Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов "Природа и мы"

7829
Автор: Лемтюгова Лилия Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ "СОШ №2"  (Кемеровская область)

Программа "Природа и мы" представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 1-4 класс и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе. Всего -136 часов за 4 года. Программа рассчитана на 34 часа в год и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Цели программы:

  1. формирование у школьников знание основ экологической культуры;
  2. знакомство с историей родного края, с традициями жителей и разнообразием животного и растительного мира Кузбасса;
  3. воспитать умение оказания помощи нуждающимся животным, растениям, людям;
  4. сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи программы:

  1. привить чувство принадлежности к малой Родине, России, к родным корням;
  2. научить использовать полученные знания об экологии;
  3. обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
  4. воспитать чувство бережного отношения к природе.

Формирование экологической культуры базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития экологического сознания.

Содержание программы носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер.
Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, утренников, коллективных творческих дел. Основные разделы программы 1 класс.

Скачать основные разделы программы для 1 класса
Скачать в .docx

№ п/п

Темы

Количество

Всего

Аудиторное
занятия

Внеаудиторное
занятия

I.

Введение в экологию

2

1

1

1.1

 Законы экологии. Экология Кузбасса.

2

1

1

II.

Живая природа.

17

8

9

2.1

От динозавров  до человека

3

1

2

2.2

Что расскажут нам деревья. Деревья Кемеровской области.

4

2

2

2.3

Загадки животного мира. Животные Кемеровской области.

4

2

2

2.4

Человек – часть живой природы

5

3

2

III.

Секреты неживой природы

11

5

6

3.1

Оранжерея на окне.

2

1

1

3.2

Солнце - источник жизни.

2

1

1

3.3

Вода, ее признаки и свойства.

4

2

2

3.4

Такие удивительные растения!

3

1

2

IV.

Охрана природы

4

1

3

4.1

“Красная книга”

4

1

3

ИТОГО:

34

15

19

Содержание программы

Курс программы 1 класса состоит из 4 разделов.

I раздел - “Введение в экологию” 2 час

1.1 Законы экологии (2 час)

Занятие 1: Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Практическая работа (1 час): Экологический утренник .

II раздел – "Живая природа" 17 часов

2.1 От динозавров до человека (3 час)

Занятие 1: Как возникли и от чего умерли динозавры. Что привело к исчезновению динозавров. Практическая работа ( 2 часа):

  • просмотр презентации по теме "Динозаврики",
  • аппликация из бумаги "Динозаврики"

2.2 Что расскажут нам деревья ( 2 часа)

Занятие 1: Почему деревья сбрасывают листву. "Деревья впадают в спячку"."Вечнозеленая красавица - елочка". Кто друзья ели?
Занятие 2: Охрана территории леса. Правила поведения в лесу. Заповедники Кемеровской области.

Практическая работа ( 2 часа):

  • экскурсия в лес,
  • сбор природного материала (осенних листьев) для поделок,
  • изготовление аппликации из осенних листьев.

2.3 Загадки животного мира. (4 часа)

Занятие 1: Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Основные обитатели леса: белка, заяц, лось, хищники – волк и лиса.
Занятие 2: Писатели о природе. Беседа по прочитанным рассказам .

Практическая работа ( 2 часа):

  • просмотр презентации о животных,
  • лепка из пластилина животного

2.4. Человек – часть живой природы ( 5 час.)

Занятие 1: Как человек связан с природой. Могут ли они существовать друг без друга.
Занятие 2: Вредные привычки (никотин, алкоголь).

Практическая работа ( 2 часа):

  • оказание помощи пострадавшему
  • просмотр презентации " Здоровым быть модно"
  • Классный час "Лучше не пробуй" (о вреде никотина и алкоголя).

III раздел – "Секреты неживой природы" ( 11 час.)

3.1 Оранжерея на окне (2 час)

Занятие 1: Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями (протирание листьев, рыхление почвы, полив).
Практическая работа (1 час): - посадка комнатных растений.

3.2 Солнце - источник жизни (2 час)

Занятие 1: Солнце - источник тепла и света. Влияние солнца на жизнь Земли. Солнце и здоровье. Памятка: «Правильно принимаем солнечные ванны».
Практическая работа( 1 час): - исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

3.3 Вода, ее признаки и свойства ( 4 часа)

Занятие 1: Познакомить со свойствами воды. Круговорот воды в природе. Способы экономного расходования воды.
Практическая работа ( 2 часа):

  • экскурсия на реку Шурап.
  • опыты с водой (вода под микроскопом)
  • Рисунок: "Я и вода"

3.4 Такие удивительные растения! ( 3 часа)

Занятие 1: Многообразие растений; обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.
Практическая работа (2 часа):

  • изучению растений пришкольного участка.
  • Игра: "Угадай растение по описанию".
  • экскурсия, практикум: "Выявление повреждений деревьев"

IV раздел – “Охрана природы” ( 4 часа)

4.1 “Красная книга” ( 4 часа)

Занятие 1: "Почему она красная?"
"Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.

Практическая работа ( 3 часа): - Выставка детских рисунков на экологическую тему: "Давайте сохраним планету".

  • озеленение школьного двора.
  • изготовление знаков к правилам поведения в природе.

Предполагаемые результаты I уровня реализации программы.

  • приобретение школьниками знаний о принятых нормах отношения к природе;
  • владеть основными экологическими терминами;
  • умение осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
  • умение оказать простейшую первую помощь пострадавшему (измерение температуры тела, перебинтовывание пальцев рук, головы, полоскание горла минеральной водой);

2 класс.

Скачать основные разделы программы для 2 класса
Скачать в .docx

№ п/п

Темы

Количество

Всего

Аудиторное
занятия

Внеаудиторное
занятия

I.

Красота природы.

9

5

4

1.1

Природа в городе.

3

1

2

1.2.

Что растёт на грядке.

3

2

1

1.3.

Животный мир Сибири.

3

2

1

II.

Красота и симметрия.

8

5

3

2.1

Город, в котором мы живём.

2

1

1

2.2

Искусство Сибири.

3

2

1

2.3

Красота угля. Каменный уголь.

3

2

1

III.

Красота рукотворная.

8

4

4

3.1

Музыка Сибири.

3

2

1

3.2

Книги сибирских писателей и поэтов.

2

1

1

3.3

В гостях у Данилы-мастера.

3

1

2

IV.

Красота человека.

9

6

3

4.1

Самобытность сибирского слова.

3

2

1

4.2

Многонациональность жителей Сибири.

3

2

1

4.3.

Национальный костюм Сибири.

3

2

1

ИТОГО:

34

20

14

3 класс

Скачать основные разделы программы для 3 класса
Скачать в .docx

№ п/п

Темы

Количество

Всего

Аудиторное
занятия

Внеаудиторное
занятия

I.

Природа готовиться ко сну..

9

5

4

1.1

Природа Сибири.

3

1

2

1.2.

Сибирская природа  в стихах и рассказах.

3

2

1

1.3.

От истока к устью по реке Томь.

3

2

1

II.

Природа засыпает…

7

4

3

2.1

Кладовая сибирских лесов.

3

2

1

2.2

Встречаем зиму!

2

1

1

2.3

Народный календарь.

2

1

1

III.

Пока природа спит.

9

5

4

3.1

Растительность в городе.

3

2

1

3.2

Городская среда и человек.

3

1

2

3.3

Сибирские сказы.

3

2

1

IV.

Природа пробуждается и расцветает.

9

6

3

4.1

Встречаем весну!

3

2

1

4.2

Насекомые Сибири.

3

2

1

4.3.

Первоцветы Сибири.

3

2

1

ИТОГО:

34

20

14

4 класс

Скачать основные разделы программы для 4 класса
Скачать в .docx

№ п/п

Темы

Количество

Всего

Аудиторное
занятия

Внеаудиторное
занятия

I.

Наш край.

9

6

3

1.1

Культурные центры Кемеровской области.

3

2

1

1.2.

Особые богатства.

3

2

1

1.3.

Предприятия Кемеровской области..

2

1

1

II.

Наша страна.

8

5

3

2.1

Многообразие растительного мира.

3

2

1

2.2

Многообразие животного мира.

3

2

1

2.3

Многообразие профессий.

2

1

1

III.

По следам великих географических открытий.

9

6

3

3.1

История картофеля.

3

2

1

3.2

История помидора.

3

2

1

3.3

История огурца.

3

2

1

IV.

Строение и жизнь растений.

9

3

6

4.1

Растения полей.

3

1

2

4.2

Растения садов.

3

1

2

4.3.

Лекарственные растения.

3

1

2

ИТОГО:

34

19

15


Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса "Природа и мы"

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать систему универсальных учебных действий;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Рекомендации педагогам по использованию программы "Природа и мы".

Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности младшего школьника, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. Педагогу необходимо создавать на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организовывать диалогическое общение с детьми и с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские, игровые, практические, творческие задания.

Одним из основных элементов содержания являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с классным календарем природы, а также ведение индивидуальных дневников наблюдения.

Средствами эффективного усвоения программы внеурочной деятельности младших школьников являются ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание эко - знаков, театрализованные представления, экологические акции, проективные методики. Желательно привлечь родителей к экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, участие в проведении занятий и праздников и в выполнении летних заданий.

Литература

Для педагога:

  1. М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
  2. А.Клепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство "Ювента", 2005 г.
  3. Е.М.Елизарова. Такие незнакомые и знакомые растения. В-д, "Панорама", 2006 г.
  4. А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во "Дрофа", 2000г.
  5. "Азбука природы", Издательский дом "Ридерс Дайджест", 2003 г.

Для учащихся:

  1. 1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
  2. 2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
  3. 3. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
  4. 4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
  5.   Журналы "Юный натуралист".
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль