Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Программа элективного курса "Психология общения"

  • 27 июля 2012
  • 7864

Единственная настоящая роскошь, известная мне -
это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент Экзюпери.

Автор: Екатерина Авдеева,  педагог-психолог СОШ №10 г. Чебоксары

В подростковом возрасте общение со сверстниками – ведущий тип деятельности. В общении осваиваются нормы морали, социального поведения, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Сфера общения в отрочестве выходит за пределы семьи и школы. У подростка появляется необходимость дифференцированного отношения к собеседникам. Однако в отрочестве можно наблюдать некоторую разорванность, прерывистость звучания устной речи, которая возникает из-за недостаточного развития у подростка способности прогнозирования: часто последующая мысль теряется или он затрудняется ее выразить. Предложения в устной речи нередко наплывают друг на друга, образуя не расчлененное целое, в речи присутствует масса обрывков не сформулированных предложений. Как правило, подростки мыслят лучше, чем оформляют свою мысль в предложение. Все большее значение для подростка приобретают теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в изучаемом материале. Если в детстве особая школа социальных отношений игра, то в отрочестве этой школой становится общение. Результаты анкетирования учащихся 9-х классов также говорят о высокой потребности в курсе по психологии общения.

Необходимо также заметить, что в последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе которых на первое место выдвигаются такие качества, как:

  • коммуникабельность;
  • способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • обладать словарным запасом и умело им пользоваться;
  • умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. адекватно использовать полученные знания.

Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно школьной системе. Процесс обучения должен быть способным обеспечить осознанный выбор будущего направления своей профессиональной деятельности.Элективный курс "Психология общения" направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.Цель курса: показать сложность и многоплановость общения в человеческой деятельности, повысить уровень психологической компетентности старшеклассников в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития.Задачи курса:

  1. Обеспечение учащихся психологическими знаниями в области общения.
  2. Формирование у учащихся практических навыков общения, самопознания, саморазвития.
  3. Повышение самооценки и уверенности в себе.

Продолжительность курса: 34 часа (1 час в неделю).

Возрастная группа: учащиеся 10-х классов (профильные классы)

Наполняемость группы: 20-25 человек.

Методы:

  • информирование
  • диагностика
  • ролевое проигрывание
  • беседа
  • психотехнические приемы
  • дискуссии
  • анализ ситуаций.

Методы ведения занятий выбирались исходя из их выраженной практической направленности. На протяжении занятий психолог занимает позицию активного участника. В зависимости от вида задания он выступает то, как информатор, то, как эксперт, то, как равноправный участник или наблюдатель.

Ожидаемые результаты.
По окончании курса учащиеся должны:
знать:

  • правила эффективного общения;
  • проблемы межличностного взаимодействия;
  • коммуникативные барьеры.

уметь:

  • рефлексировать свое поведение;
  • самовыражаться;
  • анализировать ситуации общения.


Тематический план элективного курса.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Дата  

1.

Введение. Общее представление о психологии. Понятие общения в психологии.

1

Изучение нового материала

Психология и психическая жизнь человека. Общение как деятельность человека.

Раздел 1. Общение как коммуникация (9 часов).
 

1.

Средства коммуникации: вербальные и невербальные средства в общении.

1

Изучение нового материала

Вербальная и невербальная коммуникация. Язык тела.

2.

Понятие "метаязык" или язык разговора.

2

Изучение нового материала

Понятие "метаязык", примеры его применения в жизни, его основные задачи. Популярный, деловой и политический метаязык.

3.

Язык телодвижений.

2

Изучение нового материала

Язык телодвижений. Восприимчивость, интуиция, предчувствие. Основные коммуникационные жесты. Как научиться говорить на языке жестов.

4.

Практикум. Умение распознать язык разговора и язык телодвижений.

1

Закрепление знаний

Хорошо знакомые учащимся игры "Мафия" и "Крокодил", новый взгляд на них.

5.

Коммуникативные барьеры.

1

Изучение нового материала

Понятие коммуникативных барьеров, их классификация.

6.

Практикум. Тренинг с включением упражнений группы "Психогимнастика".

1

Закрепление знаний

Тренировка приёмов и способов общения, элементов поведения.

7.

Практикум. Выступление со стихотворением (прозой).

1

Оценка знаний

Передача всех эмоций стихотворения при помощи языка тела и языка разговора.

Раздел 2. Общение в контексте взаимодействия людей (10 часов).
 

1.

Виды взаимодействия людей.

1

Изучение нового материала

Виды взаимодействия: совместная деятельность, конкуренция, конфликт.

2.

Трансактный анализ Э. Бёрна.

1

Изучение нового материала

Общение как воздействие на партнёра. Состояние Я и трансакции.

3.

Практикум. Тест "Трансактный анализ общения"

1

Закрепление знаний

Исследование соотношения состояний "Родитель", "Взрослый" и "Ребёнок" в поведении учащихся.

4.

Синтоническая модель общения и НЛП.

1

Изучение нового материала

Нейролингвистическое программирование. Синтоническая модель общения. Репрезентативная система.

5.

Практикум. Тест "Ведущая репрезентативная система"

1

Закрепление знаний

Определение ведущей репрезентативной системы, с помощью которой учащиеся получают наибольшее количество информации.

6.

Конфликт и способы его разрешения.

2

Изучение нового материала

Конфликт и его этапы. Стратегии поведения в конфликте. Урегулирование конфликтов в школе.

7.

11 табу в конфликтной ситуации.

1

Изучение нового материала

Табу в ситуациях конфликта. Ошибки конфликтующего. Кодекс поведения в конфликте.

8.

Практикум. Тест "Стратегии поведения в конфликте" (К. Томас).

1

Закрепление знаний

Диагностика предрасположенности учащихся к тем или иным формам социального поведения в условиях конфликта.

9.

Практикум. Тренинг умений.

1

Закрепление знаний

Обучение адаптивным способам поведения, отработка навыков уверенного поведения и коммуникативных навыков.

Раздел 3. Межличностное познание в общении (8 часов).
 

1.

Общение как восприятие людьми друг друга.

1

Изучение нового материала

Процесс восприятия людьми друг друга. Эффекты межличностного восприятия.

2.
 

Механизмы взаимопонимания в общении: эмпатия, рефлексия, идентификация.

1

Изучение нового материала

Раскрытие понятий эмпатия, рефлексия, идентификация, атрибуция.

3.

Умение слушать – путь к популярности и успеху.

1

Изучение нового материала

Умение слушать активно. Основные ошибки активного слушания.

4.

Практикум. Тест «Умеете ли вы слушать?»

1

Закрепление знаний

Оценка умения слушать собеседника у учащихся. Анализ.

5.

Умение поддержать разговор.

1

Изучение нового материала

Техники поддержания разговора: микротехника, "мостики", техника кивка.

6.

Самораскрытие. Особенности и ошибки.

1

Изучение нового материала

Процесс самораскрытия. Основные проблемы самораскрытия: формирование искажённого образа, недоверие, отстранённость.

7.

Зависимость стиля общения человека от его характера и типа темперамента.

1

Изучение нового материала

Типы темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Характер и его акцентуации.

8.

Практикум. Опросник Айзенка по определению темперамента.

1

Закрепление знаний

Определение типа темперамента учащихся.

Раздел 4. Основы делового общения (6 часов).
 

1.

Деловая беседа.

1

Изучение нового материала

Понятие и структура деловой беседы. Рекомендации по ведению беседы. Деловой метаязык.

2.

Правила убеждения собеседника.

1

Изучение нового материала

Раскрытие основных правил убеждения собеседника.

3.

Практикум. Выступление с убедительной речью.

1

Оценка знаний

Составление учащимися убедительной речи по интересующей их теме. Выступление с подготовленной речью.

4.

Этика делового общения.

1

Изучение нового материала

Раскрытие понятий "этика", "этика делового общения". Общение между коллегами.

5.

Практикум. Тест "Ваш стиль делового общения"

1

Закрепление знаний

Оценка стиля делового общения учащихся. Анализ.

6.

Заключительное, обобщающее занятие. Рефлексия.

1

Обобщение и систематизация знаний

Рефлексия учащихся, их ощущения и переживания по ходу прохождения курса.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.