Конспект урока подготовки к сочинению по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели"

9794
Автор: Шелемех Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Боровковская ООШ №53 (Московская область)

Цели урока:

  • обучать сочинению по картине;
  • совершенствовать способность создавать тексты описания и
  • повествования;
  • активизировать словарь учащихся по теме «Весна»;
  • расширение кругозора учащихся;
  • воспитание эстетических чувств, любви к родине.

Тип урока: изучение нового материала.Оборудование:

  • раздаточный материал – репродукция картины «Грачи прилетели» А.К. Саврасова;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • Колонки для воспроизведения mp3 файлов;
  • Диск с мультимедийной презентацией

Организация внимания.

I. Объявление темы и постановка целей.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами будет говорить о самом, пожалуй, трогательном времени года – о весне – о времени пробуждения природы, новых чувств, впечатлений. Творческих людей весна всегда вдохновляла на создание красивых поэтических, музыкальных, хореографических произведений. И каждый видел, чувствовал и изображал это чудесное время года по-своему. А сегодня на уроке мы увидим, воспринял и запечатлел весну талантливый художник.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение о Павле Михайловиче Третьякове. (Слайд галерея)
Объясните лексическое значение слова галерея.
1) длинное крытое помещение, в котором одна из продольных стен заменена колоннами или столбами; длинный балкон.
2) Удлиненный зал со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен.
3) Верхний ярус зрительного зала (галерка).
4) Название многих художественных музеев (Национальная галерея, Картинная галерея). (Слайд П.М. Третьяков)

Третьяков Павел Михайлович, российский купец-предприниматель, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи. Получил хорошее домашнее образование. К концу 1840-х гг. Третьяковы владели пятью лавками в Старых торговых рядах. После смерти он возглавил семейное предприятие, расширил и укрепил его.

Обладая не самым крупным в Москве состоянием, Павел Михайлович пользовался в купеческой среде большим авторитетом и многократно выполнял общественные обязанности, занимал выборные должности. На его попечении лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей.

Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею. Поставленной однажды цели Третьяков остался верен всю жизнь.

В собрание П.М. Третьякова поступали в первую очередь произведения его современников. Его личные художественные вкусы оказали немалое воздействие на русскую художественную школу.

Еще в 1851 Третьяков поселился в Лаврушинском переулке. Через несколько лет по значимости своего собрания галерея встала в один ряд с крупнейшими музеями России того времени, став одной из главных достопримечательностей Москвы. Побывать в ней считали обязательным не только русские люди, но и многие иностранцы, разносивших славу о музее по всей Европе.
В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось около двух тысяч произведений. 15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием "Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых". Передав галерею родному городу, сделав ее достоянием всей России. (Слайд Третьяковская галерея)

Павел Михайлович Третьяков очень любил Родину, родную природу. Русская природа сама по себе неброская, неяркая, не поражает взгляд чем-то неожиданным, необычным: нет в ней ни эффектных горных вершин в снежных шапках, ни экзотических ярких растений, ни бирюзовых водоемов, ни кипящих горных ключей, ни крикливых красок… Все краски и звуки как бы приглушены, но таится в них скрытая могучая сила, которую может почувствовать только чуткое любящее сердце…

И как раз сегодня у нас и пойдет речь о такой природе, запечатленной на полотне большого русского художника.

В одном из залов Третьяковской галереи висит небольшая скромная картина, но возле нее всегда есть люди, притихшие, задумчивые, просветленные…

Написал ее художник Алексей Кондратьевич Саврасов, и называется она "Грачи прилетели". (Слайд репродукции картины "Грачи прилетели")

Эпиграфом к уроку я выбрала слова Н. Рыленкова
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Я хочу, чтобы после нашего урока ясной любовью к природе, к Родине, к своим друзьям, родителям наполнились ваши сердца.

2. Что мы знаем об этом художнике?
Сообщение о А. К. Саврасове. (Слайд - портрет А.К. Саврасова)

А.К. Саврасов родился в Москве, в семье купца. Отец мечтал, что сын продолжит его дело. Но мальчик не оправдал этих надежд, т.к. не интересовался коммерцией, а больше любил часами смотреть на облака в небе, на деревья, наблюдать за искристым течением реки и рисовать. Отец наказывал сына за эти занятия. Но ничего не помогало: талант юного художника, влюбленного в природу, рос и развивался. И вскоре, вопреки всему, Алексей Саврасов стал студентом Училища живописи, ваяния и зодчества. Его душа тосковала по своему, национальному, русскому. И вот однажды, взяв масляные краски, этюдник и отправился в санях на север Костромской губернии.

Извозчик, тощий мужичок, поинтересовался:
-Что, барин, по служебной надобности едешь? Или в гости, проведать кого?
-Я художник, - ответил Алексей Кондратьевич, - еду писать картины…
-А что на них будет, на этих картинах-то?
-Да вот весну хочу показать: как снег тает, как птицы вьют гнезда, как небо становится будто синька…
-А для чего, барин? Это нам и так известно. Привыкли… Ты лучше бы что-нибудь похлеще, позаковыристей нарисовал, чтобы удивление взяло…

Алексей Кондратьевич остановился в большом селе Молвитине, на окраине которого была старинная церковь. Саврасов пришел посмотреть на эту церковь вблизи и остался надолго. То ощущение весны, которым он жил все эти дни, когда ехал в санях по оттаявшей дороге, здесь, у околицы приобрело особую остроту и силу. Он увидел здесь то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть.

3. Работа над описанием картины.
Работая над сочинением по описанию картины, мы должны будем рассказать о художнике, об истории создания картины и описать ее. Какой тип речи мы будем использовать? –повествование и описание.
Посмотрите внимательно на картину.
Как называется этот вид живописи?
Что же такого необыкновенного изобразил художник?
По каким признакам вы определили, что это весна?
Что изображено на заднем плане?
Как вы считаете, почему именно весну изобразил Саврасов?
Какие чувства возникают у людей весной?
Пробуждается природа
Постепенно ото сна.
Наступает утро года
Начинается весна.
В. Лифшиц.
Почему весну называют "утром года"?

4. Работа над планом сочинения.
I. О художнике.

  1. Что вы можете сказать о художнике?
  2. Где находится большинство его картин?
  3. Что изображал на своих картинах А.К. Саврасов? – пейзажи, деревенские проселки.
  4. Как называется его самая знаменитая картина?

II. История создания картины.
III. Описание картины.
Какое время года изображено?
Что изображено? – окраина села, уголок России.
Перечислите, что вы видите на переднем плане? (орфографическая работа над выделенными словами)

Березы

Серые, серо-белые, уродливо искривленные, узловатые, высокие

Грачи

Вестники весны, вьют, строят, суетятся, хлопочут

Снег

Тающий, грязный, рыхлый

Вода

Талая, мутная, темная

Перечислите, что вы видите на заднем плане? (орфографическая работа над выделенными словами)

Церковь

Белокаменная, сельская, старинная

Избы

Убогие, ветхие, почерневшие, со скошенными крышами

Небо

Облачное, бледно-голубое, косые лучи неясного солнца

Что такое палитра? -ПАЛИТРА (от франц. palette — пластинка), четырехугольная или овальная деревянная дощечка, металлическая или фарфоровая пластинка для смешивания красок; также подбор цветов, которыми пользуется художник.
Какие краски преобладают на картине?

III. Настроение картины. – Грусть, сердечность, теплота.

IV. Чем знаменита картина? Эта картина совершила переворот в русской живописи. Саврасов изобразил то, что до него еще никто не изображал. Послушайте, что сказал П.М. Третьяков об этой картине: "Мне не надо ни богатой природы, ни эффектного освещения, никаких чудес – дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия – дело художника. Она во всем может быть".
I
V. Итог урока.
Сегодня на уроке мы учились описывать картину. Значение каких слов вы узнали?

V. Д/З Сочинение.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль