Опыт психологического сопровождения детей-инвалидов при дистанционном обучении

3710
Автор:  Иванова Елена Николаевна,  педагог-психолог ЦДО ОАУ С(К)О школы-интерната III-IV вида, г. Липецк

Всегда, когда бы и на каком бы уровне речь ни заходила об инвалидах, и не важно, к какой возрастной категории они имеют отношение, говорится о необходимости максимальной и всесторонней интеграции или реинтеграции таких людей в жизнь общества во всех ее проявлениях.  Это касается в том числе и детей-инвалидов. Поэтому одной из первоочередных задач, стоящих перед педагогическим коллективом Центра дистанционного образования детей-инвалидов Липецкой области как подразделения ОАУ С(К)О школы-интената III-IV вида, является максимально эффективная и при этом плавная и минимально травматичная в эмоциональном аспекте, бесстрессовая адаптация учащихся, ранее находившихся на надомном обучении детей, к образовательной среде Центра, интеграция их в тот коллектив учащихся, который ко времени их перехода в ЦДО уже сложился там.

Решение этой непростой, но наиважнейшей задачи возлагается на все службы ЦДО в равной мере. Потому что и обучающее, и психолого-педагогическое, и воспитательное воздействие приложены к одному объекту – ребенку, учащемуся, и имеют взаимосвязанные цели совершенствования и оптимизации процессов адаптации детей к особым условиям образовательной среды, накладываемой спецификой индивидуальной надомной и дистанционной формами обучения.

Эта специфика обусловливается особенностями жизнедеятельности контингента наших учащихся, который образован детьми-инвалидами, большинство из которых вследствие ограниченной возможности передвижения имеют крайне малую мобильность. И обучающиеся, имея разную степень выраженности своего недуга, а как следствие и учебной подготовленности, и физической и умственной работоспособности, нуждаются именно в индивидуальной форме обучения.

Речь идет о том, что существовавший до начала обучения в ЦДО, когда учащиеся находились большую часть своей жизни только в кругу своей семьи, дефицит коммуникаций и общения, в том числе межличностного, в указанных формах обучения не может быть нивелирован в достаточной степени.. А ведь потребность в интенсивном социальном взаимодействии является у человека одной из базовых и появляется, проявляется и требует регулярного, систематического и постоянного удовлетворения с самого рождения, когда ребенок своим первым криком заявляет об этом миру, в который он пришел, и людям, которые его окружают.

Отмечая, что все проводимые для детей уроки, занятия и мероприятия оказывают существенное влияние на их умственное развитие, скажем, что для оказания помощи в удовлетворении естественной потребности в общении, которая, в зависимости от возраста ребенка, в котором он перешел учиться в ЦДО, более или менее продолжительное время была в состоянии фрустрации, т.е. не удовлетворена, организовываются групповые коррекционные и развивающие занятия, активизирующие психические познавательные функции и формирующие различные стороны личности. А для тех детей, которые живут в области, учатся в ЦДО по дистанционной форме, предоставляется возможность принимать участие в таких занятиях по Skype. При этом они могут не только просто видеть процесс работы психолога с детьми, но и принимать участие в занятии, не только выполняя предлагаемые задания, но и активно взаимодействовать с учащимися, находящимися на занятиях в Центре, активно участвовать в происходящих обсуждениях, выражать и отстаивать свое мнение, демонстрировать свои достижения по выполнению предлагаемых заданий и упражнений, изготовлению поделок, получать отзывы, положительные оценки и похвалу присутствующих очно на занятиях детей, их родителей, педагогов и психолога, принимающих участие в этих занятиях. Что дает этим детям возможность чувствовать себя и наличествующие у них знания, умения, навыки, способности, успехи и достижения востребованными. И удовлетворять свои потребности в принятии учебным коллективом и признании.

Иную, но не меньшую, возможность удовлетворения потребности в коммуникации и взаимодействии предоставляют учащимся проводимые праздничные мероприятия и так называемые PARTY-LESSON, уроки-праздники, доминантными целями которых являются формирование и развитие навыков общения и самопрезентации, повышение самопринятия и объективизацию самооценки, развитие толерантности и эмпатийности, творческого воображения и самовыражения. Для учащихся, живущих в отдаленных районах, организуются трансляции проводимых мероприятий, которые позволяют им быть в курсе происходящих в ЦДО событий. При этом трансляции служат замечательными мотиваторами заочного и дистанционного участия детей в общественной жизни ЦДО. И еще. Подключение живущих отдаленно детей к групповым занятиям по Skype, просмотр трансляций различных мероприятий психолого-педагогической и воспитательной направленности позволяют учащимся испытывать чувства и формируют у них соответствующие качества, которые необходимы для развития полноценной гармоничной личности, но которые не могли быть актуализированы до поступления в ЦДО. Это чувства коллективизма и сопричастности общему делу.

И здесь важно подчеркнуть именно этот аспект. Ребенок испытывает нужду не только в том, чтобы заботились о нем, проявляли внимание, оказывали покровительство, давали защиту ему, но и в том, чтобы в его жизни была возможность не только демонстрировать свои успехи и достижения, но и оказывать самому помощь и поддержку кому-то другому, нуждающемуся в ней. Чтобы в его окружении были люди, для которых он мог бы выступать в роли социально значимого, референтного объекта, с которого следует брать пример, на которого можно и нужно равняться, до уровня которого необходимо развиваться и подтягиваться.

Это формирует адекватное, объективированное самовосприятие, гармонизирует самооценку, повышает социальную и межличностную значимость, а, следовательно, развивает личность ребенка в перспективном направлении и всесторонне обогащает и гармонизирует ее. Что, в конечном итоге, формирует именно те личностные качества и социальные компетенции, которые способствуют адаптации учащихся Центра дистанционного образования детей-инвалидов Липецкой области к новым социальным условиям и активной интеграции в общество.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль