Рабочая программа по информатике (9 класс)

7609
Автор: Константинова Елена Ивановна, учитель информатики и ИКТ  (г. Раменское)

Настоящая рабочая учебная программа базового курса "Информатика" для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений ("Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы" -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.

Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации "безмашинных" и "электронных" сред. Так, например, понятие "информация" первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.Цели

  • Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.
  • Формы контроля ЗУН (ов);
  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • практикум.

Место предмета в базисном учебном плане

Курс изучается по двум вариантам планирования учебного времени: минимальный вариант базового курса – 68 учебных часов и углубленный вариант – 136 часов. Минимальный вариант может изучаться 2 учебных года по 1 часу в неделю (например, в 8-9 классах); углубленный вариант – 2 года по 2 часа в неделю. Настоящий курс изучается в объеме 68 часов, 2 часа в неделю в 9 классе.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Место и курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета "Информатики и ИТ", который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

Учебно-тематическое планирование по информатике и ИКТ

Классы 9
Количество часов 68
Всего 68 час; в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков -2, зачетов -3, тестов -7
Административных контрольных уроков _______ ч.
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений ("Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы" -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).Учебник Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, ил.
Поурочное планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Передача информации в компьютерных сетях

10 (4+6)

1.1

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

2

1.2

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр.

3

1.4

Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета.

3

1.5

Архивирование и разархивирование файлов.

2

2

Информационное моделирование

5 (4+1)

2.1

Понятие модели; модели натурные и информационные.

1

2.2

Назначение и свойства моделей.

1

2.3

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные

1

2.4

Табличная организация информации

1

2.5

Области применения компьютерного информационного моделирования.

2

3

Хранение и обработка информации в базах данных

12 (6+6)

3.1

Понятие базы данных (БД), информационной системы.

1

3.2

Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ.

1

3.3

Системы управления БД и принципы работы с ними

2

3.4

Просмотр и редактирование БД.

3

3.5

Проектирование и создание однотабличной БД.

3

3.6

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

2

4

Табличные вычисления на компьютере

10 (5+5)

4.1

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

2

4.2

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы.

2

4.3

Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

2

4.4

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

2

4.5

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

2

5

Управление и алгоритмы

10 (4+6)

5.1

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

2

5.2

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

2

5.3

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы.

4

5.4

Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации

2

6

Программное управление работой компьютера

12 (5+7)

6.1

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

2

6.2

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация.

1

6.3

Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе.

2

6.4

Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов.

4

6.5

Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

3

7

Информационные технологии и общество

4 (4+0)

7.1

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.

2

7.2

Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе.

1

7.3

. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

1

Резерв

5 -7

Итого

68 -70

Тематическое планирование

Общее число часов – 63 ч. Резерв учебного времени – 7 ч

Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.(4+6)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Информационное моделирование – 5 час.(4+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.(6+6)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Табличные вычисления на компьютере – 10 час.(5+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Управление и алгоритмы – 10 час.(4+6)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Программное управление работой компьютера – 12 час.(5+7)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Информационные технологии и общество - 4 час.(4+0)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.Учащиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
  • что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • что такое логическая величина, логическое выражение;
  • что такое логические операции, как они выполняются.
  • что такое электронная таблица и табличный процессор;
  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
  • графические возможности табличного процессора.
  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • в чем состоят основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
  • основные виды и типы величин;
  • назначение языков программирования;
  • что такое трансляция;
  • назначение систем программирования;
  • правила оформления программы на Паскале;
  • правила представления данных и операторов на Паскале;
  • последовательность выполнения программы в системе программирования.
  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • историю способов записи чисел (систем счисления);
  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  • в чем состоит проблема информационной безопасности.
  • Учащиеся должны уметь:
  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • работать с одной из программ-архиваторов.
  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • организовывать поиск информации в БД;
  • редактировать содержимое полей БД;
  • сортировать записи в БД по ключу;
  • добавлять и удалять записи в БД;
  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
  • Учебно-методическая литература:
Календарно-тематическое планирование. IХ класс

Номер урока

Тема урока

Часы

ДатаПлан     факт

Практика

Научные термины, понятия (предметная терминология)

Содержание, методические приемы

Вид контроля, измерители

Примечание(информационные технологии, ЦОР)

Всего

Теория

Практика

 I четверть (16 часов) 

1

Введение: структура курса. Правила поведения и инструкция по технике безопасности в компьютерном классе. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

1

0

2-6/09

Структура курса. Правила поведения и инструкции по технике безопасности на рабочем месте, в компьютерном классе.

Беседа

Фронтальный опрос

Презентация

Обработка числовой информации (6 часов)

2

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст.

1

2/3

1/3

2-6/09

Практическая работа № 23. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
Практическая работа № 24. Создание и обработка таблиц

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Ввод и редактирование данных в готовой таблице. Создание, оформление и обработка таблиц.

Лекция Практическая работа

Фронтальный опрос

Презентация

3

Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

1

2/3

1/3

8-13/09

Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции

Лекция

Проверка выполнения работы. Индивидуальное тестирование

Готовые файлы Компьютерный интерактивный тестирование

4

Ввод математических формул. Построение диаграмм и графиков.

1

2/3

1/3

8-13/09

Практическая
 работа № 25. Ввод математических формул и вычисление по ним.
Практическая
работа № 26. Построение диаграмм и графиков.

Ввод математических формул и вычисление по ним в электронных таблицах. Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа

Проверка выполнения самостоятельной практической работы

5

Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

1

2/3

1/3

15-20/09

Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов.

Практикум.

Групповая работа над проблемной задачей

Готовые файлы

6

Обработка числовой информации в ПК. Табличный процессор MS Excel

1

2/3

1/3

15-20/09

Решение задач на обработку числовой информации средствами табличного процессора MSExcel. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).

Урок обобщения и систематизации знаний

Устный опрос

Готовые файлы

7

Контрольная работа №1 по теме: «Обработка числовой информации»

1

2/3

1/3

22-27/09

Контрольная работа

Представление информации (6 часов)

8

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации.

1

1/3

2/3

22-27/09

Практическая
работа № 27. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.

Естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации.

Лекция
 

Тестирование с помощью компьютерной программы Проверка выполнения работы

Презентация
Компьютерный интерактивный тестирование

9

Системы счисления. Арифметические действия.

29-4/10

Практическая
работа № 28. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе

Практическая работа.

Проверка выполнения работы

Презентация

10

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

29-4/10

Практическая
работа  № 29. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.

Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.

Комбинированный

Тестирование.
Работа по карточкам

Компьютерный интерактивный тестирование

11

Кодирование звуковой информации.

6-11/10

Практическая
работа № 30. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
 

Комбинированный

Письменный опрос

Презентация

12

Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

6-11/10

Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное  представление числовой информации.

Комбинированный

Уплотненный опрос у доски

Презентация

13

Контрольная работа №2 по теме «Представление информации»

14-19/10

Представление информации

Проверка выполнения работы

Презентация

Алгоритмы и исполнители (19 часов)

14

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

14-19/10

Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

Лекция

Идивидуальный опрос

Презентация

15

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

20-25/10

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Лекция

Массовый контроль

Презентация

16

Алгоритмические конструкции: следование.

20-25/10

Практическая
работа № 31. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

Алгоритмические конструкции: следование.

Комбинированный

Письменный опрос

Презентация

 II четверть (8 часов) 

17

Алгоритмические конструкции: ветвление.

1

2/3

1/3

3-8/11

Практическая
работа № 32. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления.

Алгоритмические конструкции: ветвление.

Комбинированный

Экспресс-опрос по карточкам

Презентация

18

Алгоритмические конструкции: повторение.

1

2/3

1/3

3-8/11

Практическая
работа № 33. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла.

Алгоритмические конструкции: повторение.

Комбинированный

Экспресс-опрос по карточкам

Презентация

19

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

1

2/3

1/3

10-15/11

Способы разбиения задачи на подзадачи, понятие и использование вспомогательного алгоритма.

Комбинированный

Самостоятельная работа

Готовые файлы

20

Алгоритмы работы с величинами: типы данных.

1

2/3

1/3

10-15/11

Понятие типы данных величин и их способы описания

Лекция

Выборочный опрос
 

Презентация

21

Алгоритмы работы с величинами: ввод и вывод данных.

1

2/3

1/3

17-27/11

Алгоритмы ввода и вывода данных величин.

Лекция

Тестирование

Компьютерный интерактивный тестирование

22

Языки программирования. Классификация языков программирования.

1

2/3

1/3

17-27/11

История развития языков программирования, их классификация.

Лекция

Выборочный опрос
 

Презентация

23

Среда программирования TurboPascal. Знакомство с языком Pascal.

1

2/3

1/3

24-29/11

Практическая работа Запуск и завершение работы в интегрированной среде программирования TP, знакомство с меню и их функциями.

Среда программирования TurboPascal. Запуск и завершение работы в интегрированной среде программирования TP. Основные  меню и их функции. Знакомство с языком Pascal. Правила записи программы. Правила представления данных в компьютере средствамиTurbo Pascal.

Комбинированный

Фронтальный опрос Проверка выполнения работы

Презентация

24

Подпрограмма.

1

2/3

1/3

24-29/11

Практическая
работа № 34. Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму.

Алгоритм (программа), содержащий подпрограмму.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос Проверка выполнения работы

Готовые файлы

25

Одномерные массивы.

1

2/3

1/3

1-6/12

Практическая
работа № 35. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
Практическая работа № 36. Разработка алгоритма (программы), требующего для решений поставленной задачи использования логических операций..

Алгоритм (программа) обработки одномерного массива. Использования логических операций в алгоритмах.

Комбинированный урок

Проверка выполнения работы

Готовые файлы

26

Двумерные массивы.

1

2/3

1/3

1-6/12

Алгоритм (программа) обработки двумерного массива. Использования логических операций в алгоритмах.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Презентация

27

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла.

1

2/3

1/3

8-13/12

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.

Лекция

Фронтальный опрос Взаимопроверка (работа по карточкам в парах)

Презентация

28

Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

1

2/3

1/3

8-13/12

Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

Комбинированный урок

Взаимопро-верка (работа по карточкам в парах)

Презентация

29

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

1

2/3

1/3

15-20/12

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

Готовые файлы

30

Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу

1

2/3

1/3

15-20/12

Практикум VI

Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.

Урок практикум

Проверка выполнения работы

Готовые файлы

31

Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.

1

2/3

1/3

2-27/12

Практикум VI

Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.

Урок практикум

Фронтальный опрос Проверка выполнения работы

Готовые файлы

32

Контрольная работа № 3 по теме: «Алгоритмы и исполнители».

1

2/3

1/3

2-27/12

Алгоритмы и исполнители.

Урок проверки знаний и умений

Контрольная работа

 III четверть (11 часов) 

Формализация и моделирование (8 часов) 

.33

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

2/3

1/3

12-17/01

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного.

Лекция

Экспресс-опрос
(тестирова-ние)

Презентация

34

Модели, управляемые компьютером.

1

2/3

1/3

12-17/01

Практическая
работа № 37. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
Практическая
работа № 38. Построение генеалогического дерева семьи.

Модели, управляемые компьютером. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории. Построение генеалогического дерева семьи.

Лекция Практическая работа
 

Тестирование.
Проверка выполнения работы

Презентация

35

Виды информационных моделей. Чертежи. Двухмерная графика. Диаграммы, планы, карты.

1

2/3

1/3

19-24/01

Практическая работа № 39. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.

Виды информационных моделей. Чертежи. Двухмерная графика. Диаграммы, планы, карты.

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

Презентация

36

Компьютерные модели.

1

2/3

1/3

19-24/01

Практическая работа № 40. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.Практическая работа № 41. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

Практическая работа

Проверка выполнения работы

37

Таблица как средство моделирования.

1

2/3

1/3

26-31/01

Практическая работа № 42.Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.

Основные этапы и средства компьютерного моделирования Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе

Лекция Практическая работа
 

Разработка заданий (практическая задача) Проверка проекта, созданного средствами Excel

Презентация

38

Работа с учебной базой данных.

1

2/3

1/3

26-31/01

Компьютерный проект

Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики. Использование простейших возможностей САП для создания чертежей, схем, диаграмм.

Урок - практикум

Проверка выполнения работы

39

Формализация и моделирование

1

2/3

1/3

2-7/02

Формализация и моделирование

Урок - семинар

Фронтальный опрос

Презентация

40

Контрольная работа № 3. по теме: «Формализация и моделирование».

1

2/3

1/3

2-7/02

Формализация и моделирование.

Урок проверки знаний и умений

Контрольная работа

41

Табличные базы данных. Ввод и редактирование записей.

1

2/3

1/3

9-14/02

БД, типы данных, СУБД и принцип работы с ними. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные БД.

Урок - лекция

Самостоятельная работа

Презентация

42

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.

1

2/3

1/3

9-14/02

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения, удаление и сортировка данных в реляционных БД.

Урок – лекция

Информационный диктант

Компьютерное тестирование

43

1

2/3

1/3

16-21/02

Практическая работа № 43. Поиск записей в готовой базе данных.
Практическая работа № 44. Сортировка записей в готовой базе данных.

Поиск записей в готовой базе данных. Сортировка записей в готовой базе данных.

Проверка выполнения работы

44

Работа с учебной базой данных.

1

2/3

1/3

16-21/02

Компьютерный проект

Поиск необходимой информации. Ввод информации. Обработка запросов.

Урок - практикум Урок обобщения и систематизации знаний.

Проверка выполнения работы Контрольное тестирование

Информационные технологии в обществе(4 часа)

45

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

1

2/3

1/3

23-28/02

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Урок – лекция
 

Экспресс-опрос
(тестирование

Презентация

46

Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

1

2/3

1/3

23-28/02

Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

Урок – лекция
 

Самостоятельная работа

Презентация

47

Защита информации.

1

2/3

1/3

2-7/03

Практическая работа № 53.Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
Практическая работа № 54. Защита информации от компьютерных вирусов.
Практическая работа № 55.Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.

Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи. Защита информации от компьютерных вирусов. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.

Урок - практикум

Проверка выполнения работы

Готовые файлы

48

Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

1

2/3

1/3

2-7/03

Практикум Х.
Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.  Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.

Урок - практикум

Проверка выполнения работы

Коммуникационные технологии (12 часов)

49

Процесс передачи информации.

1

2/3

1/3

9-14/03

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование информации. Скорость передачи информации.

Урок – лекция
 

Выборочный опрос

Презентация «Передача информации»

50

Локальные и глобальные компьютерные сети.

1

2/3

1/3

9-14/03

Локальные и глобальные компьютерные сети.

Урок – лекция

Тестирование

Презентация «Локальные и глобальные компьютерные сети», компьютерное тестирование

51

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Безопасность работы в Интернете

1

2/3

1/3

16-21/03

Информационные ресурсы и сервисы компь4ч5ютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

Урок – лекция

Информационный диктант

Презентация «Услуги Интернета»

52

Электронная почта как средство связи.

1

2/3

1/3

16-21/03

Практическая работа № 45. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.

Комбинированный урок

Самостоятельная работа Проверка выполнения работы

Презентация «Электронная почта»

53

Сервисы интернета.

1

2/3

1/3

23-28/03

Практическая
работа № 46.Путешествие по Всемирной паутине.
Практическая
работа № 47. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

Путешествие по Всемирной паутине. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

Урок - практикум

Проверка выполнения работы

Презентация

54

Поиск информации в сети Интернет.

1

2/3

1/3

23-28/03

Поиск информации в Интернет. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.

Урок - лекция

Информационный диктант

Презентация «Язык запросов»

 IV четверть (8 часов) 

55

Архивирование и разархивирование.

1

2/3

1/3

6-11/04

Практическая
работа № 48.Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
Практическая
 работа № 49.Загрузка файла из файлового архива.

Архивирование и разархивирование Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. Загрузка файла из файлового архива..

Урок - лекция

Выборочный опрос Проверка выполнения работы

Готовые файлы

56

Расширенный поиск и сохранение страниц.

1

2/3

1/3

6-11/04

Практическая
 работа № 50. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
Практическая
 работа № 51.Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.

Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.

Урок - практикум

Проверка выполнения работы

Презентация

57

Создание Web-страниц по шаблону.

1

2/3

1/3

13-18/04

Практическая
 работа № 52.Создание комплексного информационного объекта в виде Web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.

Создание комплексного информационного объекта в виде Web-странички,  включающей графические объекты с использованием шаблонов.

Урок - практикум

Проверка выполнения работы

Готовые файлы

58

Планирование Web– сайта.

1

2/3

1/3

13-18/04

Практикум IX.
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде WEB-страницы (WEB- сайта) с использованием шаблонов.

Планирование Web-страницы сайта. Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков изображений. Использование ссылок (гипертекста).

Урок - практикум

Проверка проекта, созданного в виде Web-сайта.

Презентация

59

Хранение информации, обработка информации и коммуникационные технологии.

1

2/3

1/3

20-25/04

Хранение информации,
обработка информации и коммуникационные технологии.

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестирование

Компьютерное тестирование

60

Итоговая контрольная работа по  теме: "Обработка информации и коммуникационные технологии"

1

2/3

1/3

20-25/04

Обработка информации и коммуникационные технологии.

Урок обобщения и систематизации знаний

Контрольная работа.

Презентация

61

Повторение по теме: "Информация и информационные процессы

1

2/3

1/3

27-2/05

Основные информационные процессы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами Количество информации. Единицы измерения количества информации.

Урок обобщения и систематизации знаний

Презентация

62

Повторение по теме: "Обработка числовой, текстовой, графической информации"

1

2/3

1/3

27-2/05

Практикум по созданию комплексного документа.

Комплексный документ. Работа по созданию комплексного документа.

Урок обобщения и систематизации знаний

Проверка выполнения работы

Презентация

63

Повторение по теме: "Представление информации"

1

2/3

1/3

   4-9/05

Кодирование текстовой, звуковой, графической и числовой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Арифметические действия.

Урок обобщения и систематизации знаний

Презентация

64

Повторение по теме: "Алгоритмы и исполнители"

1

2/3

1/3

   4-9/05

Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритмов. Основные алгоритмические структуры. Язык программирования Паскаль.

Урок обобщения и систематизации знаний

Презентация

65

Повторение по теме: "Формализация и моделирование"

1

2/3

1/3

11-16/05

Формализация и моделирование. Виды моделирования. Компьютерное моделирование.

Урок обобщения и систематизации знаний

Презентация

66

Повторение по теме:  "Хранение информации"

1

2/3

1/3

11-16/05

Практикум в СУБД.

Системы управления базами данных. Создание, редактирование, поиск информации.

Урок обобщения и систематизации знаний

Проверка выполнения работы

Презентация

67

Повторение по теме: "Информационные технологии в обществе"

1

2/3

1/3

18-23/05

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

Урок обобщения и систематизации знаний

Презентация

68

Повторение по теме: "Коммуникационные технологии"

1

2/3

1/3

18-23/05

Практикум по поиску информации в сети Интернет.

Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. Поиск информации в сети Интернет.

Урок обобщения и систематизации знаний

Проверка выполнения работы

Презентация

Итого:

68

Литература:

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
  2. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
  3. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
  4. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
  5. Цифровые образовательные ресурсы: "Информатика-базовый курс", 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/
  6. Зуев Е.А. Cистема программирования Turbo Pascal. – М.: Радио и связь, 1991. -288 с.
  7. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Задачник по моделированию, 2007.
  8. Примерная программа основного общего образования по информатике.
  9. Стандарт основного общего образования по информатике.
  10. Юркин А. Задачник по программированию. – СПб.: Питер, 2002. -192 с.
  11. Электронные образовательные ресурсы



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль