.05

Работа в группах
 

Комбинированный

Ноутбук, презентация

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль