Помощь подросткам в выборе профессии

6224

"Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?" - этот вопрос взрослые любят задавать еще совсем маленьким детям. Ребенок растет, и вот уже закан­чиваются десять лет школьной жизни, а ответ зачастую так и не найден. Определиться с важнейшим в жизни выбором поможет профориентационная работа в школе. Профориентация - это многоаспектная, целостная система научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за под­готовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологи­ческих задач по формированию у школьников профессионального самоопре­деления, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Профориентация - важнейшее направление педагогической деятельности в современной школе. Она должна быть непрерывной и осуществляться целе­направленно на всех возрастных этапах. Однако нельзя сказать, что одно лишь осознание важности профориентационной работы подняло ее на высокий уровень. Остались противоречия, связанные с профессиональным самоопреде­лением учащихся, между:

  • их способностями и требованиями избираемой профессии;
  • притязаниями учащихся и реальными возможностями заполнения вакантных мест;
  • склонностью и представлениями о престиже профессии;
  • соответствием здоровья, характера, привычек и требованиями, предъ­являемыми профессией, и др.

Не менее значимы и такие противоречия:

  • между возросшими требованиями к современному специалисту и дей­ствующими формами и методами обучения;
  • профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образова­ния и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с условиями тяжелого физического труда.

Стратегической целью профориентации является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. Помощь учителям в достижении этой цели оказывают психологи, разрабатывающие диагностические методики изучения личности школьника, т. к. необходимо помочь учащемуся выбрать именно такую профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, со­впадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь при ответе на важнейшие вопросы: "кто я? чего я хочу? что я могу?" - оказыва­ет также психодиагностика - одно из направлений в психологии.

Вот главные принципы организации профориентационной работы:

  • 1. Всеобщая талантливость. Бесталанных - нет, а есть занятые не своим делом.
  • 2. Взаимное превосходство. Если у человека что-то получается хуже, чем у других, - значит, что-то должно получиться лучше. Надо искать!
  • 3. Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считать­ся окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у него есть возможность узнать что-то новое, то завтра он уже будет чуточку другим.

Еще до того, как подросток или старшеклассник вплотную приступит к решению вопроса: "Кем быть?", у него должна быть сформирована общая на­правленность на добросовестный творческий труд и прочное убеждение, что в любой профессии надлежит быть добросовестным, дисциплинированным, ответственным, аккуратным, исполнительным, порядочным, неустанно совер­шенствующим свое мастерство.

Далее разберемся, что нужно учесть школьнику при выборе будущей про­фессии:

в какой сфере деятельности ему было бы интересно работать;
какой образ жизни он планирует вести;
насколько важна для него высокая заработная плата;
способности (не стоит мечтать о карьере программиста, имея тройку по алгебре).

Желательно, чтобы организация профориентационной работы в школе включала тестирование. Они есть практически в любых популярных сборниках психологических тестов, их мож­но пройти дома самостоятельно, но лучше - во время консультации с психоло­гом. Он поможет сделать выводы по результатам теста и определиться с вы­бором профессии.

Тест на профориентацию

Художник или мыслитель

Ответьте на предложенные вопросы. Категорическому отрицанию соответ-0 баллов, безоговорочному согласию - 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы - от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку "за настроение".

  1. У меня преобладает хорошее настроение.
  2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.
  3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
  4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
  5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
  6. Мне трудно дается алгебра.
  7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
  8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.
  9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
  10. У меня преобладает плохое настроение.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по утверждениям 1, 2, 5, 8, 9 (левое по­лушарие) и 3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие).

1. Если ваш "левополушарный " (Л) результат более, чем на 5 баллов превы­шает "правополушарный" (П), значит, ваш тип мышления логический. Вы опти­мист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно.

Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах скорее полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впе­чатлениям.

Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способ­ностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, пилотом, водителем, чертежником...

2. П больше Л. Это означает, что вы человек художественного склада. Пред­ставитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагать­ся больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т. п.). Его ожидает успех в таких профессиях, где требуются способности к образному мышлению, -художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.

3. Перед человеком, чье мышление в равной степени и логическое, и худо­жественное, открывается широкое поле деятельности. Его ждет успех там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец - все эти профессии требуют гармоничного взаимо­действия противоположных типов мышления.

Неплохо также проанализировать, какие профессии на данный момент пользуются особенным спросом у работодателей, а на какие спрос вырастет лет через пять. В первом случае лучший помощник - газеты и сайты по трудо­устройству, а во втором - прогнозы социологов, которые можно найти в Интер­нете, и здравый смысл родителей, педагогов.

Именно такой рациональный подход нужно использовать при выборе профессии. Однако не всегда это удается, и школьниками нередко движут со­всем иные мотивы. Далее расскажем о них, и о распространенных ошибках, которые учащиеся совершают.

Причины, побуждающие подростка выбрать ту или иную профессию, раз­ные. Разделим их на внешние и внутренние.

Внешние причины связаны с влиянием окружающей среды:

  • мнением родителей, родственников, сверстников;
  • желанием добиться внешнего успеха или страхом осуждения. Внутренние причины определяются способностями, склонностями, при­вычками и характером человека.

Лидер списка мотивов - престиж профессии. Мотив неплохой, однако в нем самом кроется ловушка. В наши времена в фаворе разного рода эконо­мические и юридические специальности. Однако уже сейчас на рынке труда ощущается переизбыток тех же бухгалтеров, особенно не имеющих высшего образования. Обществу одинаково необходимы и экономисты, и сантехники, и медсестры, и адвокаты. Кроме того, уважение равно вызывают и простой рабочий, и специалист с высшим образованием, если они оба - профессионалы в своем деле. Так что на первое место нужно ставить свои интересы и способ­ности и только потом - престижность профессии. Иначе, отдавая дань моде, можно выучиться, допустим, на менеджера, а работу по специальности впо­следствии не найти.

Второе место при выборе профессии занимает высокий заработок: кем бы ни работать, лишь бы получать хорошие деньги.

Но едва ли при выборе профессии стоит опираться только на этот мотив. Почему? Во-первых, потому, что размер заработной платы напрямую зависит от роста квалификации. А повышать ее можно на любой работе. Профессии же, где планка заработной платы поднята изначально высоко, как правило, роста квалификации не предусматривают. Ну а во-вторых, какой бы высокооплачи­ваемой работа ни была, она должна приносить моральное удовлетворение, а так получается не всегда.

Интерес к содержанию самой профессии у современных школьников находится лишь на третьем месте, а жаль. Если работа в радость, она из не­обходимости превратится в любимое дело, результаты ее будут более про­дуктивны, и появится желание постоянно самосовершенствоваться. Как итог, последует продвижение по службе, увеличение заработной платы и уважи­тельное отношение со стороны коллег. Так, до фанатизма увлеченный про­граммированием паренек станет в конце концов изобретателем собственного языка программирования и владельцем предприятия по разработке про­граммного обеспечения. Ему останется лишь жалеть, что обязанности руководителя практически не оставляют времени на то, чтобы целиком от­даться любимому делу.

Еще одна причина выбора профессии - доступность обучения. Некоторые ребята идут в учебное заведение, с трудом понимая, какую специальность будут получать, главное, что вуз находится рядом с домом или, как вариант, туда по­ступила подружка. Это ложный мотив выбора профессии.

Незнание или недооценка своих физических особенностей и недо­статков - еще одна ошибка при выборе профессии. С больным сердцем путь в летчики закрыт. Аллергикам противопоказаны профессии химика или парик­махера. Неразумно мечтать о работе, способной ухудшить состояние здоровья.

Современные реалии доказывают необходимость активизировать проф-ориентационную работу в школе. На первый план для психологов выходит необходимость искать диагностические методики изучения личности школь­ников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, а для учителей - вести профессиональное просвещение учащихся, развивать их интересы и склонности, вооружать знаниями о профессиях.

С этой целью предлагаем провести классный час и подробнее рассказать ученикам о разных профессиях.Повар, кондитер

Общая характеристика профессии

Готовит супы, вторые блюда, кондитерские изделия, другую пищу. Помнит рецепты приготовления разных блюд и умеет красиво их оформлять. Организует хранение продуктов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Не­смотря на то, что на предприятиях общественного питания повар пользуется установленными рецептурами блюд, он может вносить в них изменения в зави­симости от качества сырья и контингента потребителей. Работает в помещении, в условиях повышенной температуры.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Должен быть физически выносливым, иметь развитую долговременную па­мять, объемный и линейный глазомер, уметь концентрировать внимание. Ему необходимо обладать чувством времени, высокой восприимчивостью к оттенкам запаха и вкуса, воспроизводящим воображением (способностью, глядя на рецепт, представить внешний вид и вкус блюда), ответственностью, честностью.

Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим следующими заболеваниями: органов дыхания (бронхиальная астма, туберкулез и др.); сердечно-сосудистой системы (гипертония, порок сердца и т. п.); органов пищеварения (хронический гастрит, язвенная болезнь, сахарный диабет и др.); почек и мочевых путей (нефрит, почечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм, деформации позвоночника и грудной клетки и др.); нервной системы (менингит, опухоли нервной системы и др.); болезни кожи с локализацией на кистях рук (экзема и др.).

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать: правила хранения продуктов, режимы их обработки, нормы, соотношения и последовательность закладки продуктов, рецепты блюд, правила эксплуатации оборудования, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, физиологию питания, основы лечебной и диетической ку­линарии.

Должен уметь: обрабатывать различные продукты, приготавливать блюда в соответствии с рецептами, использовать специальное оборудование.Бухгалтер

Общая характеристика профессии

Осуществляет учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств и своевременно отражает операции в соответ­ствующих бухгалтерских отчетах, на основе данных бухучета и отчетности про­водит анализ хозяйственной деятельности предприятия, организации, коммер­ческой структуры, вносит предложения по совершенствованию работы; опреде­ляет задачи автоматизированной обработки экономической информации; составляет необходимую бухгалтерскую отчетность.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Умение много и напряженно работать, аккуратность, логическое и конструк­тивное мышление, эмоциональная устойчивость.

Медицинские противопоказания

Плохое зрение, выраженные нервные и психические заболевания.

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать: законы РФ, постановления, распоряжения, приказы выше­стоящих органов, методические и нормативные материалы по организации и автоматизации бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности, формы и методы бухучета, экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности, систему автоматизированной обработки информации.

Коммерсант в торговле

Общая характеристика профессии

Самостоятельно решает, как зарабатывать деньги, составляет план действий и выполняет задуманное. Широко использует технические средства и каналы связи. Возможны частые поездки, многочисленные контакты с разными людьми.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Умение управлять собой, самообладание, коммуникабельность, организа­торские качества, хорошая память, умение анализировать информацию, развитая интуиция, социальная пластичность, высокий уровень логического мышления.

Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями сердечно-­сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими за­болеваниями, имеющим выраженные дефекты зрения и слуха, физические недо­статки.

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать: законы рыночной экономики, организации коммерческой работы на предприятиях, рыночного ценообразования, маркетинга и менеджмен­та, прогрессивной технологии товародвижения, организации товароснабжения и рекламной работы, современные методы финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия, основы законодательства, иностранный язык, бухгалтерские компьютерные программы, делопроизводство.Специалист страхового дела

Общая характеристика профессии

Специалист действует по поручению страховой фирмы, учреждения, осущест­вляющего страхование жизни и здоровья, движимого и недвижимого имущества, предпринимательской и коммерческой деятельности. Проводит поиск и обслу­живание физических и юридических лиц, представляющих предприятия с раз­личными формами собственности. Беседует с клиентами с целью заинтересовать их в заключении договора о страховании. Оценивает причиненный ущерб с учетом критериев и степени риска. Формирует спрос на страховые услуги в связи с на­растанием риска в современных условиях (конкуренция, банкротство, безработи­ца и т. п.). Рабочий день не нормирован. Работа связана с поездками по региону.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Внимательность, аккуратность, хорошая память, коммуникативные способ­ности, честность, наблюдательность, уравновешенность, сдержанность, тактич­ность, доброжелательность, умение говорить грамотно и доходчиво.

Медицинские противопоказания

Психические заболевания, серьезные заболевания нервной системы, сни­жение остроты слуха, зрения, заболевания опорно-двигательного аппарата, де­фекты речи, выраженные физические недостатки.

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, руководя­щие и методические материалы и документы, регламентирующие деятельность страховых организаций; сущность и функции страхования, его место и роль в рыночной экономике; виды страховых услуг, типовые правила и условия страхо­вания; основы проведения актуарных расчетов; правовые основы осуществления страховой деятельности с учетом региональных специфических условий; основы психологии и организации труда; систему счетов бухгалтерского учета; порядок и формы финансовых расчетов; установленную отчетность о финансовой деятель­ности; виды и методы контроля; порядок привлечения и использования собствен­ных и заемных средств, выпуска и приобретения ценных бумаг; основы экономи­ки, банковского дела, менеджмента, маркетинга и права.

Должен уметь: осуществлять операции по заключению договоров имуще­ственного и личного страхования, страхования ответственности, перестраховоч­ных договоров и соглашений; изучать региональные условия и спрос на страховые продукты (услуги); заключать и оформлять страховые договоры, регулирующие отношения между страхователем и страховщиком; осуществлять оценку рисков при заключении договоров на страховые услуги; использовать информационную базу для принятия управленческих решений и составления планов (прогнозов) деятельности страховой организации, разработки страховых тарифов и условий страхования, определения финансовых результатов деятельности страховой организации и направлений обеспечения финансовой устойчивости страховых операций и платежеспособности страховой организации; вести бухгалтерский и статистический учет, составлять отчетность по установленным формам; проводить проверки (ревизии) работы страховых организаций и их филиалов, служебное расследование причин некачественного обслуживания клиентов; применять специализированное программное обеспечение для решения профессиональных задач.

Специалист рекламного бизнеса

Общая характеристика профессии

Задача специалиста - информировать потребителей, удовлетворять и фор­мировать потребительские предпочтения и стимулировать спрос через создание рекламной продукции, оказание рекламных услуг и проведение рекламных кам­паний и мероприятий, переводящих сущность, качество, особенности товаров и услуг, идей и явлений общественной жизни на язык чувств и эмоций с учетом нужд и запросов потребителей - через систему художественных образов, симво­лов, знаков. Работник рекламы организует и проводит научные исследования в области рекламы, потребительских предпочтений и спроса; обеспечивает эффек­тивное функционирование рекламных агентств и рекламных служб предприятий и организаций как на внутреннем, так и на внешнем рынке; содействует социально-экономическому и культурному развитию общества; повышению качества и уровня жизни, стимулированию производства и сбыта; совершенствованию ка­чества товаров и услуг.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Мотивация к профессиональной деятельности, высокий уровень интеллек­туального развития, креативность, информационная и коммуникативная культу­ра, знания иностранного языка, хорошая обучаемость, самодисциплина, стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации, развитое вооб­ражение, умение мыслить образами и ассоциациями, психологический талант.

Медицинские противопоказания

Психические заболевания, заболевания нервной системы, серьезные физи­ческие недостатки.

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать: основы гуманитарных, социально-экономических, матема­тических и естественнонаучных дисциплин; законодательные и нормативные акты, регламентирующие предпринимательскую, коммерческую и рекламную деятельность, систему налогообложения; основы рыночной экономики, предпри­нимательства и ведения бизнеса, основы делового администрирования; теорию и практику менеджмента, структуру управления фирмой, предприятием, учреж­дением и организацией, механизм инновационной и инвестиционной деятель­ности, основы организации делопроизводства, мотивации труда, основы законо­дательства о труде, правила и нормы охраны труда; теорию и практику маркетин­га, конъюнктуру рынка, порядок ценообразования, системы управления качеством товара и сбытом; основы социологии, общую и специальную психологию, этику делового общения; современные средства сбора и обработки информации, сред­ства электронно-вычислительной техники, коммуникаций и связи; организацию рекламного дела, средства и носители рекламы, формы и методы разработки и ведения рекламных кампаний, порядок разработки договоров и контрактов на организацию и проведение рекламных кампаний, основы технологии производ­ства рекламы, формы и методы работы с персоналом и клиентами, передовой и зарубежный опыт ведения рекламного дела.

Должен уметь: организовать работу по рекламированию производимой продукции или выполняемых услуг с целью их продвижения на рынки сбыта, информируя потребителей о качестве и отличительных свойствах товаров и услуг; проводить рекламные кампании, разрабатывать планы мероприятий и определять затраты на их проведение, составлять медиаплан; формировать рекламные стра­тегии; выбирать формы и методы рекламы в средствах массовой информации, их текстовое, цветовое и музыкальное оформление; проводить маркетинговые ис­следования, изучать рынок сбыта, покупательский спрос и покупательские пред­почтения, чтобы определить оптимальное время и место размещения рекламы, масштабы и сроки проведения рекламных кампаний, круг лиц (целевые аудито­рии), на которые должна быть направлена реклама; анализировать мотивации спроса на товары и услуги, изучать потребности и предпочтения потребителей; разрабатывать рекламные тексты, плакаты, каталоги, буклеты, контролировать их качество, обеспечивать наглядность, доступность и адресность рекламы, со­блюдение норм общественной морали и этики; контролировать разработку и реализацию договоров и контрактов по рекламированию товаров и услуг; орга­низовать связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации, расширение внешних контактов в целях совершенствования рекламной деятельности; поддерживать необходимые связи с другими структурными подразделе­ниями организации в процессе разработки и проведения рекламных мероприя­тий, привлекать к решению поставленных задач консультантов и экспертов; ру­ководить сотрудниками рекламных служб, определять задачи их деятельности и должностные обязанности.

Архитектор

Общая характеристика профессии

Архитектор выполняет большой комплекс архитектурно-художественных, градостроительных, дизайнерских и других работ; проектирует не только малые архитектурные формы, но и районную планировку (жилье, общественные и про­изводственные сооружения, благоустройство территории, парков, жилых районов и города).

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Пространственное воображение, развитый художественный вкус, глазомер, коммуникабельность, внимательность.

Медицинские противопоказания

Плохое зрение, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания нервной системы, нарушения в координации движений.

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать: технологию выполнения архитектурно-строительных черте­жей с использованием системы автоматизированного проектирования; основы теории архитектурной графики; правила компоновки и оформления чертежей; методику выполнения архитектурно-строительных чертежей на разных стадиях проектирования; законы, методы и приемы проецирования, выполнения пер­спективных проекций; основы колористики и цветовой композиции; принципы образования структуры объема; приемы нахождения точных пропорций; основ­ные памятники отечественной и мировой архитектуры и искусства; геодезические определения, технологию решения основных архитектурно-строительных задач на топографических планах и картах и на местности с использованием геодези­ческих приборов; принципы организации и подготовки территории; виды ком­позиции и свойства объемно-пространственных форм, закономерности по­строения форм; средства и приемы достижения композиционных целей; общие принципы проектирования; принципы архитектурно-конструктивного решения зданий; основные конструктивные системы зданий, конструктивные элементы, составляющие здание или отдельные их части; строительные нормы и правила на проектирование зданий и сооружений; строительные материалы и область их применения.

Должен уметь: выполнять все виды архитектурно-строительных чертежей на разных стадиях проектирования; строить и выполнять проекции зданий, комплек­сов, интерьеров; решать несложные композиционные задачи при построении архитектурных объектов; разрабатывать по эскизам отдельные элементы проектов зданий и сооружений малых форм; владеть"языком" градостроительного проекти­рования; владеть различными видами архитектурной графики; владеть шрифтами, уметь компоновать надписи на чертежах; изображать отдельные предметы, архи­тектурные и другие формы с натуры, по памяти и представлению; подсчитывать технико-экономические и объемно-планировочные показатели; выполнять в ма­кете из бумаги или картона все виды композиций; производить обмеры зданий и сооружений, составлять обмерные кроки и чертежи; разрабатывать чертежи эле­ментов интерьера; производить обследование и предпроектный анализ историче­ского интерьера, выбирать метод реставрации; выполнять чертежи реконструкции и реставрации; выполнять чертежи конструкции заданного архитектурного про­странства и объема; производить сравнительный анализ памятников архитектуры разных исторических периодов.Специалист в области туризма

Общая характеристика профессии

Специалист осуществляет связь с туристическими агентствами, занимается поиском наиболее выгодных и подходящих туроператоров, оформляет необхо­димые документы, бронирует места в отелях, авиа- или железнодорожные биле­ты, изучает страноведческую информацию, умеет быстро и оптимально решать негативные ситуации.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Должен обладать хорошей памятью, высокой эмоционально-волевой устой­чивостью, готовностью к разумному риску, иметь развитый интеллект, коммуни­кативные и организаторские способности. Необходимы смелость, решительность, ответственность, самокритичность, работоспособность, чувство юмора и умение сопереживать.

Медицинские противопоказания

Заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппара­та; нервно-психические заболевания; дефекты речи, слуха, зрения.

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать: федеральные законы, нормативные правовые документы, устанавливающие требования к организации путешествий, туристской деятель­ности, правила составления маршрутов, маршрут и район путешествия (похода), расположение населенных пунктов, порядок оказания доврачебной медицинской помощи, правила обеспечения жизнедеятельности группы во время путешествия, правила ориентирования на местности, правила эксплуатации радиостанций и способы связи со спасательными, экскурсионно-туристскими станциями и иными организациями на маршрутах, санитарно-эпидемиологическое состояние района проведения путешествия, основы туристского права, этику делового общения, правила оформления документов и составления отчетов. Должен знать основные формы и особенности экономических отношений на внутренних и внешних рын­ках, основы менеджмента, элементы организации и функции управления, вопро­сы финансирования, кредитования, страхования и бухгалтерского учета, правовые основы туристской деятельности, национальные и культурные особенности ор­ганизации туристского обслуживания и ведения маркетинговой деятельности, экономику туристской фирмы, состояние и перспективы развития внутреннего, въездного и выездного туризма.

Должен уметь: вести деловую переписку на русском и английском языках, составлять культурную программу и проводить туристические экскурсии, орга­низовывать транспортное обслуживание и питание туристов, бронировать раз­мещение на маршруте и места в транспорте, оформлять различные виды тури­стических документов, вести переговоры с деловыми партнерами и клиентами, проводить рекламные кампании, использовать инструменты контроля качества обслуживания клиентов.

Должен владеть: технологией приема и отправки туристов, инструментами анализа потребностей различных групп клиентов, навыками работы с системами резервирования туристских услуг, навыками оформления хозяйственно-экономических документов и составления бизнес-планов, иностранным языком в объеме профессиональной лексики.Дизайнер

Общая характеристика профессии

Специалист занимается разработкой дизайнерских проектов, художест­венным проектированием, моделированием и оформлением дизайн-продукта и авторских произведений в различных организациях (предприятиях).

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Художественное воображение, пространственно-образное мышление, ком­муникабельность, глазомер.

Медицинские противопоказания

Нарушение координации движений рук, дальтонизм, дефекты зрения.

Требования к профессиональной подготовке

Работник должен знать законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность; закономерности постро­ения художественной формы и особенности ее восприятия; принципы, методы и приемы работы над дизайн-проектом; способы обработки основных материалов, применяемых при выполнении дизайн-проектов; технологические, эксплуатаци­онные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам; ассортимент, свойства, методы испытаний оценки качества материалов; основы организации деятельности предприятия и управления им.

Анализ кадровой ситуации в дневных общеобразовательных учреждениях

Несмотря на некоторое улучшение демографической ситуации и замедление темпов со­кращения числа обучающихся общеобразовательных учреждений, продолжает сокращаться численность учителей, причем с 2008/2009 уч. г. этот процесс ускорился.

Если с 2005/2006 по 2008/2009 уч. г. численность учителей сокращалась ежегодно прибли­зительно на 3-4%, то за последний учебный год сокращение составило: в городской местности -12,7%, в сельской - 17,0%. В целом за 5 лет, с 2005/2006 по 2009/2010 уч. г. численность учителей сократилась: в городской местности - на 21,6%, в сельской - на 25,0%.

В 2008/2009 уч. г. в общеобразовательных учреждениях РФ было 6969 вакантных мест, из них в городской местности - 3052, в сельской - 3917, а на начало 2010/2011 уч. г., по данным из регионов, озвученным 28 июня 2010 г. на заседании рабочей группы Минобрнауки России по вопросам обе­спечения привлечения перспективных выпускников общеобразовательных учреждений высшего профессионального образования для работы в государственных и муниципальных общеобразо­вательных учреждениях субъектов РФ, количество вакансий по предметам составило уже 9381.

Анализ кадрового состава общеобразовательных учреждений показывает, что его качествен­ные характеристики в условиях модернизации по большинству параметров не претерпевают положительных изменений. Как и прежде, наблюдается стабильная феминизация учительского корпуса (87,5% учителей - женщины), его старение (17,4% учителей достигли пенсионного воз­раста). Недостаточен приток в сферу образования молодых учителей (только 4,4% учителей имеют стаж работы до 2 лет).

Эти тенденции касаются всех педагогических работников, включая руководителей обще­образовательных учреждений, от которых в первую очередь зависит успешность реализации президентской инициативы "Наша новая школа".

Единственной положительной тенденцией в развитии кадрового потенциала за последние 5 лет можно считать улучшение показателей уровня образования педагогических работников. За период с 2005/2006 по 2009/2010 уч. г. количество учителей, имеющих высшее образование, в целом по Российской Федерации увеличилось с 80,7 до 82,4%, в т. ч. в городской местности с 86,3 до 87,6%, в сельской - с 73,7 до 75,6%. Из учителей, получивших высшее образование, у подавляющего большинства оно профильное (педагогическое). В целом по Российской Феде­рации в 2009/2010 уч. г. этот показатель составил 94,8%, в т. ч. в городской местности - 94,2%, в сельской - 95,8%.

Учителей с более низким уровнем образования в сельской местности существенно больше, чем в городской. Так, удельный вес учителей со средним специальным образованием в сельской местности в два раза выше, чем в городской: 22,6 и 11,8% соответственно, удельный вес учителей с начальным профессиональным образованием в сельской местности более чем в два раза выше, чем в городской: 0,5 и 0,2% соответственно, удельный вес учителей, не имеющих профессиональ­ного образования (только среднее общее), в сельской местности более чем в три раза выше, чем в городской: 1,1 и 0,3% соответственно.

По параметру "Уровень квалификации" (данные включены в статистический отчет формы № 83-РИК за 2009/2010 уч. г.) в целом по Российской Федерации высшую квалификационную категорию имеют 25,1% учителей, первую - 37,7, вторую - 20,8%, не имеют квалификационной категории 16,5% учителей.

В городской и сельской местности распределение количества учителей по квалификацион­ным категориям существенно различается. Высшую квалификационную категорию в городской местности имеют 33,3% учителей, в сельской - 14,4%, первую квалификационную категорию в городской местности имеют 36,0% учителей, в сельской - 39,8%, вторую квалификационную категорию в городской местности имеют 17,5% учителей, в сельской - 25,0%, не имеют квалифи­кационной категории в городской местности 13,2% учителей, в сельской - 20,8%.

По состоянию на 2009/2010 уч. г. 85,4% руководителей общеобразовательных учреждений имеют высшее образование, 12,3% - среднее профессиональное образование, 0,8% - начальное профессиональное образование (среди учителей этот показатель составляет 0,3%) и 1,3% -среднее общее образование (среди учителей этот показатель составляет 0,7%).

По сравнению с учителями среди руководителей больше работников, имеющих выс­шую и первую квалификационные категории. Высшую квалификационную категорию имеют 30,7% руководителей (среди учителей - 25,1%), первую - 49,9% (среди учителей - 37,7%). Удель­ный вес руководителей, не имеющих квалификационной категории, практически такой же, как и среди учителей: 16,4 и 16,5% соответственно.

Каждый шестой руководитель (17,1% от общего числа руководителей) так же, как и каждый шестой учитель (17,4% от общего числа учителей), находится в пенсионном возрасте. Более половины руководителей - 58,0% - находятся в предпенсионном возрасте (имеют стаж работы свыше 20 лет). Среди учителей этот показатель составляет 53,6%.

Женщин среди руководителей столько же, сколько и среди учителей: 86,3 и 87,5% соот­ветственно.Л.Н. Лукьянова,
магистр педагогики, педагог-психолог школы № 1143, г. Москва;
Т.С. Широбокова,
лауреат гранта г. Москвы в сфере образования - 2009,
преподаватель специальных дисциплин Колледжа сервиса и туризма № 29, г. Москва



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль