Урок русского языка в 8 классе "Повторение орфографии. Правописание наречий"

9579
Автор: Шелемех Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Боровковская ООШ №53 (Московская область)

I. Организация внимания. II. Постановка целей.
Ребята, на прошлом уроке мы повторяли правила дефисного написаниия сложных имен существительных и прилагательных, а также неопределенных определений. Сегодняшний урок мы посвящаем повторению правил слитного, дефисного и раздельного правописания наречий.

III. Повторение.
1. Дайте определение наречию как части речи
2. Работа с таблицей. 

Слитно

1. наречия, образованные путем соединения предлогов-приставок, с краткими и полными прилагательными (сгоряча), наречиями (донельзя), собирательными числительными (кроме предлога по ) (вчетвером), местоимениями
 (отчего)
Искл.: на боковую, на мировую, на попятную.
2. наречия, не употребляющиеся без приставок (впотьмах, насмарку, вдребезги, дотла). 

3. наречия с пространственным и временным значением (вправо, сначала). Их нужно отличать от существительных с предлогами.

Через дефис

1. наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- суффиксов  -ому, -ему, -цки, - ьи (по-доброму, по-зимнему, по-дружески, по-собачьи).

2. наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в- или во- (в-третьих, во-вторых).

3. наречия, образованные с помощью повторения синонимов, или слов, связанных ассоциативно (быстро-быстро, тихо-смирно)

4. неопределенные местоимения-наречия с частицами –то, -либо, -нибудь, -кое (когда-то, куда-либо)

Раздельно

1. наречия, образованные повтором имен существительных с предлогом (слово в слово)
Искл.: точь-в-точь 

2. наречия, образованные  при помощи от существительных, начинающихся с гласной буквы (в одиночку)

3. Запишите. Объясните правописание наречий.
(За)ранее – заранее (пр.+нар.)
(на)двое – надвое (пр.+соб. Числ.)
(на)пропалую – напропалую (не упортр.)
(с)молоду – смолоду (пр.+прил.)
(по)русски – по-русски (приставка и суфф.)
(мало)помалу – мало-помалу (повторение однокор. слов)
(худо)-бедно – худо-бедно (повторении синонимов)
(по)птичьи – по- птичьи (приставка и суфф.)
(в)пятых – в-пятых (приставка в и порядк. числ.)
(в)открытую – в открытую (начинается с гл. буквы)

4. Какие наречия нужно отличать от сущ. с предлогами? (с пространственным и временным значением).

5. Работа с карточками.

наречие

Примеры

Сущ. с предлогом

 В*начале книги этот персонаж еще упоминается пару раз, а потом о нем ни слова.

 В *даль туманную уходит теплоход.

 Науку изучают с азов, дружбу берегут
 с *начала.

 Узкая тропа вела в*глубь.

 Ах, если бы можно было зажить с*начала.

 В *начале осени стояли солнечные дни.

 По*низу юбки шли вышитые узоры.

 Сосуд был наполнен до*верху.

 В* верху страницы находился герб страны.

 Дым стелется по*низу.

  
  

наречие

Примеры

Сущ. с предлогом

 В начале книги этот персонаж еще упоминается пару раз, а потом о нем ни слова.

 В даль туманную уходит теплоход.

 Науку изучают с азов, дружбу берегут 
сначала.

 Узкая тропа вела вглубь.

 Ах, если бы можно было зажить сначала.

 В начале осени стояли солнечные дни.

 По низу юбки шли вышитые узоры.

 Сосуд был наполнен доверху.

 В верху страницы находился герб страны.

 Дым стелется понизу.

  6. Работа с тестом.

  1. Прочитайте текст.
  2. Определите его стиль. Докажите.
  3. Определите тип речи. Докажите.
  4. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Герой наш отв…чал всем и каждому и чу…ствовал какую(то) ло…кость (н…)обыкновен…ую раскланивался (на)прав… и (на)лев… по обыкновению своему несколько (на)бок, но совершен…о свободно и так что оч…ровал всех. Дамы тут же о…ступили его бл…стающею г…рля ндою и нан…сли с собой целые обл…ка всякого рода благоуханий: одна дышала розами, от другой несло фиалками, третья вся (на)сквозь была продушен…а резедой. Чичиков подымал только нос (к)верху да нюхал. В нарядах их вкусу было пропасть: муслины атласы, кисеи были таких бледных модных цв…тов, каким даже и названия нельзя было подобрать до такой степени дошла тонкость вкуса. А между тем герою нашему готовилась пр…неприятнейшая (н…)ожиданность.
(Н.В. Гоголь)

Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную, раскланивался направо и налево, по обыкновению своему несколько набок, но совершенно свободно, так что очаровал всех. Дамы тут же обступили его блистающею гирляндою и нанесли с собой целые облака всякого рода благоуханий: одна дышала розами, от другой несло фиалками, третья вся насквозь была продушена резедой. Чичиков подымал только нос кверху да нюхал. В нарядах их вкусу было пропасть: муслины, атласы, кисеи были таких бледных модных цветов, каким даже и названия нельзя было подобрать: до такой степени дошла тонкость вкуса. А между тем герою нашему готовилась пренеприятнейшая неожиданность.
(Н.В.Гоголь)

IV. Работа с тренажером "Фраза". 7 кл. , т. 13, №425, 426.V. Итог урока.VI. Выставление комментированных отметок.

VII. Д/З. №320.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль