"Изучение букв П и Б" Урок обучения грамоте в 1 классе

8754
Цели урока:

личностные:

  • развитие у обучающихся навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • развитие у младших школьников мотивов учебной деятельности;

метапредметные:

  • овладение учениками способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • развитие умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

предметные:

  • формирование первоначальных представлений о нормах русского языка;
  • обучение обозначению согласных звуков [п], [п’], [б], [б’] буквами П, Б.

Оборудование: шкатулка с записанным на бумаге словом “ученик”, “карточки-помогайки” по числу групп, конверты с заданиями для групп, конверт с вырезанными из бумаги цветами, плакат с изображением букв алфавита, изображения сказочных героев.Литература: Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С. и др. Букварь.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин) Учитель: Здравствуйте, ребята. Напомните, пожалуйста, какой у нас сейчас урок?Ученики: Обучение грамоте.Учитель: Какое нам с вами нужно настроение, чтобы урок получился удачным?Ученики: Хорошее.Учитель: Я желаю вам сохранять хорошее настроение на протяжении всего урока.Пожелаем друг другу удачи. (Обучающиеся хлопают друг друга по ладоням.) А теперь настроимся на работу.
Раз – два – три – слушай и смотри.
Три – два – раз – мы начнем сейчас.
Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный, самый нужный человек на уроке? (Дети предлагают свои ответы.) У меня есть сказочный предмет: волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет узнать, кто самый важный и нужный человек на нашем уроке. Но пока это секрет. Я надеюсь, что в конце урока вы сможете его раскрыть.2. Актуализация знаний (1 мин) Учитель: Вспомните, на какие группы можно разделить все звуки?Ученики: Гласные и согласные.Учитель: Дайте общую характеристику гласному звуку.Ученики: Гласный звук можно спеть, протянуть, при произношении воздух во рту не встречает преграды.Учитель: Верно. Теперь скажите, как можно доказать, что звук согласный?Ученики: Он не поется, при произношении воздух во рту встречает преграду.Учитель: Совершенно верно.3. Постановка учебной проблемы (3 мин)

Учитель: Внимательно послушайте слова, которые я произнесу. Найдите в них общее: Печкин, Долин, Левин.Ученики: Все слова обозначают фамилии людей. В этих словах по два слога. Во всех словах ударение падает на первый слог.Учитель: Послушайте слова еще раз: Печкин, Долин, Левин. Исключите одно из них по нескольким признакам одновременно и вы узнаете фамилию героя, который пришел к нам на урок.

Ученики: Печкин, так как в этом слове 6 звуков, а в других словах по 5; в нем есть и глухие, и звонкие согласные, а в остальных словах – только звонкие.

Учитель: Правильно. Напомните мне, где живет наш герой? Кто он по профессии?

Ученики: В Простоквашино. Он почтальон.Учитель: Еще к нам на урок пришли Буратино и Белоснежка. Кто они такие?Ученики: Буратино – герой сказки Алексея Николаевича Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Белоснежка – героиня сказки братьев Гримм “Белоснежка и семь гномов”.Учитель: Произнесите про себя имена наших гостей, определите, с каких звуков они начинаются, и сформулируйте тему нашего урока.

Ученики: Звуки [п], [п’], [б], [б’] и буквы, которые их обозначают.Учитель: Сформулируйте цели нашего урока.

Ученики: Научиться обозначать звуки буквами. Познакомиться с буквами П и Б.4. Введение нового знания. Характеристика звуков (2 мин) Учитель: Возьмите “карточку-помогайку”. А сейчас предлагаю вам разделиться на четыре группы. (Обучающиеся делятся на четыре группы.) Выполните по порядку задания, указанные в карточке.

“Карточка-помогайка”

1

Произнесите слово

  2

Выделите первый звук

  3

Назовите этот звук

  4

Дайте характеристику звука

(Слова для работы: у 1-й группы – “почтальон”, у 2-й группы – “Печкин”, у 3-й группы –“Буратино”, у 4-й группы – “Белоснежка”. Ответ: “почтальон”: [п] – согласный, глухой, твердый; “Печкин”: [п’] – согласный, глухой, мягкий; “Буратино” – [б] – согласный, звонкий, твердый; “Белоснежка” – [б’] – согласный, звонкий, мягкий.)5. Введение нового знания. Знакомство с новой буквой (3 мин) Учитель: Белоснежка прикрепила на доску разные буквы, чтобы Буратино среди них нашел те, которые обозначают звуки [п], [п’], [б], [б’]. Для Буратино эта задача оказалась слишком трудна. Давайте ему поможем. Кто покажет и назовет эти буквы? (Дети называют буквы и показывают их на плакате, на котором изображены буквы алфавита.) Как вам кажется, на что похожа буква П?Ученики: На ворота, турник, дверной проем.

Учитель: Действительно.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
А на что похожа буква Б?Ученики: На бочонок с краном, толстяка в кепке.Учитель:
Буква Б проснется рано.
Буква Б – бочонок с краном.
Сейчас прервемся на физкультурную минутку.6. Физкультурная минутка (1 мин)
(Учитель читает стихотворение, обучающиеся повторяют движения, которые в нем описываются.)Учитель:
Буратино потянулся,
Видно, ключик не нашел.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Чтобы ключик нам достать,
Руки в стороны развел:
Надо на носочки встать.7. Игра “Буква потерялась” (3 мин) Учитель: Теперь поиграем в игру “Буква потерялась”. Снова предлагаю вам разделиться на четыре группы. Каждой группе раздаю по конверту. Откройте конверты, в них лежат листы бумаги, на которых записаны слова с пропущенными буквами. Прочитайте слова. Подумайте, какие буквы потерялись. Верните их на место.
(Текст карточек: для 1-й группы: …арус, …лита, са…оги, …алуба, кар…; 2-й группы: ка…итан, …илот, …екарь, …есня, …исьмо; 3-й группы: …улка, …анан, аз…ука, …уква, …аранка; 4-й группы: …елка, …ереза, …инт, …ерег, …егемот.)
Итак, какую букву вы вставили? Какой звук она обозначает? Прочитайте слова. (Обучающиеся выполняют задание учителя.) Молодцы!8. Работа букв в словах. Чтение по сигналу (2 мин) Учитель: Откройте букварь на странице … (Называет страницу учебника.) Прочитайте слова парами в столбиках. Скажите, что вы заметили?Ученики: Буква глухого согласного заменяется на букву звонкого согласного, из-за этого изменяется смысл слова.Учитель: Вы справились с заданием. Теперь снова сделаем паузу.9. Физкультурная минутка (2 мин)

(Учитель читает стихотворение. Обучающиеся выполняют соответствующие движения.)

Паучок ползет по ветке,

А за ним ползут и детки.

 

 (Дети пальцами рук “пробегаются” по плечам,

рукам, голове.)

 

  Дождик с неба вдруг полил,

  Паучков на землю смыл.

 

 (Ладони скользят по рукам сверху вниз.)

 

 Солнце стало припекать,

 Паучок ползет опять,

 А за ним все его детки,

 Чтобы погулять по ветке.

 

 (Далее игра повторяется.)

 

10. Работа с текстом (10 мин) Учитель: Продолжаем работу в группах. Снова раздаю каждой группе по конверту. Достаньте задание из конверта, прочитайте текст, найдите слова с новыми звуками и подчеркните их. (Обучающиеся выполняют задание учителя.)

Текст и задание для 1-й группы (звук [б’])
Текст: По тропинке ребята идут в парк. За ними бежит собака Бимка. На ветвях деревьев мальчики увидели белку. Вопрос: Какой буквой обозначается звук [б’]?

Текст и задание для 2-й группы (звук [б])
Текст: Все звери, птицы и букашки слушали песню жаворонка. Вылез из норы толстый барсук. Медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге. Вопрос: Какой буквой обозначается звук [б]?

Текст и задание для 3-й группы (звук [п’])
Текст: Ребята делали скворечник, не торопились. Они разметили доску и пилой на части распилили. Затем сколотили скворечник. Хороший домик получился! Вопрос: Какой буквой обозначается звук [п’]?

Текст и задание для 4-й группы (звук [п])
Текст: Пришла осень. Полили холодные дожди. Подул сильный ветер. Покинули лес звонкие птицы. Вопрос: Какой буквой обозначается звук [п]?Учитель: Какими буквами обозначаются эти звуки? Какие слова вы подчеркнули? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.)11. Подведение итогов урока. Рефлексия (7 мин)

Учитель: Наш урок подходит к концу. Давайте подведем его итоги. Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке?Ученики: Знакомство с буквами П, Б.Учитель: Удалось ли нам ее достичь? И чему мы научились?Ученики: Удалось. Мы научились обозначать согласные звуки буквами: [п], [п’] – буквой П; [б], [б’] – буквой Б.Учитель: Что у вас сегодня получилось лучше всего? Удалось ли вам сохранить хорошее настроение? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.) Я снова предлагаю вам открыть конверт. Кому удалось сохранить хорошее настроение, достаньте из него цветок и прикрепите к доске. А кому не удалось, оставьте цветок в конверте. (Обучающиеся выполняют задание.) Помните, в конце урока мы договорились выяснить, кто же является самым важным и самым нужным человеком на уроке. Загляните в шкатулку. (Обучающиеся достают из шкатулки записку со словом “ученик”.)Ученики: Ученик!Учитель: Совершенно верно. Молодцы! Урок окончен.

Автор: Л.В. Абросова, учитель начальных классов ГБОУ “СОШ № 1412”, г. Москва

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль