Имидж школы: механизмы формирования и способы построения.

6507
Автор: Куприянец Елена Нектариевна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка, литературы и истории МБОУ г.Астрахани "СОШ № 74"

Как показывает мой собственный управленческий и преподавательский опыт, наличие высококвалифицированных, преданных делу учителей и современных средств обучения не гарантирует школе желаемого уровня успешности – доходности и рейтинга. Почему?

Не секрет, что родители, выбирающие школу для ребёнка, сначала ориентируются на слухи. Слух порождается мнениями и оценками других людей. Причём всегда субъективными. Следовательно, от того, какое мнение сложится у нескольких людей (а бывает и одного, но авторитетного человека), столкнувшихся со школой, зависит её репутация на многие годы. Формирование имиджа является первым шагом для построения хорошего учебного заведения. И инициатива здесь должна исходить исключительно от самого образовательного учреждения. Но как понять, какой именно образ наиболее предпочтителен для "нужной" целевой аудитории? Очень часто бывает, что руководитель образовательного учреждения и не подозревает, как много возможностей имеется в учебном заведении для создания её позитивного имиджа. Причём именно решение этой задачи может существенно обогатить и сам педагогический процесс, дело лишь в правильном распределении общих (это важно!) усилий.

Необходимость формирования имиджа школы определяется следующими причинами:

  • демографическая ситуация усиливает конкуренцию среди образовательных учреждений одной территории;
  • позитивный имидж облегчит доступ образовательного учреждения к новым ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим, позволит повысить эффективность закупок в школе;
  • имея сформированный позитивный имидж, образовательное учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для кадров.

Целью формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.

Механизм достижения цели выглядит так: имидж влияет на развитие социальных связей, которые становятся ресурсом для получения инвестиций.[1: 24 ] Школа, обладающая большим количеством ресурсов, становится более конкурентоспособной и повышает свою привлекательность для новых партнёров. Ее образ становится всё более позитивным и привлекает всё больше партнёров. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовать.

Выделяются несколько этапов формирования имиджа. Первый – определение миссии. На данном этапе необходимо определиться с идеей образовательного учреждения. Её можно назвать "изюминкой", "концепцией". То есть, прежде чем определяться с целевой аудиторией, нужно понять: кто мы? В чём наша особенность? Это самый главный вопрос, вокруг которого и пойдёт вся дальнейшая работа. .[3: 124 ] На первом этапе создания престижа важно строго следить за соблюдением соответствия обещаний и их реализации. Особое внимание необходимо уделить «мелочам» (школьные символы, вид досок объявлений, стенды с фотографиями лучших учеников, педагогов, школьные праздничные газеты….). К этому процессу можно привлечь и заинтересованных родителей, и самих школьников. Итогом этого этапа должно быть чёткое понимание того, каковы ваши сильные и слабые стороны. Дальнейшая стратегия следующая: сильные стороны актуализируем, с проблемами – работаем.

Второй этап – определение целевой аудитории. После того как специфика школы определена, необходимо понять, какую целевую аудиторию вам хотелось бы привлечь в союзники (ученики, родители, СМИ ). Ученики, ещё учась в школе, служат её своеобразной "визитной карточкой": то, что они рассказывают о своих школьных буднях, или то, как они себя ведут в общественных местах, напрямую демонстрирует определённые стандарты, принятые в образовательном учреждении. Реальную оценку работы учреждения дают родители, которые являются главной целевой аудиторией, на которую необходимо ориентироваться в имиджевой работе. С этой целью проводятся каждую четверть родительские лектории, также родительская общественность привлекается к управлению учреждением (Управлющий совет). Создание собственного сайта в Интернете, активная социальная реклама, демонстрирующая работу школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся через связи школы с социальными институтами, позволяет расширить круг своих партнёров. Необходимо отметить, что характер информации для разных целевых групп должен быть разным. Если вы хотите привлечь состоятельных родителей, больше рекламируйте дополнительные платные услуги. Родителей, имеющих средний или низкий доход, может отпугнуть перспектива "не вписаться" в дорогие мероприятия .[1: 89-91 ]

Третий этап – планирование. На этом этапе происходит разработка конкретных мероприятий, связанных с формированием престижа: создание школьной символики, стандартов одежды. Это создание и регулярное пополнение сайта образовательного учреждения, акции, письменные и устные контакты, участие в крупномасштабных проектах, исследованиях. Самое главное здесь, чтобы деятельность по формированию имиджа затрагивала интересы и усилия всех членов школьного сообщества. Последний, четвёртый этап – проверка эффективности работы, мониторинг. На этом этапе через ежегодные социологические опросы проводится анализ соответствия полученного образа с желаемым результатом. Обязательное условие на данном этапе – доведение итогов мониторинга до всех участников образовательного процесса.

Сформированный позитивный имидж школы позволит решить ряд задач:

  1. Повысить привлекательность школы для родителей, учащихся.
  2. Повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг.
  3. Повысить уровень организационной культуры.
  4. Способствовать улучшению социально-психологического микроклимата в школьном коллективе.

Итогом работы нашей школы по формированию привлекательного образа будет завершение строительства двухэтажного пристроя к школе как Центра досуга для жителей микрорайона.
Но при всех положительных результатах работы образовательного учреждения выявлены проблемы, которые требуют решения: расширить систему дополнительного образования и ввести платные дополнительные образовательные услуги; систематизировать научно-исследовательскую работу со старшеклассниками; наладить систему ежегодного мониторинга по отслеживанию эффективности работы учреждения.

Имидж нельзя купить, его можно только создать, а потом престиж будет работать на учебное заведение.

Литература:

  1. Даниленко Л.В. Имидж учебного заведения // Справочник руководителя образовательного учреждения, №1, 2003.
  2. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании, №5, 1999.
  3. Почепцов Г.Г. Имиджеология. М.: Рефл-бук, 2002.
  4. Томилова М.В. Модель имиджа организации//журнал "Маркетинг в России и за рубежом", №1,1998.
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль