Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов "Природа и мы"

7735
Автор: Лемтюгова Лилия Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ "СОШ №2"  (Кемеровская область)

Программа "Природа и мы" представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 1-4 класс и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе. Всего -136 часов за 4 года. Программа рассчитана на 34 часа в год и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Цели программы:

  1. формирование у школьников знание основ экологической культуры;
  2. знакомство с историей родного края, с традициями жителей и разнообразием животного и растительного мира Кузбасса;
  3. воспитать умение оказания помощи нуждающимся животным, растениям, людям;
  4. сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи программы:

  1. привить чувство принадлежности к малой Родине, России, к родным корням;
  2. научить использовать полученные знания об экологии;
  3. обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
  4. воспитать чувство бережного отношения к природе.

Формирование экологической культуры базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития экологического сознания.

Содержание программы носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер.
Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, утренников, коллективных творческих дел. Основные разделы программы 1 класс.

Скачать основные разделы программы для 1 класса
Скачать в .docx

№ п/п

Темы

Количество

Всего

Аудиторное
занятия

Внеаудиторное
занятия

I.

Введение в экологию

2

1

1

1.1

 Законы экологии. Экология Кузбасса.

2

1

1

II.

Живая природа.

17

8

9

2.1

От динозавров  до человека

3

1

2

2.2

Что расскажут нам деревья. Деревья Кемеровской области.

4

2

2

2.3

Загадки животного мира. Животные Кемеровской области.

4

2

2

2.4

Человек – часть живой природы

5

3

2

III.

Секреты неживой природы

11

5

6

3.1

Оранжерея на окне.

2

1

1

3.2

Солнце - источник жизни.

2

1

1

3.3

Вода, ее признаки и свойства.

4

2

2

3.4

Такие удивительные растения!

3

1

2

IV.

Охрана природы

4

1

3

4.1

“Красная книга”

4

1

3

ИТОГО:

34

15

19

Содержание программы

Курс программы 1 класса состоит из 4 разделов.

I раздел - “Введение в экологию” 2 час

1.1 Законы экологии (2 час)

Занятие 1: Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Практическая работа (1 час): Экологический утренник .

II раздел – "Живая природа" 17 часов

2.1 От динозавров до человека (3 час)

Занятие 1: Как возникли и от чего умерли динозавры. Что привело к исчезновению динозавров. Практическая работа ( 2 часа):

  • просмотр презентации по теме "Динозаврики",
  • аппликация из бумаги "Динозаврики"

2.2 Что расскажут нам деревья ( 2 часа)

Занятие 1: Почему деревья сбрасывают листву. "Деревья впадают в спячку"."Вечнозеленая красавица - елочка". Кто друзья ели?
Занятие 2: Охрана территории леса. Правила поведения в лесу. Заповедники Кемеровской области.

Практическая работа ( 2 часа):

  • экскурсия в лес,
  • сбор природного материала (осенних листьев) для поделок,
  • изготовление аппликации из осенних листьев.

2.3 Загадки животного мира. (4 часа)

Занятие 1: Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Основные обитатели леса: белка, заяц, лось, хищники – волк и лиса.
Занятие 2: Писатели о природе. Беседа по прочитанным рассказам .

Практическая работа ( 2 часа):

  • просмотр презентации о животных,
  • лепка из пластилина животного

2.4. Человек – часть живой природы ( 5 час.)

Занятие 1: Как человек связан с природой. Могут ли они существовать друг без друга.
Занятие 2: Вредные привычки (никотин, алкоголь).

Практическая работа ( 2 часа):

  • оказание помощи пострадавшему
  • просмотр презентации " Здоровым быть модно"
  • Классный час "Лучше не пробуй" (о вреде никотина и алкоголя).

III раздел – "Секреты неживой природы" ( 11 час.)

3.1 Оранжерея на окне (2 час)

Занятие 1: Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями (протирание листьев, рыхление почвы, полив).
Практическая работа (1 час): - посадка комнатных растений.

3.2 Солнце - источник жизни (2 час)

Занятие 1: Солнце - источник тепла и света. Влияние солнца на жизнь Земли. Солнце и здоровье. Памятка: «Правильно принимаем солнечные ванны».
Практическая работа( 1 час): - исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

3.3 Вода, ее признаки и свойства ( 4 часа)

Занятие 1: Познакомить со свойствами воды. Круговорот воды в природе. Способы экономного расходования воды.
Практическая работа ( 2 часа):

  • экскурсия на реку Шурап.
  • опыты с водой (вода под микроскопом)
  • Рисунок: "Я и вода"

3.4 Такие удивительные растения! ( 3 часа)

Занятие 1: Многообразие растений; обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.
Практическая работа (2 часа):

  • изучению растений пришкольного участка.
  • Игра: "Угадай растение по описанию".
  • экскурсия, практикум: "Выявление повреждений деревьев"

IV раздел – “Охрана природы” ( 4 часа)

4.1 “Красная книга” ( 4 часа)

Занятие 1: "Почему она красная?"
"Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.

Практическая работа ( 3 часа): - Выставка детских рисунков на экологическую тему: "Давайте сохраним планету".

  • озеленение школьного двора.
  • изготовление знаков к правилам поведения в природе.

Предполагаемые результаты I уровня реализации программы.

  • приобретение школьниками знаний о принятых нормах отношения к природе;
  • владеть основными экологическими терминами;
  • умение осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
  • умение оказать простейшую первую помощь пострадавшему (измерение температуры тела, перебинтовывание пальцев рук, головы, полоскание горла минеральной водой);

2 класс.

Скачать основные разделы программы для 2 класса
Скачать в .docx

№ п/п

Темы

Количество

Всего

Аудиторное
занятия

Внеаудиторное
занятия

I.

Красота природы.

9

5

4

1.1

Природа в городе.

3

1

2

1.2.

Что растёт на грядке.

3

2

1

1.3.

Животный мир Сибири.

3

2

1

II.

Красота и симметрия.

8

5

3

2.1

Город, в котором мы живём.

2

1

1

2.2

Искусство Сибири.

3

2

1

2.3

Красота угля. Каменный уголь.

3

2

1

III.

Красота рукотворная.

8

4

4

3.1

Музыка Сибири.

3

2

1

3.2

Книги сибирских писателей и поэтов.

2

1

1

3.3

В гостях у Данилы-мастера.

3

1

2

IV.

Красота человека.

9

6

3

4.1

Самобытность сибирского слова.

3

2

1

4.2

Многонациональность жителей Сибири.

3

2

1

4.3.

Национальный костюм Сибири.

3

2

1

ИТОГО:

34

20

14

3 класс

Скачать основные разделы программы для 3 класса
Скачать в .docx

№ п/п

Темы

Количество

Всего

Аудиторное
занятия

Внеаудиторное
занятия

I.

Природа готовиться ко сну..

9

5

4

1.1

Природа Сибири.

3

1

2

1.2.

Сибирская природа  в стихах и рассказах.

3

2

1

1.3.

От истока к устью по реке Томь.

3

2

1

II.

Природа засыпает…

7

4

3

2.1

Кладовая сибирских лесов.

3

2

1

2.2

Встречаем зиму!

2

1

1

2.3

Народный календарь.

2

1

1

III.

Пока природа спит.

9

5

4

3.1

Растительность в городе.

3

2

1

3.2

Городская среда и человек.

3

1

2

3.3

Сибирские сказы.

3

2

1

IV.

Природа пробуждается и расцветает.

9

6

3

4.1

Встречаем весну!

3

2

1

4.2

Насекомые Сибири.

3

2

1

4.3.

Первоцветы Сибири.

3

2

1

ИТОГО:

34

20

14

4 класс

Скачать основные разделы программы для 4 класса
Скачать в .docx

№ п/п

Темы

Количество

Всего

Аудиторное
занятия

Внеаудиторное
занятия

I.

Наш край.

9

6

3

1.1

Культурные центры Кемеровской области.

3

2

1

1.2.

Особые богатства.

3

2

1

1.3.

Предприятия Кемеровской области..

2

1

1

II.

Наша страна.

8

5

3

2.1

Многообразие растительного мира.

3

2

1

2.2

Многообразие животного мира.

3

2

1

2.3

Многообразие профессий.

2

1

1

III.

По следам великих географических открытий.

9

6

3

3.1

История картофеля.

3

2

1

3.2

История помидора.

3

2

1

3.3

История огурца.

3

2

1

IV.

Строение и жизнь растений.

9

3

6

4.1

Растения полей.

3

1

2

4.2

Растения садов.

3

1

2

4.3.

Лекарственные растения.

3

1

2

ИТОГО:

34

19

15


Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса "Природа и мы"

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать систему универсальных учебных действий;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Рекомендации педагогам по использованию программы "Природа и мы".

Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности младшего школьника, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. Педагогу необходимо создавать на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организовывать диалогическое общение с детьми и с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские, игровые, практические, творческие задания.

Одним из основных элементов содержания являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с классным календарем природы, а также ведение индивидуальных дневников наблюдения.

Средствами эффективного усвоения программы внеурочной деятельности младших школьников являются ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание эко - знаков, театрализованные представления, экологические акции, проективные методики. Желательно привлечь родителей к экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, участие в проведении занятий и праздников и в выполнении летних заданий.

Литература

Для педагога:

  1. М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
  2. А.Клепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство "Ювента", 2005 г.
  3. Е.М.Елизарова. Такие незнакомые и знакомые растения. В-д, "Панорама", 2006 г.
  4. А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во "Дрофа", 2000г.
  5. "Азбука природы", Издательский дом "Ридерс Дайджест", 2003 г.

Для учащихся:

  1. 1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
  2. 2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
  3. 3. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
  4. 4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
  5.   Журналы "Юный натуралист".



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль