Тренинг для преподавателей "Гимнастика чувств"

2826
Автор: Русакова Татьяна Владимировна, учитель высшей категории МАОУ "СОШ № 16" ( г. Пермь)

Тренинг "Гимнастика чувств" рассчитан на сотрудников одного образовательного учреждения. Группа из 12 человек. Тренинг рассчитан на 3 часа 20 минут с перерывом на чай.

Цель тренинга: Развить психофизические природные задатки человека.

Задачи:

  • Настроить отдельные психофизические проявления (зрительного, слухового, осязательного восприятия).
  • Научить сознательно и умело пользоваться этими проявлениями.

Материалы: Отрывки текстов на листах бумаги для упражнения № 6 «Интонация», музыка.

Ход тренинга

Приветствие ведущего и представление темы.Упражнение "Знакомство": разбиться на пары: если бы ты был деревом, то каким? Если бы ты был птицей, то какой? Если бы ты был животным, то каким? Если бы ты мог поменять имя, то на какое? Почему? После упражнения, каждый вслух представляет своего партнера всем присутствующим и рассказывает, почему его партнер выбрал для себя такое дерево, птицу, животное и имя. (Упражнение длится 20 минут)

Упражнение на доверие: разбиться на пары: Одному завязывают глаза и водят его по придуманному миру, заставляя касаться любого предмета и обозначая его. Например: представь, что ты в подводном мире и то, к чему ты прикасаешься – коралл, подводная лодка или рыба. (упражнение 15 минут)

Упражнение "Десять масок"
Цель: показать важность мимики при выражении чувств. Вот те маски (выражения лица), которые наверняка пригодятся вам при выражении чувств. Каждую маску обсудите с группой. Обсудите подробно, как человек должен смотреть при выражении конкретного чувства, должен ли он моргать? Должен ли он при этом опускать глаза? Открывать ли рот? Поднимать ли брови? И т.д.
Маски: Страх, радость, любовь, злость, смирение, плач, смущение, раздумье, презрение, боль, равнодушие. (упражнение длится 20 мин).

Упражнение "Невербальные символы".
Цель: показать важность языка жестов при выражении чувств

Что такое невербальные символы? Это произвольные и непроизвольные движения тела (в том числе и рук), при помощи которых человек выражает свои слова, мысли и эмоции. Например, взмах рукой означает приветствие, если ребенок топает ногами, значит, он чем-то недоволен, что-то ему не нравится и т.д.
Попробуйте всей группой вспомнить наибольшее количество известных вам невербальных символов. Все по очереди показывают какой-то жест, говорят, что он означает. Итак, пока не вспомнят все, что можно. (Упражнение длится 15 мин).

Упражнение "Интонация"
Цель: показать важность использования интонации при выражении чувств
Читаем любой отрывок голосом, манерой и дикцией пожилого человека и ребенка, который не то, что только учится читать, а который пока плохо читает, но уже умеет. Покажите мне разницу между чтением пожилого человека и ребенка. Конечно же, разница в голосе. Но не только в нем. Ведь помимо простого чтения, я прошу вас передавать их манеры поведения сообразно задаваемому характеру. Т.е. вы уже садитесь, как положено старцу или ребенку. И вот тут то уже видны огромные разницы. И в манере чтения, и чтения по слогам, какой-то бубнеж себе под нос, но чтоб все было четко слышно!

"Суетливое чтение". Это когда человек, читая книгу, показывает, что он уже эти строки читал. Т.е. проще говоря, чтение на большой, огромной скорости. От него не требуется четкого произношения слов. Нет. Это как пробежка по тексту, но желательно чтобы хоть иногда произносились явные, четкие слова. А потом можно опять устремляться в поиски потерянного места. Разрешается импровизировать в этом виде чтения, вставляя свои слова типа: "Так, ну это я уже читал!" или " Так, это уже было!" или "Угу!". Можно во все время чтения водить пальцем по книге.

"Голос сострадания, скорби, печали". Очень сложное задание, может быть и самое сложное. Требуется вложить в свой голос печаль, скорбь. Т.е. необходимо требовать от своих людей в это время пытаться пережить, донести до каждого слушающего то, о чем читаем! Чтоб всех слушающих пробивали мурашки по спине. Это верный признак, что у человека получилось.

"Лукавый голос", "злой", "громкий"... В общем, и так далее в таком стиле: голос Уныния, Разочарования, Страха. (упражнение длится 30 мин)

Подведение итогов:

Что вы чувствовали, выполняя те или иные упражнения?
Было ли легко выражать эмоции страха, радости, равнодушия в мимике или жестах? Почему?
Помогли ли вам мимика и жесты при выражении тех или иных изображаемых вами чувств?
Сможете ли вы угадать по лицу или позе человека, что он в данный момент чувствует?

Перерыв

1. Разминка. Встаньте прямо, поднимите руки вверх, поднимите голову, посмотрите на свои руки. Теперь поднимитесь на носочки. Сильно потянитесь, как будто вы должны забросить тяжелую сумку на верхнюю полку. Напрягите все тело. Сильно-сильно! Продержитесь в таком положении секунд 7-10, а затем расслабьтесь. Все "расслабленные" садятся на стулья, а лидер должен проверить, насколько хорошо получилось. Он подходит к каждому человеку и поднимает у наго руку (за пальцы), двигает ей в разные стороны (она должна быть очень послушной, если хоть немного напряжена и сопротивляется, то результат не достигнут), потом бросает ее. Лидер проверяет и ноги. Ногу нужно брать под коленкой. Если поднимать в этом суставе, то нога должна послушно сгибаться, ступня волочится по полу. Повторите это упражнение 3-5 раз. Оно очень хорошо снимает скованность.
(5 мин)

2. Упражнение "Тень" .
Цель: помочь настроиться на волну чувств партнера. Исходная позиция и действия. Один партнер стоит за спиной другого на расстоянии 2-3-х шагов. Ведущий партнер свободно перемещается в пространстве, а ведомый в точности, как тень, повторяет его движения. Выполняя поворот на 180°, ведущий отдает лидерство "тени", и партнеры меняются ролями.
Задачи. Движения, которые предлагает ведущий, должны быть понятны его партнеру. Не следует делать много мелких движений, а движения в быстром темпе необходимо повторить несколько раз, чтобы партнер смог понять рисунок и выполнить его. В дальнейшем это упражнение можно выполнять с музыкой, конструируя движение по принципу построения фразы. (10 минут)

3. Упражнение:
Цель: Научиться действовать в единстве, понимая друг друга без слов. Все члены группы молча берут в руки стулья на которых сидели. По команде лидера: круг. Все выстраиваются в круг, ставят стулья и садятся на них. (должен получиться круг из сидящих). Делается упражнение бесшумно и молча. Стульями не греметь и, ни кого не толкая, надо сделать круг. Далее дается другая команда: Треугольник, квадрат, ромб и другие геометрические фигуры, в которые должны выстроятся участники. (10 мин)

4.Упражнение:
Цель: Научиться действовать в единстве, понимая друг друга без слов. Распределиться равномерно по всей площадке, заняв любую удобную позицию. Закрыть глаза. Попытаться понять, кто из партнеров находится рядом. Задача- всем объединиться. А это значит, нужно найти контакт с партнером, через него с другим партнером и т. д. Вы должны четко понимать, вместе ли вы, объединились ли вы в одно целое, или кто-то остался в одиночестве, а может быть, образовались группы и т. д. (10 мин)

5. Упражнение: Распределитесь по парам. Один из вас выбирает для себя какое-то понятие и пробует выразить его через движение; другой пытается отгадать, что бы это могло быть. Отгадывая, можно пользоваться игрой "холодно горячо". Задача- стать понятным хотя бы до степени "тепло". Если у партнера, который наблюдает, не возникло никаких ассоциаций после первого показа, можно повторить упражнение еще раз. Не нужно никакой пантомимы, никаких длинных действ, никаких иллюстративных жестов. Данное упражнение- первый шаг к осмыслению того, как найти форму выражения своего замысла. Фантазия должна быть конкретно реализована, при этом необходимо исключить моменты обозначения: например, если человек замахнулся, значит, он угрожает; указал на дверь - выгоняет; раскрыл руки в стороны - встречает и т. д. Необходимо отказываться от первых, примитивных способов выражения, иллюстрирующих ваш замысел. (10 мин)

6. Упражнение: Держим палочку ладонями: один конец палочки упирается в открытую ладонь первого партнера, другой - в открытую ладонь второго. Таким способом мы удерживаем палочку. Меняем темп и ритм. Задачи партнеров - подхватывать движения друг друга, активно работать всем телом, фиксировать позиции. Необходим контраст движения, четкие паузы, динамичная работа ног, чуткое внимание к партнеру. (7 мин)

7. Упражнение: Равномерно распределяемся по комнате, встаем друг от друга так, чтобы никому не мешать. Под музыку двигаемся, представляя себя цветком на ветру. Почувствуйте себя цветком на ветру. (10 мин)

Заключение:
Рассказываем по кругу: Что я сегодня уношу с собой? 15 мин
Прощание: Скажи "До свидания" без слов, используя мимику или жесты.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль