Сетевое сообщество как площадка для самообразования учителей

1744
Автор: Смирнова Мария Алексеевна, координатор сообщества “Началка”, учитель начальных классов
ГБОУ ЦО № 293, г. Москва

Внедрение новых информационных технологий в систему образования не могло не сказаться на развитии виртуальных педагогических объединений, где учитель может не только получать актуальную информацию по интересующим его вопросам, обмениваться практическим опытом, но и заниматься самообразованием.

Одним из профессиональных педагогических сообществ, где учитель может рассчитывать на получение новых компетенций, является сетевое сообщество “Началка”, объединяющее детей, их родителей и учителей начальной школы.

Наша площадка предоставляет участникам следующие возможности для обмена опытом:

  • тематические “подшивки” материалов для самостоятельного изучения;
  • мастер-классы по вопросам перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС);
  • длительные летние мастерские и тренинги;
  • стажировку педагогов в ходе сетевых проектов;
  • виртуальную педагогическую практику студентов педагогических специальностей.

В настоящей статье рассмотрим два направления из названных выше.

Летняя мастерская по разработке сетевых проектов для начальной школы собирает самых активных участников сообщества, готовых “пожертвовать” летним месяцем для самообразования. Вот как они сами объясняют свой интерес к работе в мастерской:

  • “Через работу над проектами хочется перейти на другой уровень обучения, чтобы детям интересней было учиться, а мне интересней работать. Системность, хорошую практику, теоретическую поддержку, я думаю, можно получить здесь – в Летней мастерской” (Т. Литвинова);
  • “...чтобы вести за собой учеников, сначала надо пройти этот путь самой” (Т. Корнакова).

Основные принципы участия в мастерской:

  • принятие ответственности за собственное продвижение в ходе мастерской;
  • готовность к самостоятельной работе;
  • умение попросить, принять и оказать помощь;
  • активное участие в групповой работе;
  • творческий подход.

В мастерской, организованной при поддержке Программы Intel. "Обучение для будущего", мы опирались на учебное пособие "Проектная деятельность в информационной среде 21 века", разработанное в рамках Программы, дополняя теорию личным опытом участия в сетевых проектах, проводимых на площадке Nachalka.com.

Ежедневная работа в мастерской включала:

  • вебинар;
  • самостоятельную работу с учебным пособием;
  • дискуссии по вопросам учебного модуля;
  • самостоятельную разработку элементов портфолио проекта;
  • индивидуальные консультации;
  • взаимопомощь участников.

Один из главных рисков работы в режиме удаленного взаимодействия – не успеть освоить учебное пособие, построенное по принципу избыточности.

Многое осталось за рамками дистанта, но у участников есть все необходимые материалы, ведь защитой проекта работа по подготовке проекта к реализации не заканчивается.

Учитель вынужден отказываться от привычных стереотипов, в т. ч. от привычки быть всегда правым. Все мы знаем, что с годами многим из нас все труднее учить себя. Значительно проще задать прямой вопрос и получить единственно верный ответ, чем вчитываться в первоисточники или инструкции. Но может ли учитель, который не справляется с самообучением, учить других?

В результате работы в мастерской:

  • произошло осмысление технологии разработки проекта. По меткому замечанию одной из участниц, "перестали шить платье от пуговицы". Намного важнее продумать основополагающий вопрос проекта. “Я поняла, насколько важно правильно поставить основополагающий вопрос и далее на протяжении всей подготовки оглядываться на этот вопрос, проверяя, веду ли я детей к ответу на него” (О. Асафьева);
  • мы приблизились к пониманию сущности формирующего оценивания. "Кажется, сейчас я поняла, что такое формирующее оценивание, как проводить итоговое оценивание, не расстраивая ребенка..." (О. Асафьева).

В 2012/13 уч. г. мы планируем реализовать немало интересных сетевых учебных проектов, которые не только помогут детям глубже усвоить содержание учебных тем, но и позволят их учителям, координаторам команд, в ходе стажировки познакомиться с новейшими технологиями организации проектной деятельности младших школьников.Стажировка как форма образовательной деятельности направлена на формирование и совершенствование профессиональных компетентностей стажеров за счет их участия в практике носителя актуального опыта. Такая форма работы создает условия для создания стажерами собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям конкретного образовательного учреждения. В сообществе “Началка” ежегодно реализуется около десяти сетевых учебных проектов, опирающихся на положения ФГОС и призванных помочь учителям понять и принять новые требования к организации учебной деятельности младших школьников.

Организаторы проектов предлагают руководителям классных команд:

  • площадку для организации сетевого взаимодействия младших школьников;
  • установочный вебинар;
  • полный пакет материалов для реализации проекта;
  • информационную, методическую и техническую поддержку в ходе проекта;
  • пакет инструментов оценивания;
  • своевременную обратную связь.

Целью любого проекта являются образовательные приращения его участников. Видеть динамику этих приращений, научиться ее измерять и анализировать результаты измерения – вот задача, которая стоит перед взрослыми. Вопросам формирующего оценивания, как одним из самых сложных для учителей, начинающих работать в соответствии с ФГОС, мы уделяем особое внимание во всех реализуемых на сайте проектах. В 2011/12 уч. г. на площадке проходил своеобразный тренинг, заключавшийся в апробации координаторами команд методик и инструментов формирующего оценивания, предлагаемых организаторами в проектах.

Это было очень важно для всех участников эксперимента, которые в начале учебного года признавались, что используют инструменты формирующего оценивания “эпизодически или частично”, из-за “нехватки времени”, “личной неорганизованности”, “отсутствия привычки, системы в работе”, а в конце писали буквально следующее:

  • “Много работала над материалами по формирующему оцениванию, но никогда прежде у меня не было связано с этим столько идей, как после работы с вашим "Дневником". Спасибо!” (Урядова Е.В. о проекте “Мужской разговор”, 2012);
  • “Появилось более точное, полное представление о том, что такое проект, как это бывает и должно быть организовано содержательно, как должно выполняться детьми, какое место отводится учителю. Спасибо за возможность знакомиться и учиться работать с различными интернет-программами. Спасибо за то, что вы показываете своим примером, что есть педагоги, которые не формально выполняют свою работу, а делают это профессионально и творчески, несмотря ни на что” (Осина Н.Ю. о проекте “Гений русской науки”, 2011).

Можно утверждать, что сайт Nachalka.com помогает творческим учителям, занимающимся инновационной деятельностью, аккумулировать, осмысливать и транслировать в педагогическое сообщество передовой профессиональный опыт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль