Развитие потенциальных возможностей младших школьников

4183

Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить стремление учиться, развить потребность самостоятельно овладевать знаниями и творчески подходить к различным познавательным задачам, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе? На решение этих вопросов направлена программа развития потенциальных возможностей младших школьников "Радость познания".Психолого-педагогические исследования в начальных классах показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности, испытывает трудности при обучении в среднем звене.Программа "Радость познания" направлена на повышение познавательной и творческо-поисковой активности младших школьников.
Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальной школе условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

Целесообразность проведения с младшими школьниками занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сферы ребенка, внимания, памяти, пространственного воображения и ряда других функций, обусловлена уникальностью данного возрастного периода, характеризующегося повышенной сензитивностью. Именно в указанный  период у ребенка интенсивно протекает процесс физиологического созревания основных мозговых структур, что дает возможность эффективного воздействия на его интеллектуальную и личностную сферу.Цель программы: развитие индивидуальных задатков обучающихся через познавательную и творческо-поисковую активность на начальном этапе обучения.
Указанная цель достигается в ходе решения следующих задач:

  • эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности;
  • формирование навыков произвольности и самоконтроля;
  • усвоение приемов эффективного восприятия и запоминания вербальной и визуальной информации, развитие наглядно-образного мышления и создание фундамента для развития абстрактно-логического мышления;
  • развитие познавательной активности.

Отличительной особенностью программы "Радость познания" является большое количество развивающих игр и специальных заданий, которые способствуют не только развитию познавательных процессов, но и поддержанию учебной мотивации на достаточно высоком уровне.Организация работы по программе
Программа рассчитана на младших школьников 1-го и 2-го классов включительно и составлена на два года обучения (по 2 часа в неделю из расчета 72 часа в год).

При работе необходимо обратить особое внимание на трудности в обучении и адаптации детей, недостаточно готовых к школе.

Стандартная продолжительность этапа – одно учебное полугодие. Соответственно курс в целом занимает (при условии проведения одного занятия в неделю) два года. Такая продолжительность рекомендуется для детей возрастной нормы. При работе необходимо обратить особое внимание на трудности в обучении и адаптации детей, недостаточно готовых к школе (низкая концентрация и небольшой объем внимания, слабое развитие памяти, психоэмоциональная неустойчивость, трудности восприятия, неумение организовать умственную деятельность и т. д.), увеличивать время на отработку заданий, направленных на преодоление указанных трудностей, и формирование соответствующих психических функций.

Важным условием поурочного планирования является реализация принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением вместе с тем доминирующих объектов воздействия, изменяющихся по мере вхождения младших школьников в учебный процесс. В связи с этим курс условно разделен на четыре взаимосвязанных этапа (по два этапа на каждый год обучения), различающихся типом и уровнем сложности используемых заданий и упражнений.
На первом этапе упор делается на развитие восприятия (полнота, дифференцированность), различных аспектов внимания (объем, переключение внимания, сосредоточение, самоконтроль)  и преодоление трудностей адаптационного периода, тогда как на последних этапах на передний план выступает развитие аналитико-синтетической сферы.

Ожидаемые результаты:

  • развитие познавательной сферы на уровне выше возрастной нормы обучающихся 1–2-х классов;
  • поддержание учебной мотивации на достаточно высоком уровне в процессе обучения;
  • формирование самосознания и самоконтроля.

Формой подведения итогов является непрерывный мониторинг уровня интеллектуального и личностно-мотивационного развития обучающихся. При этом используются адаптированные варианты известных в практической психологии методик тестирования, предлагаемые детям в форме привычных игровых заданий, что исключает влияние побочного стрессогенного фактора ситуации проверки при интерпретации результатов.Методическое обеспечение программы: она составлена таким образом, что теоретические знания закрепляются практически. В программе большое количество времени отводится практическим занятиям, что способствует максимальному развитию когнитивных способностей обучающихся. Много внимания уделяется формированию учебной мотивации и поддержанию ее на достаточно высоком уровне.

В программе большое количество времени отводится практическим занятиям, что способствует максимальному развитию когнитивных способностей обучающихся. Основные формы работы:

  • развивающие игры и упражнения, оказывающие благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы обучающихся;
  • практические занятия, способствующие отработке учебных навыков;
  • конкурсы творческих работ обучающихся.

Данная программа предусматривает использование интерактивных методов.

Методы и приемы: практические действия под руководством преподавателя; тренинговые упражнения, направленные на снижение тревожности, формирование адекватной самооценки, а также способствующие созданию благоприятного психологического климата; работа в малых группах; наблюдение за поведением других; анализ собственных ощущений и переживаний; психогимнастические упражнения; рефлексия; аудиовизуальные средства; ролевые игры.
Каждое занятие имеет в своей структуре следующие основные элементы:

  • коллективные игры, направленные на развитие произвольного внимания, моторно-слуховой памяти, мышления, а также способствующие созданию положительного эмоционального фона, повышению уверенности в себе, устранению страхов, сплочению группы, произвольному контролю;
  • упражнения на развитие сенсомоторики, глазомера, уверенности руки и точности движения;
  • упражнения на развитие произвольности движения руки, концентрацию внимания;
  • задачи на развитие определенных познавательных функций;
  • упражнения для профилактики нарушения зрения;
  • рефлексия урока через "облако настроения" в цвете.

Оптимальный вариант – развивающие занятия именно в рамках отдельного специального курса. Это позволяет повысить личностно-мотивационный настрой школьников и их заинтересованность благодаря объединению различных по направленности заданий единым сюжетом. Дети благоприятно воспринимают такие занимательные, богатые эмоциями занятия несмотря на то, что выполнение отдельных заданий представляет для них существенные трудности.Дидактический материал и техническое оснащение программы:

  • конспекты занятий;
  • карточки;
  • рисунки;
  • таблицы;
  • открытки;
  • схемы задач;
  • компьютер;
  • магнитофон.

Вместе с тем возможно введение специальных развивающих упражнений в образовательный процесс по отдельным предметам (математике, русскому языку, чтению, ознакомлению с окружающим миром и т. д.).

Следует отметить, что вне зависимости от формы проведения занятий максимальная их эффективность достигается при условии тесного сотрудничества учителя со школьным психологом. В этом случае обеспечивается индивидуальный подход, основанный на данных проводимого психологом непрерывного мониторинга уровня развития высших психических функций. Рекомендации психолога учитываются также при планировании групповой ьи индивидуальной работы с детьми; при необходимости проводится индивидуальная коррекционная работа психолога с детьми, результаты тестирования которых показывают отклонения от возрастной нормы, а также консультации для их родителей.Содержание первого года обучения
I этап
1. Развитие аналитико-синтетической сферы

Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т. д.; различные виды задач на группировку – «Исключи лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи закономерность»; аналитические задачи первого типа с прямым утверждением.

2. Развитие внимания
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, "Графический диктант" с выявлением закономерностей (по визуальному образцу), составление простых узоров из карточек по образцу ("Мозаика"), знакомство с игрой "Муха" – 1-й уровень (с указкой у доски), игры "Внимательный художник", "Точки", "И мы...", "Запутанные дорожки".

Вне зависимости от формы проведения занятий максимальная их эффективность достигается при условии тесного сотрудничества учителя со школьным психологом.

3. Развитие восприятия и воображения
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элеменов конструкторских навыков и воображения.
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т. п.): «Графический диктант», наложенные рисунки, составление мозаики из четырех элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.

4. Развитие памяти
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (5–6 предметов без учета месторасположения), игры "Внимательный художник", "Найди отличия".

5. Развитие личностно-мотивационной сферы
Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации.
Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки «Моя проблема», тестирование уровня тревожности с помощью методики "Дом. Дерево. Человек". В конце первого этапа проводится обязательное тестирование уровня утомления, по результатам которого даются рекомендации родителям.

II этап
1. Развитие аналитико-синтетической сферы
Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.
Упражнения на простейшие обобщения типа "Продолжи числовой ряд", "Продолжи закономерность", "Дорисуй девятое", несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением одной-двух особенностей, лежащих в основе выбора, "Противоположное слово", "Подбери пару", аналитические задачи первого типа (с прямым и обратным утверждением).

2. Развитие внимания
Увеличение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля.
Упражнения на развитие навыков самоконтроля: "Графический диктант" (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра "Муха" – 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров – "Мозаика", "Точки", "Внимательный художник", "Запутанные дорожки".

3. Развитие восприятия и воображения
Развитие восприятия "зашумленных" объектов. Формирование элементов конструкторского мышления и конструкторских навыков.
Игры на перевоплощение, "Мозаика" (из девяти элементов) с зарисовыванием в тетрадь, "Зашифрованный рисунок", получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и по памяти.

4. Развитие памяти
Развитие визуальной и аудиальной памяти. Упражнения, аналогичные используемым на I этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5–7 предметов с учетом расположения). Игра "Снежный ком" для запоминания информации, представленной аудиально.

5. Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах. Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода.

К концу первого года обучения обучающиеся должны иметь представления:

  • о себе и окружающих людях;
  • процессах развития познавательной сферы (восприятие, воображение, внимание, память, мышление);
  • учебной мотивации;
  • профилактике переутомления;
  • формировании уверенности в себе.

К концу первого года обучения обучающиеся должны:

  • владеть на уровне выше возрастной нормы операциями анализа, сравнения, обобщения, выделять существенные признаки и закономерности, обладать гибкостью мыслительных процессов;
  • иметь достаточный уровень развития внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т. д.);
  • иметь достаточный уровень развития памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • развить до уровня выше возрастной нормы пространственное восприятие и сенсомоторную координацию;
  • иметь достаточный уровень развития коммуникативных способностей.

Кроме того, у обучающихся должны быть сформированы положительная учебная мотивация и адекватная самооценка.

Содержание второго года обучения

III этап
1. Развитие аналитико-синтетической сферы
Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков.
Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением двух-трех особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Упражнения на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта (аналитические задачи второго типа). Игра «Угадай слово», основанная на построении "дерева понятий". Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.

2. Развитие внимания
Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.
Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра "Муха" – 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра "Кто быстрее и точнее", основанная на диагностическом тесте "Корректурная проба", поиск ошибок в тексте.

3. Развитие воображения
Развитие творческого воображения и элементов конструкторского мышления.

Упражнения, аналогичные применяемым на II этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов "Волшебный круг" и др.

4. Развитие памяти
Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода из кратковременной в долговременную память).
Упражнения, аналогичные используемым на II этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение "Зрительный диктант", игра "Кот в мешке".

5. Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие навыков совместной деятельности.
Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.

IV этап
1. Развитие аналитико-синтетической сферы
Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования.
Упражнения на поиск закономерности, на обобщение, на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи третьего типа с построением "логического квадрата"); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, с нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях ('Подбери пару","Угадай слово", "Дорисуй девятое", "Продолжи закономерность").

2. Развитие внимания
Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане.
Упражнения, аналогичные применяемым на III этапе; самостоятельное планирование этапов деятельности.

3. Развитие воображения
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.
4. Развитие памяти
Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти.
Упражнения, аналогичные используемым на II и III этапах, с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.

5. Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности, завершение формирования социального статуса ученика.
К концу второго года обучения обучающиеся должны иметь представления:

  • о себе и окружающих людях;
  • процессах познавательной сферы (восприятие, воображение, внимание, память, мышление) и способах их развития;
  • о повышении учебной мотивации школьников;
  • о профилактике переутомления, снятии умственного напряжения;
  • формировании уверенности в себе и техниках отказа в опасных ситуациях.

К концу второго года обучения обучающиеся должны:

  • владеть на уровне выше возрастной нормы операциями анализа, сравнения, обобщения, выделять существенные признаки и закономерности, обладать гибкостью мыслительных процессов;
  • иметь достаточный уровень развития внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т. д.);
  • иметь достаточный уровень развития памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • развить до уровня выше возрастной нормы пространственное восприятие и сенсомоторную координацию;
  • иметь достаточный уровень развития коммуникативных способностей.

Авторы:
В.М. Чернышова, канд. пед. наук, зав. Лабораторией “Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса» ТОГОАУ ДПО ИПКРО, г. Тамбов
Е.В. Грипас, педагог-психолог МБОУ лицей № 21, г. Тамбов

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль