Феномены молодежных субкультур у современных младших школьников

4345
Н.А. Шкуричева, докторант кафедры социальной педагогики и психологии МГПУ, педагог-психолог высшей категории ГБОУ Центр образования № 1491, Москва
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда – проект № 11-06-00-415.
В настоящее время в психолого-педагогической литературе накоплен целый пласт информации о детских, подростково-юношеских и молодежных субкультурах. "Основная тенденция сегодняшних субкультур – это омоложение ее участников. Если раньше это могли быть взрослые люди, то сегодня к подобным группам начинают проявлять интерес школьники. Причем намечается заметное искажение: школьники средне-младшего возраста стремятся подражать своим старшим товарищам. Они не столько улавливают или усваивают суть явления, сколько копируют внешние признаки, лежащие на поверхности: стиль одежды, манеру разговаривать. Это становится просто модно"*. (* Щиголева Н.В. Педагогическое руководство общением младших школьников. Дисс. … канд. пед. наук.– М., 1992. – 214 с. )

Однако сведения о влиянии молодежных субкультур на накопление социального опыта младших школьников в имеющейся литературе найти пока не удается. Между тем, как показывает практическая работа в массовой начальной школе, сегодняшние дети сильно отличаются от своих сверстников прежних лет – у них актуализируются качественно новые социальные потребности, установки; меняется характер межличностных отношений, содержание общения, а также осведомленность о молодежных субкультурах и отношение к ним.

Cубкультура – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они". А.В. Мудрик

Отношение детей начальной школы к молодежным субкультурам

Нами было проведено исследование "Субкультуры в начальной школе". Оно осуществлялось в рамках опытно-экспериментальной работы по изучению вопросов социализации современных младших школьников. На одном из этапов были получены данные о влиянии молодежных субкультур на содержание общения ребят в начальной школе. Анализ научных работ показал, что это тема не исследована ни российскими, ни зарубежными учеными, поэтому предметом изучения стали феномены молодежных субкультур именно у младших школьников. В исследовании приняли участие 173 обучающихся 1–4-х классов (46% мальчиков и 54% девочек). Ребятам предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Какую музыку ты больше всего любишь слушать? Почему?
  2. Какие субкультуры тебе больше всего нравятся? Почему?

Прежде чем школьники заполнили анкету, с ними была проведена беседа, направленная на снятие напряжения, т. к. тема молодежной субкультуры является у них закрытой для взрослых. (В ходе нашего исследования многие дети не сразу "раскрывались" в своих предпочтениях, и только убедившись в том, что беседа носит безопасный характер, с удовольствием делились своими интересами). В ходе разговора мы очень осторожно (чтобы не возникала установка на желаемые ответы) определили понятие субкультуры, привели примеры, после чего ребята ответили на вопросы. Анкетирование носило открытый характер. По итогам групповой работы с частью школьников были проведены индивидуальные беседы, которые помогли уточнить высказывания ребят, расширить их ответы, раскрыть предпочтения с учетом той или иной специфики субкультуры. Например, ребята очень подробно рассказывали о любимой субкультуре, чего не могли сделать в силу возраста в письменной форме.

И если в 1–2-х классах общение ребят по характеру и содержанию не отличается кардинально от общения их  сверстников 1990-х годов (такой вывод сделан на основе проведенного исследования, аналогичному Н.В. Щиголевой*), то в 3–4-х классах отношение к молодежным субкультурам носит принципиально новый характер, отражает особенности социального развития младших школьников. Так, элементы той или иной субкультуры в качестве любимых занятий или музыки отметили 47% мальчиков и 41% девочек. Причем наиболее заметно проявляться интерес к молодежным субкультурам начинает с середины 3-го класса. Это время совпадаеть с началом младшего подросткового возраста. Наиболее ярко, по сравнению с тем, как это происходит во 2-м классе (и даже в начале 3-го), актуализируется личностная автономия от педагогов, взрослых.

Согласно вкусовым предпочтениям младших школьников, мы условно разделили испытуемых на группы. Приведем примеры высказываний ребят 3–4-х классов о некоторых субкультурах (в скобках обозначен процент детей, указавших ее в качестве наиболее интересующей).
1. Субкультура "рэперы" (26%)
"Рэп слушаю по радио или телевизору. Еще мне брат плеер подарил, там песни Гуфа, я купил себе рэперскую кепку" (Даниэль, 3 класс). "Мне нравятся рэперские ритмы" (Дима, 4 класс). "От этой музыки не заснешь" (Коля, 3 класс).Хип-хоп. "Люблю танцевать под эту музыку" (Денис, 2 класс). "Тело становится гибче, руки и ноги лучше слушаются" (Карина, 3 класс).

Наиболее заметно проявляться интерес к молодежным субкультурам начинает с середины 3-го класса. Граффити. "Мне нравятся картинки на домах, сам я хотел бы рисовать тоже, но у меня нет такого баллончика" (Денис, 4 класс). "Сам не рисую, а пацаны из соседнего подъезда вчера весь столб разрисовали" (Игорь, 3 класс). "Я только буквы на подоконнике нарисовал фломастером, а потом бабушка отмывала два часа… я рисовал значок рэпа… он похож на букву “ж”" (Костя, 4 класс).

2. Субкультура "рокеры" (22%)
"Это очень крутая музыка, я ее играю на гитаре, потом буду давать концерты, а медленная музыка мне не нравится" (Майя, 4 класс). "Обожаю тяжелый рок" (Настя, 4 класс). "Это крутая музыка, когда я ее слушаю, я танцую" (Даша, 3 класс). "Эту музыку поют так, что аж голову кружит" (Диана, 3 класс). "Я люблю рок, но не тяжелый" (Толя, 3 класс). "Мне нравятся рокеры, потому что у них музыка такая живучая" (Олеся К., 3 класс).

3. Субкультура "панки" (11%)
"Нравятся их прически» (Павел, 3 класс). "Панки – это круто и просто хорошо, а что еще про них сказать – я не знаю слова" (Максим, 4 класс). "Просто музыка у панков нравится. Колючки на голове тоже очень-очень нравятся. Я на даче летом папу, который меня постригал, попросил оставить полоску волос на голове. С колючками можно на вечеринки ходить, а в школу так ходить нельзя" (Дима, 4 класс). "В панках мне нравится то, что они искренне говорят, здорово поют, а вид мне их не нравится – противный какой-то, я их смотрел на видео в Интернете, не понравились они" (Артем, 4 класс).

4. Субкультура "готы" (11%)
"Готов люблю за их черную одежду, их цель – стать братьями, они себе пальцы надрезают и кровью смешиваются, но я так не хочу делать, это страшно. А так они хорошие" (Лера, 3 класс). "Я их обожаю" (Сабина, 3 класс). "Готы носят красивую черную одежду и слушают рок, они очень любят собираться вместе" (Катя, 3 класс).

5. Субкультура "аниме" (8%)
"Прикольное видео, картинки, это красиво. Люблю про них читать, рисовать, хотела бы быть одной из аниме и говорить по- японски" (Диана, 3 класс).

6. Субкультура "эмо" (5%)
"Я люблю черный и розовый цвет" (Настя, 3 класс). "Прикольные прически, нравятся цвета" (Диана, 3 класс).

7. Субкультура "хиппи" (5%)
"Они очень солнечные и яркие, любят все доброе и пьют натуральные соки, раньше мне нравились готы, но они грустные и холодные" (Кира, 3 класс).

После проведения качественного анализа ответов ребят, назвавших субкультуры, были выделены 3 условные  группы младших школьников, характеризующиеся разным отношением к субкультуре. Условность разделения на группы вызвана высокой неустойчивостью эмоциональных переживаний младшего школьника (что является психологической нормой), лабильностью интереса к той или иной субкультуре, а также одновременным интересом к нескольким направлениям. Это характерная особенность отношения большей части младших школьников к субкультурам, например: "Я люблю слушать рэп, а раньше мне нравился рок, а еще эмо, но это было давно – месяца два назад" (Толя, 3 класс). Также имеет место застенчивое, настороженное общение со взрослыми по вопросам субкультур. Так, после группового опроса некоторые дети в индивидуальной беседе отвергали то, что написали в анкете про любимую субкультуру: "А я этим больше не увлекаюсь, да, раньше (одна неделя назад) нравилось – теперь нет… (подумав), а вообще-то эмо – это интересно…" (Настя, 3 класс); "У нас никаких панков, рэперов, эмо нет – у нас в классе все нормальные, хорошие… а так, ну да, мне нравятся готы – у них черный лак на ногтях" (Полина, 4 класс).Первая группа (7%). Ребята отдают предпочтение той или иной субкультуре, потому что она их привлекает своими внешними или сущностными сторонами (последние детьми пока слабо осознаются): "Я рэпом собираюсь долго заниматься, мне это очень важно, у меня бейсболка есть и картинки. Узнал (о рэпе) от своего друга и дяди, потом я посмотрел по телевизору и начал петь по плееру… еще некоторые рэперы матом поют… а я никогда в жизни матом не ругался… больше всего мне нравится один исполнитель – Гуф…" (Даниэль, 3 класс); "Увлекаюсь роком на сто процентов уже второй год, мои друзья тоже этим увлекаются, я больше ничего не хочу слушать" (Артем, 4 класс); "Рок мне нравится еще с детского садика – мне нравится, как они поют и живут, только одежда мне их не нравится, страшная какая-то, я так не хочу одеваться" (Лера, 3 класс).

Имеет место застенчивое, настороженное общение со взрослыми по вопросам субкультур. Вторая группа (39%). Младшие школьники действуют, подражая своим сверстникам или старшим, увлеченным определенной субкультурой, например: "В лагере летом пацаны из пятого и седьмого классов слушали, потом мы все вместе разговаривали о музыке" (Вова, 3 класс); "Хиппи мне просто нравятся" (Ира, 3 класс).Третья группа (54%). Дети опираются на впечатления о субкультуре, полученные с экранов телевизоров (из сериалов, музыкальных и развлекательных передач) или из Интернета, и имеют к ней только ознакомительно-познавательный интерес: "Да, рокеров я по телеку вижу каждый день, но больше про историю люблю вместе с папой читать"; "Панков по Интернету видел, мне нравятся их ирокезы… и больше ничего" (Павел, 4 класс); "Панки – у них шипы на голове и они очень смелые" (Даша, 4 класс). Для одних ребят привлекательна внешняя атрибутика (ирокез у панков, черное платье у готов, розовая челка у эмо и т. д.), а другие школьники, наоборот, равнодушно, а порой и с явным неодобрением говорят о ней. Такая тенденция сохраняется как минимум до конца 4-го класса.

Отношение взрослых к молодежным субкультурам

Эмоционально-положительное отношение к той или иной молодежной субкультуре в начальной школе может раскрыть те психологические трудности ребенка, которые почти неуловимы при стандартных процедурах диагностики. И если "пространство детской субкультуры создает ребенку “психологическое укрытие“, защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира (таким образом детская субкультура выполняет психотерапевтическую функцию*), то становится очевидным, что молодежная субкультура способна помочь детям в решении социально-психологических возрастных задач, например:

  • в преодолении трудностей самопознания и принятия себя – "Люблю металл, тяжелый рок – он более громкий, и я становлюсь как бы сильнее" (Никита, 4 класс);
  • утверждении себя в собственных глазах и глазах окружающих – "Когда я слушаю рэп, мне легче делать разные трюки на скейтборде" (Антон, 4 класс);
  • в умении регулировать свое психическое состояние – "Рок – резкая музычка, а я привыкла к резкости. Папа разговаривает со мной резко, когда его терпение на исходе" (Лена, 3 класс), "Я слушаю рэп… когда грустно, когда меня никто не защищает, но я сам могу постоять за себя" (Даниэль, 3 класс);
  • в разрешении внутренних и межличностных конфликтов – "В классе я всем надоел – поведение у меня не очень, а панк-рок с третьего класса слушаю, у меня в Интернете на страничке “Вконтакте” треки висят. Я с ребятами через Интернет познакомился, им по 12–14 лет, мы с ними в онлайне музыкой обмениваемся, еще люблю смотреть клипы, когда дома никого нет". (Антон, 4 класс).

* Абраменкова В.В. Социальная психология детства. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.

Младшие школьники действуют, подражая своим сверстникам или старшим, увлеченным определенной субкультурой.

Эмоционально-положительное отношение к той или иной молодежной субкультуре в начальной школе может раскрыть те психологические трудности ребенка, которые почти неуловимы при стандартных процедурах диагностики.

Таковы особенности распространяющегося влияния ученической субкультуры, "складывающейся из единого восприятия детской и подростковой субкультур"*, а также из элементов молодежных направлений.

Пренебрежение вопросами бытия детской субкультуры оборачивается увеличением социального напряжения между миром детей и миром взрослых и стихийным проявлением оппозиции к общепринятым культурным ценностям со стороны детских объединений**.  (** Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 272 с.) И если в начальной школе наряду с детской субкультурой имеют место молодежные субкультуры, то оставлять это без внимания – означает как минимум потерять возможность познавать уникальность и своеобразие мира детства современных младших школьников. По нашему мнению, этот феномен можно рассматривать как важную характеристику их социального опыта.
В связи с этим было важно изучить, насколько хорошо взрослые знают своих воспитанников и как они относятся к результатам исследования. * Щиголева Н.В. Педагогическое руководство общением младших школьников.

Отношение педагогов к увлечению детей субкультурами

Была выявлена проблема, которая заключается в том, что подавляющее большинство учителей начальных классов относятся к подобным увлечениям как к "несерьезной, малозначимой ерунде", "временной детской забаве", "пустому времяпрепровождению" и т. п. Очевидно, это обусловлено тем, что "воспитатели и воспитуемые принадлежат к разным субкультурам, соответственно, у них разные стили жизни, что накладывает отпечаток на их взаимодействие, взаимопонимание, взаимопринятие"*. ( * Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. 2-е изд., пере-раб. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2009.– 568 с. ). По итогам исследования, приведем несколько примеров высказываний учителей начальных классов. "Вот почему они мне контрольные не пишут – рэпом и роком голову себе забили! Да и почерк хуже стал, а ведь у меня программа" (учитель 3-го класса). "Да ну их, где-то увидели или услышали – вот и пишут, я ничего серьезного такого за ними не замечала. Маленькие они еще" (учитель 4-го класса).

А вот другое мнение: "Как же это интересно, мы ведь совсем не знаем их языка и даже не задумываемся, как все у них серьезно, вы мне побольше расскажите про мой класс, я вот тут даже записывать стала их диалоги, давайте переведем…" (зачитывает отрывки из диалогов детей: "болтали по скайпу про твинкс и ранетки, про моих любимых феечек"; "мой брат, ему 9 лет, слушает Слима и Птаху – это такие прикольные челы"; "вчера в детском чате говорили о готах, оказывается склепы и черепа – это их фишка"; "я вчера тебе по емэйлу настрочила, ты мне так “Вконтакте” и не выложила винксов, а я тебе бокуганов бы передал"). К сожалению, мнения, подобные последнему, редко высказывают, тем не менее педагогам, чтобы иметь возможность вести диалог со своими воспитанниками, необходимо вновь и вновь осваивать "марсианский язык нового поколения"**. ( ** Мудрик А.В. Там же. )

Не лучше ситуация обстоит в средней школе, куда детям предстоит перейти через один-два года. Вот несколько высказываний педагогов старшего звена в ходе обсуждения вопросов о молодежных субкультурах: "Этим “болеют” подростки-старшеклассники, это, как болезнь, которая уводит ребенка от реальности, – с этим ничего не поделаешь"; "Предлагаю всех “субкультурников“ нашей школы взять на заметку – кто знает, что они там могут вытворить, отвечай потом за них"; Ничего-ничего побалуются и все пройдет. Помните Мишу из 11 “Б”, который окончил школу четыре года назад? Он лохматый всегда ходил с собачьим ошейником и тряпкой, глаза черной ручкой подводил, сколько бились за его внешний вид: и волосы пытались постричь, и тряпку убрать, и родителей вызывать – бесполезно. А потом он подрос и теперь нормально выглядит. Все это временно, видимо, этим надо переболеть"; "Когда мы росли, не знали ничего такого… но ведь, посмотрите – как это интересно, эти субкультуры, столько нового у современной молодежи… и каждый индивидуален и неповторим – у всех все по-разному. Жаль, что нам не пришлось переживать подобного, очень жаль".

"Как же это интересно, мы ведь совсем не знаем их языка и даже не задумываемся, как все у них серьезно".

А между тем, давно известно, что "потребность обособления гораздо целесообразней не подавлять и не оставлять без внимания, а направлять в более благоприятное для развития личности русло, которое и может “проложить“ мудрый воспитатель в школьном классе"*. (* Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр "Академия", 2004.– 352 с. )

Отношение родителей к субкультурам

Позиция родителей очень разнородна. Так, в беседе с ними о молодежных субкультурах и об отношении к этому явлению их детей, одни отрицали значимость увлечений ребенка, другие пытались идентифицировать себя с сыном или дочерью.

Например, родители (имеющие высшее педагогическое образование), узнав о том, что их сыну-четверокласснику нравятся панки, сказали: «Это что-то новенькое. Ну да, просил летом гребешок на голове ему сделать, музыка в наушниках у него постоянно – так это не считается, он еще совсем маленький. Панки – их ведь надо бояться, это же криминал! С нашим ребенком такого быть не может… А вообще надо его расспросить поподробнее». В данном случае уместно процитировать М.В. Осорину: "К сожалению, родители часто воспринимают жизненные впечатления ребенка как пустую болтовню, которую незачем слушать, или просто как забавные ситуации, не имеющие глубинного смысла"*. ( * Осорина М.В. Секретный мир в пространстве мира взрослых. –  СПб.: Издательство "Питер", 1999. – 288 с.).

Из бесед с мамой первоклассницы, которая сказала, что ей "нравятся готы, потому что Даша – гот" (Аня, 1 класс), выяснилось, что девочку привлекает то, что готы не смеются и ходят в черном.  Как пояснили родители, еще в подготовительной группе детского сада детям нравилась необычность готов, они так комментируют интересы своих детей-первоклассников: "Популярная героиня Даша – гот из телевизионного сериала – очень добрая девочка, всем помогает и отличается от остальных героев. Очевидно, наши дети и подражают тем, кто отличается от других. В нашем детстве мы подражали учителям, врачам, нам было важно быть похожими на всех, а теперь наши дети ориентируются на интересы неординарных, но добрых готов. Дети так привлекают к себе внимание, особенно те, кому этого внимания не хватает".

"Знание особенностей подростково-юношеской субкультуры и тех субкультур, с которыми сталкиваются или взаимодействуют воспитанники, создает предпосылки для осознанных усилий педагогов по минимизации и коррекции негативных влияний"**. ( ** Щиголева Н.В. Педагогическое руководство общением младших школьников. Дисс. … канд. пед. наук. – М., 1992. – 214 с. )
Это актуально и для семейного взаимодействия, качества и характера детско-родительских отношений с младшими школьниками. Таким образом, взрослым необходимо знать интересы детей, ориентироваться в особенностях молодежных субкультур и их представителей, понимать, что лежит за внешними очертаниями того или иного явления. Нередко это может быть единственным путем в понимании ребенка, не говоря уже о возможности оказать ему педагогическую помощь и поддержку в решении его возрастных задач. Общение с младшим школьником в контексте «его субкультуры» (требующее дальнейшего научного изучения и социально-педагогического анализа) может научить взрослого отличать ситуации, не требующие его вмешательства, от тех, в которых ребенок не может обойтись без помощи взрослых.

Взрослым необходимо знать интересы детей, ориентироваться в особенностях молодежных субкультур и их представителей, понимать, что лежит за внешними очертаниями того или иного явления.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль