Опыт создания условия для самореализации и самовыражения педагогов

5733
Автор: Куприянец Елена Нектариевна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка, литературы, истории МБОУ г. Астрахани "СОШ № 74"

Концепция модернизации образования определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества – "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием.Актуальность заявленной проблемы очевидна. Система отечественного образования, основные параметры которой определялись в прошлом веке на основе иного социально-экономического и политического уклада, перестала отвечать современным требованиям и реалиям и тем более в опережающем режиме предвосхищать их. На этот факт указывают многочисленные исследования, выполненные как российскими, так и зарубежными учёными. В обобщающем отчёте экспертов Всемирного банка "Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития", составленном в 2003 году по материалам исследований в 27 странах региона Европы и Центральной Азии, указывается, что образовательные системы этих стран во многом по-прежнему ориентированы на запоминание фактической информации и заучивание определённого ряда приёмов; они слабо реагируют на "сигналы" рынка труда; потребители образовательных услуг этих стран не требуют от государства качества образования, которое они оплачивают через налоги; использование имеющихся ресурсов в образовании неэффективно. Любому учителю хочется стать значимой фигурой если не в школе, то, по крайней мере, в классе. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность.(приложение № 3) Для того, чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель (предположительно) готов только теоретически. Очевидно, что при новых целях образования необходимо по-новому относиться к организации методической работы в школе. Обновление образования требует от педагогов уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, рефлексивных и прогностических способностей. Лишь педагоги, достигшие определённого уровня профессионального развития, могут осознанно и активно включаться в поиск или в процесс освоения и введения инноваций в практику. Создание имиджа современного педагога, повышение его педагогической компетентности являются основным направлением методической работы в ОУ. Традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приёмах, технологиях и умений за счёт копирования их в свое деятельности. Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации, самоорганизации. Неизбежность обновления методической работы обусловлена множеством причин:

  1. прежде всего изменилось само общество, обратившее свои надежды на пробуждение личностного самосознания граждан, что обновило и представление о характере методического сопровождения у педагога, ориентированного на создание условий для его свободной самореализации и самосозидания;
  2. стали иными в общественном сознании смыслы образования: оно начало осознаваться не как определенный уровень обученности, функциональной компетентности человека, а как его личностное преобразование. Следовательно, оформилось ожидание новой системы методического обеспечения, поддерживающей личностный рост и самореализацию каждого субъекта;
  3. изменились сами субъекты образования: ребенок, учитель, родители. Ребенок растет в новом мире, и поэтому востребовано новое, личностно-ориентированное образование, обеспечивающее успешное вхождение личности в социум, а это делает необходимым иное, свободосообразное включение воспитанников в педагогический процесс, а значит, и иное методическое сопровождение этого процесса. Учитель в непредсказуемо изменяющемся мире глубже осознает свое социальное предназначение, теснее связывает возможности личностного становления воспитанников с уровнем собственной личностной зрелости, профессиональной компетентности. Как следствие, он активизирует собственное само развитие, которое также требует иного качества и содержания методической работы. Словом, сами субъекты образования испытывают потребность в изменении методической работы;
  4. изменяются и теоретические подходы к сущности деятельности методической работы, которая стремится уйти от технократических оснований и выявить и рассмотреть новые факторы, предпосылки, условия: внутренние и внешние, личностные и социальные – для своего самосовершествования и оказания более эффективной помощи изменившемуся образованию в изменившейся стране.

Происходящая в последнее время переориентация оценки результатов образования с понятий "образованность", "воспитанность", "общая культура" на понятия "компетентность" и "компетенция" звучит призывом к организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода. Именно компетентностный подход как одно из оснований обновления образования призван обеспечить "достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования".

Закономерно, что в условиях динамизма, комплексности, масштабности общества, остро встаёт вопрос об изменении целей и содержания управления образованием. Мы убеждены, что достижение указанной цели возможно путём внедрения компетентностного подхода в управление образовательным учреждением.

Целью современной системы методической работы является: создание условий для реализации личностных функций педагога, для повышения уровня его профессионального саморазвития, готовности к инновациям (к освоению новых программ и технологий).

А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики? Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным? Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Цель работы педагога — стремится к этим показателям.

Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества. Уже одно это требует не эпизодического, а комплексного подхода к многогранной методической работе. В соответствии с этими требованиями можно определить основные подходы к развитию профессионализма педагога.

Первый подход. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи МО, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы, с учётом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога. Это вариант развития профессионализма реализуется через следующие формы работы:

  • повышение профессионального и культурного уровня педагога;
  • стимулирование педагогов в служебной и общественной активности;
  • совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов – новаторов и творческих работ педагогов;
  • приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик.

Практические формы научно-методической работы: конференции, лектории, методические семинары, работа временных творческих групп, дискуссии, организация курсов повышения квалификации, работа МО, Школы молодого педагога, обобщение передового педагогического опыта.

Второй подход. Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации без отрыва от производства с получением документа государственного образца.
Третий подход. Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога. Это вариант реализуется через следующие формы работы:

  • - участие в городских педагогических конференциях с публикацией статьи о работе педагога;
  • - участие в фестивале "Открытый урок", в конкурсе "Учитель года", "Классный классный" и др.

В зависимости от того, какой представляется модель современного учителя, выбирается та или иная модель методической службы. Школьная методическая служба призвана донести до каждого учителя основные направления и принципы модернизации образования, создать условия для непрерывного освоения профессиональных знаний. Мастерство, имидж современного педагога формируется через постоянную, систематическую профессиональную работу на местах. Следовательно, методическая работа – важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы.

На практике эта работа выглядит следующим образом. В МОУ "СОШ № 74" создана концепция методической работы, что позволяет целостно увидеть свой предмет деятельности. Выстроена структура методической работы.

Формы научно-методической работы в школе выделяются следующие:

  • Научные исследования педагогов (участие в конференциях, семинарах, написание авторского пособия, программы, статьи в журнале).
  • Руководство поисковой работой учащихся (научное общество «Поиск», проведение Дня науки).
  • Разработка методической документации.
  • Подготовка учебных аудио – и видеозаписей.
  • Повышение квалификации учителей (круглые столы, авторские семинары, открытые уроки, наставничество, участие в конкурсах).
  • Обобщение и распространение передового педагогического опыта (работа в творческой группе, выступления на педсовете, самопрезентация педагога, мастер-классы, создание информационной базы о передовом педагогическом опыте).

Активизирована деятельность методического совета, куда входят руководители школьных методических объединений (ШМО), психолог, социальный педагог, логопед. Теперь, обсуждение и поиск решения проблем начинается на методическом совете.

Возникла идея создания модели организации деятельности педагогов в рамках проблемно-поисковых групп, где организуется совместная профессиональная деятельность членов педагогического сообщества, удерживаются возможности обнаруживать и нарабатывать личностно-ориентированную педагогическую культуру, обобщить педагогический опыт, выработать и применить новые способы педагогического действия. Благодаря знаниям, приобретённым педагогами на обучающих семинарах, и конструктивному контролю со стороны администрации активно стали работать ШМО. Одним из результатов этой деятельности стали: публикации творческих работ учителей в методических изданиях; участие в научно-практических мероприятиях (конференциях, семинарах), участие в проводимых конкурсах научно-исследовательских работ по проблематике школьного образования.

Педагоги глубже изучили частные методики преподавания предметов, начали организовывать работу с одарёнными детьми и детьми, нуждающимися в педагогической поддержке.
Создана нормативно-правовая база методической службы образовательного учреждения: "Положение о методическом совете школы", "Положение о методических объединениях", "Положение о временной творческой группе", "Положение о Школе молодого учителя", "Положение о методическом дне учителя", "Положение о портфолио учителя" и др.

Осуществлять основные функции методической службы помогает нам технология комплексного исследования деятельности учителя (автор В.М.Лизинский), а также:

  • методическая картотека на каждого учителя;
  • портфолио педагога, разработанное согласно Положению;
  • оценочный лист педагога.

Оценивается роль каждого члена педагогического коллектива в оптимизации образовательного процесса, в работе своего ШМО, эффективность системы повышения квалификации, удовлетворённость преподавателей собственной работой, степень привлечения общественности к деятельности школы.

Наиболее эффективными управленческими технологиями являются:

  • Педагогические советы;
  • Теретические семинары (теоретическое обучение);
  • Мастер-классы;
  • Обсуждение современных образовательных технологий, достижений психолого-педагогической науки;
  • Обобщение передового педагогического опыта (выпуск методического альманаха "Поиск продолжается…") (приложение № 9);
  • Исследовательская и проектная деятельность учащихся в научном обществе "Поиск".

Таким образом, применяя новые формы работы, мы создаём условия для самореализации и самовыражения педагогов, для роста их профессионального мастерства. Большинство из них сегодня уже умеют взять ответственность на себя, проявить инициативу, выйти с предложениями на педсовет по оптимизации образовательного процесса в школе. Из многообразия форм и видов деятельности педагог выбирает те, которые значимы лично для него. Задача управленцев – создать условия для осознанного выбора.
В связи с этим изменились формы организации обучения: осуществлен переход от коллективных форм к индивидуальным и групповым. Педагоги включились в деятельность временных творческих групп, индивидуально разрабатывают и реализуют программы саморазвития, опытно-экспериментальной работы.
Проектные семинары, тренинги, методы интерактивного обучения позволяют включить педагога в процесс самосовершенствования, развивают его коммуникативные умения.
В результате информационного поиска, собственного опыта педагогической деятельности, анализа социального заказа, мы убедились в том, что чтобы выжить, школа должна измениться. Для этого необходимо вскрыть свои внутренние ресурсы и активно привлечь внешние ресурсы.

В нашей школе мы обнаружили следующие внутренние ресурсы:
Сохранив предметные методические объединения, мы вышли на интегрированные службы в составе инициативных и творческих педагогов разных предметов, объединенных одной идеей:
Мотивируя творчество и инициативу педагогов, нами разработано положение “О стимулирующих выплатах” с целью поэтапного введения новой системы оплаты труда.
Рассматривая стандартизацию образования как эффективное организационно-педагогическое условие управления образовательным учреждением, мы унифицировали образовательный процесс, типовые инструкции, систему классификаторов педагогической информации, что позволяет поддерживать в актуальном состоянии единый технический язык, что эффективно сказывается на оптимизации управления:

  • создает базу для обеспечения безопасности образовательного процесса;
  • обеспечивает сокращение времени на выполнение работы, способствует ее рационализации;
  • способствует повышению качества педагогического труда;
  • регламентирует выполнение функций управления по содержанию и времени;
  • обеспечивает внедрение эффективных управленческих технологий;
  • согласовывает цели, средства и методы их достижения;
  • формирует единые критерии для оценки деятельности аппарата управления;
  • помогает объективно оценить собственные взгляды на эффективность управленческой деятельности;
  • способствует объективной оценке деятельности своих подчиненных;
  • упрощает систему инспекционного контроля;
  • позволяет своевременно получить оперативную информацию;
  • создает предпосылки для повышения культуры труда;
  • совершенствует систему управления учреждением в целом.

Участвуем в конкурсах разного уровня: муниципального, областного, российского, международного в целях развития потребности каждого участника образовательного процесса в личностном росте, в испытании ситуации успеха.

Реализуя задачу повышения качества образования, мы осознаем, что сегодня невозможно обойтись только внутренними ресурсами собственным потенциалом, необходим выход школы за пределы собственного образовательного пространства.

Поэтому мы активно привлекаем и используем внешние ресурсы:

  1. Представляем публичные отчеты школы, отдельных педагогов в целях открытости и доступности образовательных услуг, оказываемых школой.
  2. Рассказываем об интересных и значимых делах школы в СМИ.
  3. Решая проблему социального партнерства, мы разработали и реализуем программу совместно с АГУ "Психологические условия развития толерантности на школьном этапе онтогенеза".

Реализуя задачу повышения качества образования, мы осознаём, что сегодня невозможно обойтись только внутренними ресурсами , собственным потенциалом, необходим выход школы за пределы собственного образовательного пространства. Поэтому мы начинаем привлекать внешние ресурсы:

  • представляем публичные отчёты школы, отдельных педагогов в целях открытости и доступности образовательных услуг;
  • проводим Дни открытых дверей, массовые спортивные мероприятия с участием родительской общественности, мастер-классы, презентации достижений школы, отчётные концерты;
  • рассказываем об интересных и значимых делах школы в СМИ;
  • реализуем программу социального партнёрства с АГУ по проблеме: "Психологические условия развития толерантности на школьном этапе онтогенеза" до февраля 2009года;
  • создали Управляющий совет – как орган общественно-государственного управления школой.

Для обеспечения качественного образования и преодоления разрыва между уровнем кадрового потенциала страны и потребностями общества необходимо создавать или совершенствовать механизмы управления, ориентированные на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке. Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей. Анализ уровня компетенций учителя проводился тремя способами:

  • способом самооценки;
  • способом экспертной оценки путем прямого наблюдения за работой учителей на уроках и целевого анализа этих уроков;
  • тестированием уровня знаний и умений по некоторым компетенциям.

Тем не менее, для определения направления работы с педагогами в школе или конкретным учителем результаты анализа таких анкет дают достаточно информации. Как видно из диаграммы, наиболее "западающими" компетенциями являлись для этого коллектива три позиции: Только две позиции попадали на "достаточный" уровень: это "знания в области преподаваемого предмета" и... "умение писать отчеты". Однако, если учитель не владел основой для проектирования или выбора заданий для детей с разным индивидуальным стилем деятельности, то ответы его на остальные вопросы уже имели некий "коэффициент", завышающий самооценку.

  • знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов;
  • знания валеологических требований к уроку и умения использовать их при проектировании учебного процесса;
  • владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация).

Для меня как разработчика и руководителя описанного выше педагогического эксперимента в настоящее время выявлены такие приоритетные цели:

  • дополнить открытую модель управленческих компетенций учителя специальными диагностическими материалами, которые позволят учителю осуществлять целенаправленный профессиональный самоанализ своих успехов и неудач, а администрации школы использовать адекватную систему оценки качества работы учителя;
  • обобщить для трансляции в разные ГОУ опыт создания и реализации системы формирования управленческих и методологических функций учителя в межкурсовой период;
  • разработать представленную технологию в электронном варианте

Кроме того, особенности современной образовательной ситуации, социокультурные изменения обострили противоречия методической работы и выявили ряд проблем, которые актуальны для многих школ, в том числе и для нашей школы:

  • между осознанием большинством педагогов необходимости активизации творческих сил личности и отсутствием надлежащих социально-педагогических условий для их формирования и развития;
  • между массовым характером подготовки учителей и индивидуально-творческим типом их профессиональной деятельности;
  • между требованием активной творческой позиции учителя и преимущественно репродуктивными формами его обучения;
  • между постоянно возрастающей по объему и усложняющейся по содержанию научно-практической информации в педагогической сфере и недостаточной мобильностью учебных планов, пособий, методик, форм подготовки учителя;
  • между необходимостью использовать широкий спектр методов, форм и средств в построении педагогического процесса для комплексного решения задач подрастающего поколения имеющимися личностно-профессиональными возможностями учителей и их способностью это делать.

Следует заметить, что в период глобальной реформации современного российского общества, можно с уверенностью сказать, что в образовательных учреждениях планомерно создаются условия для введения продуктивных технологий, позволяющих реализовать идеи комптентностного подхода.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль