Блочная технология изучения словарных слов

5962
Автор: Буданова Надежда  Михайловна, учитель начальных классов Никольский филиал им. Героя Советского Союза З.А. Космодемьянской МБОУ Платоновской СОШ  (Тамбовская область)


Программой начальной школы по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, так называемых словарных слов. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Целью идеи является раскрытие системы работы над словарным словом на уроках русского языка.

Считаю преимущественным использование блочного метода запоминания "трудных слов", связывая их в единый смысловой текст. Изучение слов блоками через запоминание смысловых текстов даёт больше эффективности, чем скучная зубрёжка с многократным прописыванием слов. Поэтому мною были составлены блоки словарных слов, изучаемых в учебнике «Русский язык» под редакцией Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной (УМК «Перспектива») для каждого класса отдельно. Каждый блок изучается 2-3 недели в зависимости от количества слов в блоке, в среднем на изучение одного слова необходимо 4 урока. После прохождения каждого блока школьники пишут тематический словарный диктант.

При изучении словарных слов следует опираться на четыре вида памяти детей: зрительную, слуховую, кинестическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение), моторную.
Кроме того, в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения я организую так, чтобы в определённой взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.
Работа над словарными словами складывается из следующих этапов.

  1. В первый день — знакомство с блоком словарных слов. Приёмы работы: орфоэпическое чтение слов, объяснение лексического значения слов, озаглавливание блока.
  2. Второй урок – орфографическое чтение слова с послоговым проговариванием (опора на речедвигательную -кинестическую- память учащихся)  Приёмы работы: запись слова в тетради с выделением орфограммы и расстановкой ударения, деление слова на слоги, способы переноса слов (опора на моторную орфографическую память учащихся)
  3. На третьем уроке словарное слово рассматривается на фонетическом уровне. Приёмы работы: фонетический разбор слова, выделение "опасного" в орфографическом отношении места в слове, установка на запоминание.
  4. Четвёртый урок предполагает упражнения словообразовательного и морфологического характера. Приёмы работы: определение части речи, составление словообразовательного «гнезда» словарного слова, морфемный разбор одного из слов.
  5. Пятый урок – заключительный. На этом уроке словарное слово вводится в речь.

Приёмы работы: подбор словосочетаний, составление собственных предложений со словом, чтение смыслового текста по группе слов, списывание из текста предложения со словарным словом, синтаксический разбор предложения, текстовые упражнения по методике Бакулиной Г.А.
С помощью каждого из этих упражнений одновременно развиваются внимание, память, мышление, устная речь школьников, от которых в первую очередь зависит их языковая грамотность. Опыт работы над словами с непроверяемым написанием показывает, что обращаться к одному и тому же слову необходимо пять — восемь раз.
В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

Рассмотрим как строится работа над словарными словами практически, комбинируя такие структурные этапы урока как "Минутка чистописания" и "Словарно — орфографическая работа" на основе принципов системы субъективизации.
1. В первый день — знакомство с блоком словарных слов, например №2 II класс:
о/вощи
морко/вь
капу/ста
чесно/к
лимо/н
Приёмы работы: орфографическое чтение слов, объяснение лексического значения слов, озаглавливание блока.

2.Второй урок.
Запись на доске (я использую и экран проектора -слайдовая презентация): мосты, овощи, рога
- Найдите "дежурную букву". Она находится в корне слов в слабой позиции - это безударная гласная буква "о", гласная второго ряда.
- Определить место буквы в алфавите, начиная с буквы "К" (отрабатывается знание алфавита с любой буквы)
- Проанализировать слова из предложенного ряда и найти "лишнее" слово (овощи — безударная гласная, непроверяемая ударением, мосты — мост, рога — рог)
- Орфографическое чтение слова с послоговым проговариванием — блок №2 (опора на речедвигательную -кинестическую- память учащихся)
- Вторичное зрительное восприятие словарного в строчной записи на доске
- Записать слово в тетради с выделением орфограммы и расстановкой ударения, деление слова на слоги, перенос слов (опора на моторную орфографическую память учащихся)
Запись в тетради: о о о О О О Оо ое
овощи, о-во-щи, ово-щи

3. Третий урок.
Минутка чистописания:
Стали буквы ровно в ряд.
Буквы дружно говорят -
Ты, дружочек, не спеши,
Нас красивыми пиши.
Запись на доске (экран): ц ж щ ш
- Проанализировать буквы, определить "лишнюю". (щ — согласная всегда мягкого звука, а остальные — согласные всегда твёрдого звука) (познавательные УУД — выбор оснований для сравнения)
- Определить место буквы в алфавите, начиная с буквы «У» (отрабатывается знание алфавита с любой буквы)
- Дать характеристику звука (согласный, непарный, глухой, щипящий)
- Прочитать блок №2, выписать слово с «дежурной» буквой (овощи).
- Фонетическое чтение словарного слова. Сравнение звукового и графического облика слова. Выделение "опасного" в орфографическом отношении места в слове. Перед учениками ставится задача запомнить слово, орфограмму, так как оно не может быть проверено правилом.
Запись в тетрадях учеников:
щ щ щ Щ Щ Щ ща Ща шу Щу щн Щн
овощи

4. Четвёртый урок.
- "Минутка чистописания" (коллективное проговаривание четверостишья — целеполагание структурного этапа урока)
- Дежурная буква — лишняя в слове, которое зашифровано (игра "Шифровка" ...в...щ... (овощи -буква "и" -гласная второго ряда, а остальные - первого)
- Определить место буквы в алфавите, начиная с буквы "Д" (отрабатывается знание алфавита с любой буквы)
 Определить часть речи (имя существительное, во II классе по УМК "Перспектива" на данный момент изучения слова учащиеся уже умеют определять часть речи).
 Подобрать однокоренные слова с непроверяемой орфограммой. (Очень важно проводить данный этап, так как многие учащиеся не переносят умение писать данные словарные слова на однокоренные. Важно подбирать слова разных частей речи. Запись нагляднее выполнять в столбик, в котором корни слов располагаются друг под другом — образуется "гнездо" родственных слов

Запись в тетрадях учеников:
и и и И И И ие ий ой Иа (кличка животного) Ой (соединение и слово одновременно)
овощи
овощной

5. Пятый урок.
Минутка чистописания (коллективное проговаривание четверостишья — целеполагание структурного этапа урока)
Запись на доске (экран) девочка, овощи, медведь
Проанализировать слова с позиции общая буква (в).
Определить место буквы в алфавите. Характеристика звука.
 Проанализировать слова из предложенного ряда и найти "лишнее" слово (овощи -неодушевлённое имя существительное, множественного числа)
 Запись слова в тетрадях.
 Устный подбор словосочетаний со словом. (овощной суп, спелые овощи и др.).
 Коллективная запись в тетрадях и на классной доске.
 Разобрать слово по составу. Например: овощной. (корень-овощ, окончание -ой, суффикс-н)
 Чтение связного текста по группе слов. Определить тему теста. Прокомментировать заголовок. Подобрать свой. Выписать из текста предложение со словарным словом. (Там растут овощи.). Разобрать предложение по членам предложения.
 Провести текстовые упражнения по методике Бакулиной Г.А.
Виды упражнений:
 выписать слово (слова):
а) которое нельзя перенести (там)
б) лишнее слово (растут — ударный второй слог, в остальных — первый)
в) самое длинное слово (растут)
 тд.

Запись в тетрадях учеников:
в в в вф вд вья во
овощной суп, спелые овощи
Там растут овощи
Подобную работу провожу со следующим словом блока. После прохождения каждого блока школьники пишут тематический словарный диктант.

Если систематически работать по такой методике, то работа со словарными словами в начальной школе занимает 3-4 минуты, комбинируя с этапом "Минутка чистописания".

С помощью каждого из этих упражнений одновременно развиваются внимание, память, мышление, устная речь школьников, от которых в первую очередь зависит их языковая грамотность. Опыт работы над словами с непроверяемым написанием показывает, что обращаться к одному и тому же слову необходимо пять — восемь раз.

Словарные слова 2 класс

№ 1
са/хар
корзи/на
земляни/ка 
я/года
я/блоко
арбу/з     
 

№ 2
 о/вощи    
огоро/д    
капу/ста
карто/фель   
морко/вь
огуре/ц
дере/вня
тра/ктор
урожа/й
горо/х
хорошо/
 

№ 3
ме/сяц
пого/да    
сентя/брь    
октя/брь  
ноя/брь
декабрь
янва/рь      
февра/ль  
 

№ 4
 магази/н
оде/жда
су/мма
лопа/та     
молото/к топо/р   ле/стница  
 

 № 5
моро/з
хокке/й
коньки/
сапоги/
пальто/
плато/к  
 

 № 6
кварти/ра
ко/мната 
ме/бель 
карти/на 
рису/нок 
крова/ть  
телефо/н 
четве/рг  

№ 7
 посу/да    
стака/н    за/втрак   таре/лка
 обе/д    кастрю/ля
 у/жин    

№ 8
у/лица    
 маши/на
метро/
тролле/йбус трамва/й
го/род эскала/тор
экскава/тор
рабо/та
заво/д
наро/д
пасса/жир 
перро/н
 

№ 9
лиси/ца   
медве/дь
за/яц 
пету/х
соро/ка
суббо/та
раке/та 
ве/село

№ 10
оси/на      
алле/я    
одна/жды пя/тница
вдруг
това/рищ
оте/ц
группа  

№ 11
ско/ро
солда/т
пра/здник
геро/й
 

№ 12
ма/льчик
тетра/дь
дежу/рный
уче/бник
здра/вствуйте
спаси/бо
понеде/льник
 

 

 Тематическая группа №1 "Летом"
Хорошо летом в деревне! В саду созрели яблоки. Мы набрали полную корзину земляники. Бабушка сварила варенье. Моя любимая ягода – сочный, сахарный арбуз.

Тематическая группа №2 "Огород"
Мы приехали к бабушке в деревню. Она показала нам свой огород. Там растут овощи. Мы срезали кочан капусты, накопали ведро крупного картофеля, нарвали много огурцов, сочной моркови. Вдоль дорожки плетётся зелёный горох. Чтобы всё свезти с огорода нам потребовался трактор. Вот какой хороший урожай уродился!

Тематическая группа №3 "Календарь"
В году 12 месяцев. Раньше год начинался в сентябре. Русский царь Пётр I изменил летоисчисление. С 1700 года календарь начинается в январе. А последний месяц года – декабрь. Из зимних месяцев февраль самый снежный и вьюжный. Октябрь называют иногда золотым месяцем – пора золотой осени.В ноябре чувствуется дыхание зимы.
У природы нет плохой погоды.

Тематическая группа № 4 "Магазин"
Моя тётя работает в овощном магазине. Каждое утро она надевает специальную одежду. Рядом с нашим домом магазин "Хозяюшка". Там можно купить лопату, молоток, топор, лестницу. Если купите товара на крупную сумму, то получите скидку.

Тематическая группа № 5 "Подарки"
К зиме моей сестре Ане купили сапоги, пальто и тёплый пуховый платок. А я в подарок получил коньки. Теперь в морозный день я буду играть в хоккей, а сестра кататься на санках. Скорей бы зима!

Тематическая группа № 6 "Новоселье"
В четверг наша семья переехала в новую квартиру. В каждой комнате современная мебель.Над моей кроватью висят мои рисунки. Я стау известным художником и мои картины увидят на выставке. Вот звонит телефон. Это бабушка и дедушка поздравляют нас с новосельем.

Тематическая группа № 7 "Посуда"
За завтраком папа выпивает стакан чая и бутерброд. А мама накладывает нам с братом тарелку манной каши. Обедаю я в школе. Там повара в больших кастрюлях варят вкусный суп. После ужина мы с братом помогаем маме мыть посуду.

Тематическая группа № 8 "Город"
В городе много машин и транспорта. Нужно соблюдать правила дорожного движения. В автобусе, троллейбусе, трамвае - мы пассажиры. В больших городах есть метро. Но надо быть внимательным на перроне. На эскалаторе люди понимаются вверх и спускаются вниз. На улице можно увидеть экскаватор. Он расчищает строительную площадку. На заводах работает много народу. Это трудная работа.

Тематическая группа № 9 "Зоопарк"
В субботу мы ходили в зоопарк. Там мы видели много животных: рыжую лисицу, бурого медведя, медведицу с медвежатами, серого волка. Волк похож на собаку. А заяц смешно шевелил ушами. Важно в клетке расхаживал разноцветный петух. В вольере для птиц весело стрекотала сорока. В парке аттракционов мы катались на "ракете".

Тематическая группа № 10 "Прогулка"
Однажды в пятницу мы с отцом пошли на прогулку в парк. В аллее мы встретили папиного товарища. Он тренировал группу спортсменов. Вдруг подул сильный ветер. На ладошку мне опустился осиновый листик. Я сохраню его в память об этом дне

Тематическая группа № 11 "День Победы"
Скоро праздник День Победы – 9 мая. В этот день мы поздравляем ветеранов войны. О героях войны мы узнаём из книг и фильмов. Ими были солдаты и матросы нашей армии. Мы не забудем их отвагу и мужество.

Тематическая группа № 12 "Школа»"
В понедельник ребята пришли в школу. Первый урок - урок русского языка. На партах лежат учебники.Ученики списывают в тетрадь. Мальчик пишет на доске вежливые слова "здравствуйте", "спасибо".



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль