Деятельность детской общественной организации

16317

Содержание статьи:

  • Критерии деятельности детских организаций
  • Работа с их потенциальными членами 
  • Критерии оценки уровня развития организации (скачать)
  • Организационно-правовое оформление общественной организации
  • Пример взаимодействия (таблица, скачать)

Работа общественной детской организации способствует становлению норм демократической культуры, формированию навыков игрового обще­ния и деятельности, развитию гражданских, патриотических чувств, а также чувства причастности ко всему происходящему в окружающем мире.

Период детства и юности - это время становления личности, которая может ярко проявиться во всей своей неповторимости только в процессе самоутверж­дения в коллективе сверстников, единомышленников. Склонность детей и подростков к общению в отсутствие организации, ориентированной на обще­человеческие ценности, нередко толкает их в группировки асоциальной направленности. Результат - рост детской преступности, наркомании и т. п.Компенсацией нарушений поведения ребенка, взаимоотношений в семье и школе может стать его участие в детском объединении, ориентированном на воспитание любви, милосердия, экологической и нравственной культуры.

В Ноябрьске существует одиннадцать детских организаций и объединений, насчитывающих несколько сотен детей и подростков. Работа первичных организаций содружества детских объединений (далее - СДО) носит вариативный характер. Каждое сообщество в зависимости от своих условий и традиций вправе выбрать наиболее подходящую программу деятельности. Условия про­граммы позволяют участвовать в ней как уже развитым, стабильно работающим, так и только начинающим малым первичным организациям.

Программу деятельности детского общественного объединения регламентируют следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
  • Федеральный закон от 21.03.2002 № 31-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (в ред. федеральных законов, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
  • постановление Правительства РФ от 03.04.1996 № 387 "О дополнитель­ных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации";
  • постановление ВСРФ от 03.06.1993 № 5090-1 "Об основных направле­ниях государственной молодежной политики в РФ";
  • распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р "Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации".

Вне зависимости от направлений деятельности, масштабов, количества членов, срока деятельности в грамотно функционирующем дет­ском общественном объединении присутствуют основополагающие моменты.

К критериям деятельности детского общественного объединения относят­ся:

  • история;
  • культура учреждения;
  • деятельность;
  • актив;
  • взаимодействие с окружающей средой;
  • ресурсы;
  • работа с потенциальными членами объединения.

История организации 

Важным моментом в развитии организации явля­ется создание ее истории - фиксирование дат, событий, мероприятий, героев и партнеров, достижений. На начальном этапе необходимо создать летопись сообщества.

Культура организации

Это лицо, а потому необходимо разработать принципы и законы деятельности объединения, утвердить символику. В про­цессе функционирования организации возникнут ее традиции, обычаи, ритуа­лы.

Деятельность 

Главная цель детского общественного объединения - соз­дание условий для всестороннего развития ребят в различных сферах жизни. Данная цель реализуется через включение членов в реальную социально-значимую многопрофильную деятельность. Направления деятель­ности, конкретные программы каждая организация выбирает самостоятельно, исходя из своих потребностей и условий, однако необходимо помнить, что объединяющим началом служат совместные дела, в которых участвуют все члены.

Актив

Актив - это те ребята, которые первыми приходят тогда, когда за­думывается новое дело, сами выступают с новыми предложениями, являются главными помощниками руководителя. Они влияют на окружающих, наиболее полно понимают и представляют их интересы, приходят на помощь в трудную минуту, создают определенный психологический климат в коллективе, форми­руют нравственные ценности. От того, кто выступает в роли актива, насколько хороша их подготовка зависит успешность деятельности всей организации. Необходимо проводить обучение актива по разным направлениям деятель­ности.

Взаимодействие с социумом 

Часто школьная (или внешкольная) детская организация замыкается на себе и своей деятельности, в то время как должна быть вовлечена в общий водоворот событий. У нее должна быть воз­можность сравнивать себя с каким-либо другим сообществом, обмениваться опытом работы, чувствовать себя причастной к общему делу. Для этого необ­ходимо установить контакты с другими, например наладить переписку с организациями из других регионов.

Любая деятельность организации должна иметь рекламное сопровожде­ние. Это помогает создать позитивный имидж, рассказывать о ее текущей деятельности. Формы рекламной деятельности могут быть самыми разными:

  • публикации и выступления в местных СМИ (в газетах, на радио, теле­видении);
  • выпуск собственной газеты;
  • выпуск рекламной информационной продукции;
  • размещение сведений об организации в Интернете;
  • проведение рекламных акций и пр.

Ресурсы

Любое дело нуждается в ресурсах, которые можно привлечь для его осуществления и развития. Организация должна знать и использовать все виды ресурсов:

  • кадровые: специалисты-профессионалы, добровольцы, собственные и привлеченные;
  • методические: программы деятельности, технологии, разработки и т. д.;
  • информационные: СМИ и интернет-пространство;
  • материально-технические: оборудование, оргтехника, транспорт, по­мещения, средства связи, реквизит, инвентарь, расходные материалы;
  • финансовые;
  • связи: система договоров с различными лицами и учреждениями, личные связи.

Работа с потенциальными членами организации

Активно работающее сообщество всегда должен волновать вопрос привлечения новых членов, чтобы не возникло проблем с преемниками. С самого момента образования организации надо начинать работу с ее потенциальными членами, постоянно пополнять их ряды. Она может приглашать к участию в своих меро­приятиях, устраивать специальные мероприятия рекламно-агитационного характера. Особое внимание следует обратить на работу с учащимися началь­ной школы. Уже в младшей школе дети должны знать о ее существовании и стремиться к членству в ней.Программа деятельности детского общественного объединения рассчи­тана на три года.

Результаты первого года работы:

  • наличие у руководителей детских организаций конкретных знаний, умений и навыков по осуществлению работы детского коллектива;
  • наличие банка методических материалов;
  • разработанные сценарии проведения массовых дел;
  • наличие тематических подборок методического материала;
  • наличие подборок методической литературы;
  • умение вести документацию;
  • знание и ведение документации руководителя;
  • осуществление работы по программе;
  • налаженная работа с детским активом.

Результаты второго года работы:

  • наличие у руководителей детских организаций углубленных знаний, умений и навыков работы с детским коллективом;
  • умение заниматься педагогическим и психологическим самообразова­нием;
  • умение анализировать свою деятельность и деятельность, выделять и учитывать допущенные ошибки и находить пути их устранения;
  • наличие работающего детского актива;
  • наличие собственной программы деятельности.

Результаты третьего года работы:

  • обобщение опыта работы и ознакомление с ним руководителей детских организаций школ города;
  • использование в работе с детским коллективом новых педагогических технологий и прогрессивных методик;
  • наличие наработанных творческих методов воспитания, применяемых в деятельности;
  • наличие в детском коллективе работающих органов самоуправле­ния, требующих минимального вмешательства со стороны руково­дителя;
  • апробация программы работы в детском коллекти­ве;
  • наличие отлаженной системы информации о деятельности детских сообществ города;
  • освещение деятельности городской детской организации в СМИ.

По развитию отдельных компонентов общественного объединения можно судить о развитии организации в целом. Компоненты общественного объеди­нения выступают в качестве критериев ее развития. Определение уровня раз­вития критериев позволяет оценить, какие составляющие деятельности объе­динения находятся на должном уровне развития, а какие требуют приложения дополнительных усилий.

Критерии оценки уровня развития организации

Таблица
Скачать в .docx

Критерии развития организа­ции

Уровни развития организации

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

История организации

Организация существует еще слишком незна­чительное время для того, чтобы сформировалась ее история. Деятельность, события в ее жизни пока не осознаются как история

История сообщества письменно не зафиксирована, знает ее лишь узкий круг (участ­ники создания объединения). Знание истории чаще всего не передается из поколения в поколение

История сообщетсва письменно зафиксирована, но ее знают не все члены объединения, новички не изучают ее целенаправлен­но

Все члены знают историю ее создания и развития. Есть человек, который занимается пополне­нием архива

Существует специ­альная программа по изучению истории сообщества в русле изучения истории детского движения. Оно имеет свой музей

Культура организации

Организация использует заимствованные элементы других сообществ (значок, галстук и т. п.)

Появляются элементы и атрибуты собствен­ной культуры сообщества (эмблема, значок, галстук, флаг и др.)

Формируются законы, ритуалы, традиции сообществасвоя истема награждения, появляются знаки различия

Элементы организа­ционной культуры приводятся в систему, происходит их письменная фиксация, работа выстраивается в соответствии с ней. Культура сообщества становится важным механизмом привлечения ее потенциальных членов

В своих поступках, в мероприятиях и повседневной деятельности члены доносят до общественности ее ценности и нормы

Деятель­ность

организации

План и программа деятельности отсутствуют, проходят отдель­ные мероприятия

Организация осознает необходи­мость программно­го подхода, плани­рует деятельность на основе заим­ствованных программ и проектов, участву­ет в мероприятиях, по указанию сверху

Организация разрабатывает собственные мероприятия и реализует проекты с учетом интере­сов детей, пробует работать по собственным программам

Разрабатывается единая многоуров­невая программа, определяющая как ближние, так и дальние перспекти­вы деятельности и развития сообщества, проводятся долгосрочные игры

Программы деятель­ности становятся образцом для программирова­ния деятельности других сообществ

Деятель­ность актива

Актив отсутствует, все важные проблемы решает руководитель, мероприятия выполняются по составленному им плану

Вокруг лидера формируется группа активных ребят, выполняю­щих поручения руководителя

Актив проявля­ет инициативу в подготовке и проведении мероприятий. Руководитель обучает ребят основам организатор­ского мастер­ства

Актив принимает участие в составле­нии плана работы с учетом мнения всех ее членов. Постоян­но работают инициа­тивные творческие группы. Реализуется специальная про­грамма обучения лидеров

Актив - сплоченная команда, знающие и надежные организа­торы, авторитетные члены объединения. Ребята делятся своими секретами мастерства с активом других сообществ

Памятка "Анализ деятельности детской организации"

  1. Наличие ценностной идеи , ради которой осуществляется совместная дея­тельность детей и взрослых (цель, которую ставят дети и взрослые, и то, что их объединяет).
  2. Добровольность вступления в сообщество и свободный выход из него.
  3. Фиксированное членство.
  4. Организационная самостоятельность, наличие органа самоуправления, налаженное взаимодействие детей и взрослых.
  5. Четко выраженная структура, определяющая положение в организации каждого ее члена.
  6. Наличие норм и правил для всех членов.
  7. Гарантированные для всех членов права (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности).
  8. Конкретная работа, выход сообщества на более широкий круг детей и подростков.

Необходимое организационно-правовое оформление.

1. Положение об объединении. Положение определяет:

  • территорию, на которой действует объединение;
  • цели и задачи объединения;
  • организационную структуру, т. е. порядок образования и деятельность руководящих органов;
  • права и обязанности членов объединения;
  • полномочия руководящих органов;
  • порядок прекращения деятельности объединения.

2. Программа детской организации: программа развития или работы. Программа может быть:

  • Союза пионерских организаций - Федерации детских организаций (СПО
  • ФДО);
  • городская;
  • адаптированная (приведенная к конкретным условиям);
  • авторская (с указанием авторства).

3. План работы органа детского самоуправления по реализации данной про­граммы:

  • на один год и более;
  • на учебный (календарный) год;
  • на четверть, месяц.

4. Договор о сотрудничестве детской организации и школы, который может включать следующие разделы:

  • условия, которые предоставляет школа (научно-методическое обеспечение, информационное, содействие повышению образования кадров руководителей, их социальная поддержка, осущетслвение связей и контактов);
  • укрепление материальной базы;
  • ответные действия объединения (решение определенных воспитательных задач, выполнение практических задач: уход за территорией школы, вы­пуск общей газеты и т. п.);
  • совместные акции (фестивали, операции, праздники) и доля участия в них.

Информационное оформление

1. Наличие помещения для работы детской организации и уровень его осна­щенности:

  • возможность проведения заседаний органов самоуправления;
  • наличие места для хранения документации;
  • рабочее место руководителя;
  • фото- и видеоархив;
  • рабочие стенды;
  • помещение для проведения массовых акций.

2. Информационный стенд в школе, отражающий деятельность детской ор­ганизации:

  • информация, представляющая сообщество ("визитная карточка");
  • стендовые материалы "Наши планы" (перспективы и планы на короткий срок);
  • информация о вступлении;
  • информация о текущей деятельности.

Работа руководителя детской организации

  1. Наличие плана педагогической работы руководителя, включающего мероприятия по самообразованию.
  2. Методическая работа руководителя в рамках школы (проведение семинаров по детскому движению для классных руководителей).
  3. Работа руководителя с активом.
  4. Работа руководителя с детьми, не входящими в дет­скую организацию.
  5. Владение основными формами работы: реальное дело, имитационные игры, формы досуговой работы.
  6. Владение методами и формами работы с программой.
  7. Наличие методического багажа (методической копилки).

Создание детской общественной организации СДО "Я-МАЛ" призвано об­ратить внимание общества на проблемы детей и подростков, показать пример их успешного решения для формирования гражданской, патриотической по­зиции подрастающего поколения; активизировать и скоординировать деятель­ность детских и молодежных общественных объединений и сообществ в процессе развития, формирования, воспитания, обучения и социализации детей; доказать значи­мость, полезность и эффективность для общества такого социального инсти­тута, как детские общественные сообщества.

Цель программы: создание условий для активизации деятельности дет­ских организаций и объединений г. Ноябрьска.

Задачи программы:

  • проведение конкурса деятельности школьных детских организаций и объединений;
  • повышение роли органов самоуправления;
  • налаживание деятельности совета СДО "Я-МАЛ" по взаимодействию с детскими общественными объединениями;
  • создание банка программ социально-значимой деятельности детей и подростков, стимулирование творческого поиска взрослых лидеров детских объединений по созданию таких программ;
  • изучение, обобщение и распространение наиболее результативного опыта;
  • создание организационных условий для привлечения детей и подрост­ков в сообщество;
  • подготовка лидеров СДО "Я-МАЛ", развитие у подростков организатор­ских, коммуникативных способностей, привитие практических умений и навыков;
  • формирование у подростков готовности к социально-значимой дея­тельности.

В начале учебного года детские организации города получают маршрутный лист программы - вексель, поделенный на семь секторов (первые буквы на­звания этих секторов составляют аббревиатуру названия  - СДО "Я-МАЛ"). Каждый сектор соответствует той или иной работе сообщества. По мере выполнения запланированных по данному направлению мероприятий в совет СДО "Я-МАЛ" руководитель пред­ставляет необходимую информацию. Это фиксируется на векселе определенным знаком: печатью, рисунком и т. п. В конце учебного года на заседании совета СДО "Я-МАЛ" подводятся итоги, определяется организация-победитель, наи­более полно выполнившая программу.

Таблица
Скачать в .docx

Направления

Предлагаемые мероприятия

Семья

Пропаганда семейных ценностей: конкурсы "Семейная реликвия", "Семейный праздник". Участие в городском конкурсе сочинений "Пионерский галстук в истории моей семьи"

Дружба

Эстафета "Приходите в гости к нам", праздник "Костер Дружбы". Творческие встречи с ребятами из других детских организаций

Охрана

Охрана природы. Акция "Экологический лабиринт'; дела, посвященные Дню Земли, конкурсы движения "Зеленая планета" Неделя защиты животных и т. д.

Направления

Предлагаемые мероприятия

Ямал

Мероприятия, направленные на изучение истории, культуры малой Родины - Ямала: конкурс ребят-мастеров, владеющих традиционными ремеслами народов Севера, конкурс знатоков истории освоения Ямала, встречи с почетными жителями города, краеведческие викторины

Милосердие

Операция "Рождественский подарок", привлечение силами детских организаций детей-инвалидов к участию в конкурсе "Добрый волшебник" шефство над ветеранами войны и труда, концерты, игровые программы для детей-сирот, инвалидов и ветеранов

Агитация

Чтобы привлекать в сообщество новых членов, необходима агитация: информацион­ный стенд, символы и эмблемы, ритуал вступления в сообщество и летопись интерес­ных дел, своя газета или публикации о деятельности в других СМИ

Лидер

Школа актива в детских организациях, внутренний конкурс "Лидер", участие в городском конкурсе "Лидер"

Читайте больше о детских общественных организациях:

  • Детское общественное объединение "Юный спасатель"
  • Внеурочная деятельность школьников
  • Ученический коллектив на примере работы клуба «Лучшие друзья»
  • Учебная деятельность часто и длительно болеющих обучающихся
  • Обучение детей на дому



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль