Подписка на комплект журналов за 2 651 Р. Оформить>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Проведение ремонтных работ в школе

  • 20 марта 2019
  • 10581

Комфорт организации образовательного процесса практически полностью зависит от характеристик материально-технического обеспечения ОУ. Проведение ремонтных работ в школе — важный этап административно-хозяйственной работы, требующий активного взаимодействия директора с уполномоченными представителями органов управления образования, при необходимости — с родителями учащихся с целью обеспечения выполнения восстановительно-реконструктивной деятельности:

  • силами сторонних компаний-подрядчиков, выбор которых осуществляется в ходе тендера;
  • собственными силами образовательной организации.

Проведение ремонтных работ в школе

Алгоритм выполнения и план ремонтных работ в школе

Для создания комфортных условий обеспечения учебно-воспитательного процесса систематически необходимо составление по образцу плана ремонтных работ в школе с последующей реализацией строительно-восстановительной деятельности, вызывающей неизменные сложности ввиду важности подготовки документальной базы, соблюдения санитарно-гигиенических норм и сроков реализации, привлечения необходимого финансирования и его грамотного освоения, а также осуществления контрольно-оценочной функции. Чтобы выполнить все вышеперечисленное в соответствии с нормативами и предупредить необходимость внесения изменений в процесс организации педагогической работы, директору критически важно четко ориентироваться в последовательности выполнения организационных действий, перечне прав и обязательств ОУ. Это поможет обеспечить достижение задач ремонта в оговоренный срок и получение удовлетворительной оценки от специалистов ревизионного управления, уполномоченных проверить порядок расходования целевых средств, или представителей родительской общественности.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять

Важную информацию о порядке приема детей в первый класс читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

- Новые идеи для текущего ремонта. Как сделать школу непохожей на другие

 (алгоритм проведения ремонта)

- Модернизация школьной инфраструктуры

Проведению ремонтных работ в образовательной организации предшествует проведение осмотра — планового или внепланового:

  1. Плановые осмотры осуществляются систематически, традиционно — в осенний период, в рамках подготовки к началу отопительного сезона, и весной, в связи с окончанием очередного учебного года и необходимостью обновления материально-технической базы.
  2. Основанием для выполнения целевого внепланового осмотра является поступление информации о деформации здания или его систем, фиксация факта возникновения аварийной ситуации или стихийного бедствия.

На основе результатов осмотров составляется дефектная ведомость, представляющая собой акт с перечнем изъянов, требующих оперативного устранения. Единых требований к форме данного документа нет, поэтому образовательная организация вправе оформить акт в удобном формате, руководствуясь требованиями к первичным учетным документам, представленным в ст. 9 Закона № 402-ФЗ и п. 7 Инструкции № 157н. Дефектная ведомость является основой для проектирования плана ремонтных работ в школе и сопутствующей документации, которую необходимо заверить и передать на рассмотрение учредителю.

Важным нюансом, обусловливающим особенности проведения закупочных работ и составления отчетных ведомостей, является классификация ремонтной деятельности. В нормативных актах, регламентирующих нормы реализации административно-хозяйственной деятельности в сфере образования, нет определения видов ремонтных работ, поэтому за данной информацией следует обратиться к ВСН 58–88 (р) и ГСК РФ. Директору следует различать такие виды ремонта:

  • капитальный (реконструкция) и текущий;
  • осуществляемый с привлечением подрядчиков или своими силами (хозспособом).

В случае осуществления капитального ремонта, необходимо формировать техническое задание на основе проектных документов и в обязательном порядке рассчитывать смету, используя специальные сборники, в которых представлен типовыые прайсы на предоставление ремонтно-строительных услуг (ТЕРр — территориального уровня, ФЕРр — федерального, а также ТССЦ и ФССЦ). При проведении текущей восстановительно-оформительской деятельности техзадание следует проектировать на базе дефектной ведомости, а составлять смету — только если данное задание поставлено представителями управления образования.

Непосредственно составление техзадания, от которого зависит, насколько полно будет реализован план ремонтных работ в школе, должно осуществляться с использованием условных обозначений, закрепленных в актуальных технических регламентах, ГОСТах и СНиПах — в противном случае сложно гарантировать, что стороны (школа, учредитель и организация-подрядчик) будут одинаково интерпретировать представленную информацию. Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…», утвержденный 5.04.2015 г., не содержит конкретных правил составления техзадания, но они могут устанавливаться на муниципальном или региональном уровнях. Обязательным условием составления документа такого типа является соблюдение требования объективности, попрание которого может привести к возникновению сложности и возникновению претензий со стороны представителей органа управления образования.

В техзадании целесообразно указать:

  1. Информацию о заказчике: полное наименование, фактический адрес, график работы, при необходимости — сведения о возможности проведения совместных торгов, привлечении подрядчика.
  2. Данные о закупке — полное наименование объекта закупки, способ определения подрядчика, источник финансирования, глоссарий с разъяснением используемой терминологии.
  3. Информацию об объекте закупки — необходимое количество (объем работ), желаемые эксплуатационные характеристики, требования к показателям безопасности, время и порядок поставки, условия удовлетворительного гарантийного обслуживания.
  4. Требования к поставщику (подрядчику) — обязательность составления сметы, требования к стоимости материалов.

После проведения аукциона, инициированного представителями органов управления образования, план ремонтных работ в школе реализуется следующим образом:

  1. Организация, выигравшая тендер, уведомляет об этом директора школы.
  2. Назначается встреча, во время которой директор, куратор из органа управления образования и представитель дирекции округа рассматривают смету, составляют план работы по ремонту на каждую неделю, определяют общий объем работ и срок их исполнения.
  3. Окружное управление образования устанавливает время реализации ремонтных работ. Как правило, восстановительно-оформительская деятельность ведется в каникулярное время, но в случае возникновения условий, не позволяющих обеспечить ведения образовательного процесса без нарушения санитарно-гигиенических предписаний, ремонт может проводиться в течение учебного года, после уроков и в отсутствие обучающихся.
  4. Подрядчик согласно смете, утвержденной представителем управления образования, самостоятельно выбирает строительный материал. Директор школы имеет право выбирать только цвет декоративной отделки.

Обязательным условием грамотной реализации плана ремонта в школы по образцу является назначение директором ответственного работника, лучше всего — заместителя руководителя по административно-хозяйственной части или по безопасности. Допустимой практикой является разделение обязанностей по координации и контролю действий ремонтников между двумя сотрудниками школы, хотя ответственность за результат все равно возлагается на директора ОУ. Крайне важно, чтобы и руководитель, и ответственные работники хорошо ориентировались в содержании отчетной документации и процессе выполнения ремонта, поскольку представители ревизионного управления уполномочены в любое время проверить порядок освоения госфинансирования буквально «с линейкой». В свете этого в случае выявления каких-либо нарушений в регламенте работ со стороны подрядчика или субподрядчика руководителю школы рекомендуется обращаться за консультативной помощью к куратору в управления образования, а не пытаться решать сложности на свой страх и риск — это грозит серьезным разбирательством с последующим наложением финансовых санкций. Окончательное решение о качестве реализованных ремонтных работ принимает госкомиссия, которая традиционно посещает школу в ранее оговоренные сроки (традиционно — в августе).

Проведение ремонтных работ в школе: организационные особенности

В связи с необходимостью обеспечения оптимальных условий организации образовательного процесса и выполнения регламента строительной, отделочной или реконструктивной деятельности проведение ремонтных работ в школе традиционно осуществляется в каникулярное время, преимущественно летом. В этом случае у директора не возникает проблем с необходимостью коррекции образовательного процесса — остается только решить вопрос с организацией профдеятельности сотрудников, отпуска которых не совпадают со сроками ремонта. Для этого в первую очередь необходимо оценить характеристики рабочих мест сотрудников в условиях реализации плана ремонтных работ, и после этого — принимать решение о необходимости осуществления каких-либо изменений.

В условиях проведения ремонта можно считать, что рабочее место сотрудника школы соответствует санитарно-гигиеническим нормам и требованиям по организации охраны труда, если оно соответствует следующим параметрам:

  1. Предусмотрена возможность естественного и искусственного освещения на уровне 300-500 лк.
  2. Обустроена защита от избыточного воздействия солнца и предупреждения интенсивного теплового воздействия (система кондиционирования воздуха, жалюзи или плотные занавеси на окнах, растения).
  3. Есть возможность поддержания температурного режима в пределах +20-25 градусов.
  4. Функционирует система вентиляции, возможно осуществление проветривания помещения.
  5. Площадь помещения составляет не менее 4 кв. м, если на рабочем месте установлен монитор с плоским экраном, или 6 кв. м, если используется ПК с выпуклым экраном.
  6. Сохраняется шумовое воздействие до 80 дБА.
  7. Рабочее помещение изолировано от ремонтируемого, в нем отсутствует грибок, плесень, ремонтная грязь или сторонние запахи.

Если проведение ремонтных работ в школе не позволяет сотруднику выполнять профессиональные обязанности на рабочем месте, директор вправе выбрать один из допустимых вариантов организации труда, отраженных на рисунке, а именно — объявить простой, предоставить другое рабочее место, временно перевести на другую работу, продлить или предоставить авансом отпуск, предложить удаленку. Каждое из представленных организационных решений имеет особенности реализации, которые следует рассмотреть подробнее.

Способы организации трудовой деятельности работников во время ремонта

Объявление временного приостановления работы (простоя)

Если большая часть здания школы перекрыта в связи с проведением капитального ремонта, что грозит возникновением риска для здоровья и жизни сотрудников, целесообразно объявление простоя — приостановления профдеятельности с частичным сохранением заработной платы работников, которым предлагается временно (сроком не более месяца) выполнять работу не по трудовому договору (согласно ст. 72.2 ТК РФ). Время простоя оплачивается в размере не менее 2/3 средней зарплаты сотрудника (или в полном объеме), при этом снижение величины МРОТ не принимается во внимание ввиду возникновения независящих от сторон обязательств. На период простоя руководитель вправе отправить работников домой, но в таком случае зарплата будет выплачиваться впустую.

Процедура объявления простой четко не регламентирована, но в этом случае необходимо обязательно составить приказ с указанием причин сложившейся ситуации (простой объявляется по вине работодателя, в связи с ремонтом), указанием порядка начисления заработной платы и сроками действия постановления. Приказ предоставляется работникам для ознакомления под роспись, в случае отказа одного из сотрудников подписывать постановление, составляется акт. По завершению временного перерыва составляется приказ о завершении простоя, который оформляется аналогичным образом.

Предоставление альтернативного рабочего места

Согласно ст. 22 ТК РФ, закрепляющей обязанность работодателя предоставить сотруднику безопасное рабочее место, проведение ремонтных работ в школе при возникновении ряда условий (распространение резких запахов, пыли, шума) может обусловить необходимость временного перевода в другой кабинет, обстановка в котором отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.

Если характеристики нового рабочего места соответствуют условиям, прописанным в трудовом договоре, согласие работника на перевод не требуется, если что-то меняется — лучше предварительно оформить согласие в письменном виде, чтобы предупредить возникновение конфликтной ситуации.

Временный перевод на другую работу

В действующем законодательстве (ст. 72.2 ТК РФ) предусмотрена возможность перевода сотрудника школы на работу, не предусмотренную трудовым договором — проще говоря, вакантную должность. Письменное соглашение работника при отсутствии объявления факта простоя не требуется, но его рекомендуется оформить, чтобы избежать конфликтов. В то же время при объявлении простоя письменное согласие работника необходимо в случае, если вакантная должность требует более низкой квалификации. Директору школы также важно помнить о том, что ст. 219 ТК РФ закрепляет право сотрудника отказаться от выполнения профдеятельности, если условия труда расцениваются как опасные.

Для оформления перевода на другую работу при выполнении ремонта издается приказ с обязательным указанием причин принятого организационного решения, срока переводов, условий оплаты труда. Вносить факт перевода в трудовую книгу не стоит, но его следует отразить в личной карте сотрудника (раздел X. «Дополнительные сведения»). По завершению срока действия приказа о временном переводе работник возвращается к выполнению основных обязанностей, и это не требует разработки какой-либо документации.

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Административно-хозяйственная деятельность».

Кабинет информатики в школе

Оформление удаленной занятости

Выполнение профессиональных обязанностей на удаленной основе — особый вид трудовой деятельности, обуславливающий необходимость расторжения типового трудового договора и последующее заключение обновленного, содержащего сведения о режиме работы в новых условиях. После оформления приказа о ремонтных работах в школе инициировать перевод сотрудников на удаленную занятость весьма нежелательности ввиду риска соблюдения трудового законодательства (при отказе от обновления трудового договора) и возникновении дальнейших сложностей (впоследствии изменить режим профессиональной деятельности работника будет непросто — только с его согласия, что закрепляет ст. 72 ТК РФ).

Альтернативным вариантом оформления перевода на удаленную работу, в полной мере соответствующим законодательным нормам, является заключение дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором можно прописать обязанность сотрудника выполнять обязанности на удаленной основе только часть недели, в остальное время — в штатном режиме. При составлении документа следует сразу утвердить порядок выдачи рабочих заданий (письменно с ознакомлением под роспись, с помощью мессенджеров или в устной форме) и составления отчетной документации, чтобы предупредить возникновение случаев халатности и обеспечить соблюдение интересов работодателя.

Продление, перенос или предоставление отпуска авансом, сокращение

Оптимальным вариантом организации ремонтных работ в школе является соотнесение срока активности подрядчика, утвержденного в ходе тендера, с графиком отпусков сотрудников. Если график отпусков согласовывался до утверждения дат ремонта, целесообразно провести разъяснительную работу с отдельными работниками и предложить продлить отпускной период без начисления заработной платы за «лишние» дни. Можно предоставить этот срок авансом в качестве следующего отпуска, но данное административное решение может быть расценено представителями ГИТ как нарушение трудовых прав.

Еще одним непопулярным решением является увольнение сотрудников, чьи рабочие места попали под ремонт. В судебной практике уже рассматривались такие прецеденты и трактовались как правомочные, но прибегать к увольнению можно только в случае проведение капитального ремонта здания, обусловливающего приостановление основной деятельности школы или ее структурного подразделения на несколько месяцев.

О чем следует помнить директору при проведении ремонтных работ в школе?

В связи с необходимостью решения нетипичных организационных вопросов осуществление ремонтных работ в школе вызывает ряд сопутствующих затруднений у руководителей ОУ, и это является повсеместной практикой. Поэтому принятие важных управленческих решений по данному направлению деятельности следует отложить до уточнения интересующей информации в актуальной нормативной базе — в противном случае будет сложно избежать штрафных санкций.

Директор должен понимать, что хоть проведение ремонта предпочтительнее организовывать в каникулярное время, реализовывать отдельные виды строительно-восстановительных работ в течение учебного года возможно, если потенциальная польза превышает возможные риски. Если нет возможности отложить ремонтную деятельность до периода каникул, важно получить согласие не только учредителя, но и представителей родительской общественности. При этом сложные условия проведения ремонта не являются основанием для нарушения установленного регламента рабочих процессов, более того, чтобы обеспечить безопасность и комфорт педагогов и учащихся, следует обеспечить систему повышенного контроля за местом и ходом ремонта.

Привлечение работников школы к проведению ремонтных работ допускается, но только при условии заключения допсоглашения к трудовому договору, регламентирующем порядок выполнения возложенных обязанностей, оплату труда. Без дополнительных соглашений сотрудников можно привлечь к ремонту только в рамках трудового договора: например, попросить уборщиц помыть полы, окна или протереть пыль (ст. 21, 22, 60 ТК).

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.