Профессиональные заболевания педагогов

27764

Педагог практически весь день проводит в школе: уроки, внеклассные мероприятия, проверка домашних заданий, педсоветы и т. д. Как правило, не удается отдохнуть и дома: нужно готовиться к занятиям. В целом рабочее время педагога в 2-3 раза превышает недельную нагрузку.

Не удивительно, что через 10-15 лет работы у многих учителей возникают так называемые педагогические кризы, выражающиеся в неудовлетворенности своим трудом. Более того, согласно исследованиям, у трети учителей показатель степени социальной адекватности сравним или даже ниже, чем у больных неврозами.

Основные факторы, негативно влияющие на здоровье педагогов

Помимо большой занятости, к основным факторам, негативно влияющим на здоровье педагогов, относятся: интенсивная речевая нагрузка; нервно-психическое напряжение; напряжение органов зрения; малая двигательная нагрузка; длительное пребывание в вертикальном положении; высокая концентрация бактерий и микробов в учебных помещениях.

Каждый из перечисленных факторов провоцирует возникновение определенных заболеваний:

  1. интенсивная речевая нагрузка формирует патологию голосообразующего аппарата, что в сочетании с гиподинамией у большинства педагогов приводит к неблагоприятным изменениям в дыхательной и сердечно-сосудистой системах;
  2. нервно-психическое напряжение трансформируется в так называемые болезни стресса или психосоматические заболевания: гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении и пр.;
  3. напряжение органов зрения приводит к быстрому утомлению глаз, снижению остроты зрения;
  4. малая двигательная нагрузка на фоне неправильной позы при сидении за столом способствует развитию остеохондроза;
  5. длительное пребывание в вертикальном положении приводит к развитию хронической недостаточности вен нижних конечностей, а у худых людей - к опущению внутренних органов
  6. высокая концентрация бактерий и микробов в учебных помещениях повышает заболеваемость респираторными вирусными инфекциями и гриппом в период эпидемий.

Профзаболевания педагогов согласно исследованию

Специалисты кафедры общественного здоровья Башкирского государственного медицинского университета проанализировали состояние здоровья почти тысячи педагогов из разных школ г. Уфы и структурировали профзаболевания в зависимости от их стажа, профиля работы и возраста. Исследование проводилось на основе анализа данных, полученных в ходе обращения педагогов в лечебно-профилактические учреждения. К сожалению, эти данные нельзя считать полными, поскольку далеко не все педагоги в случае заболевания берут больничный. Как правило, листки нетрудоспособности оформляют педагоги со стажем работы до 20 лет. При стаже более 20 лет педагоги, в первую очередь женщины, чаще переносят болезни на ногах.

Согласно исследованию, в структуре заболеваемости педагогов преобладают болезни: органов дыхания (26,1%); органов кровообращения (17,9%); органов пищеварения (15,3%); нервной системы и органов чувств (12,1%); инфекционные и паразитарные заболевания (11,9%).

Болезни органов дыхания и органов пищеварения наиболее часто встречаются среди педагогов в возрасте до 45 лет. В дальнейшем ведущее место (до 50% от всех случаев заболеваемости) занимают болезни органов кровообращения, что совпадает с данными об усилении нервно-эмоционального напряжения у лиц старше 45 лет и частотой жалоб педагогов, связанных с психосоматическими расстройствами.

Анализ сезонных показателей заболеваемости позволил выявить увеличение числа обращений в зимне-весенний период и снижение заболеваемости летом с постепенным подъемом в октябре. Наиболее высокие показатели заболеваний сердечно-сосудистой системы выявлены в апреле, мае и июне, т. е. в конце учебного года, когда накапливается усталость и нарастает психоэмоциональное напряжение в связи с подготовкой к переводным и выпускным экзаменам. Достаточно высокими они остаются и в начале учебного года в период адаптации педагогов к рабочему графику после летнего отпуска.

Таким образом, заболеваемость педагогов в осенне-зимний период определяется в основном болезнями органов дыхания, а в конце и начале учебного года - болезнями системы кровообращения.

Отношение педагогов к своему здоровью и профилактика

Уровень заболеваемости среди педагогов-мужчин в целом ниже, чем среди педагогов-женщин. Они чаще, чем педагоги-женщины, обращаются к врачам по поводу болезней органов дыхания - в 2,3 раза, костно-мышечной системы - в 3,6 раза и системы кровообращения - в 1,7 раза. В то же время число обращений среди педагогов-мужчин по поводу инфекционных заболеваний ниже, чем среди педагогов-женщин в 2,1 раза.

В ходе исследования были установлены существенные различия в заболеваемости педагогов в зависимости от преподаваемой дисциплины. Наиболее высокий уровень заболеваемости отмечен среди учителей физико-математических, лингвистических и общественных дисциплин. В этих же группах независимо от пола и возраста отмечен наиболее высокий уровень обращаемости в лечебно-профилактические учреждения в связи с заболеваниями системы кровообращения.

Помимо преподаваемой дисциплины, заболеваемость зависит от стажа педагогической деятельности. В частности, у педагогов со стажем до 5 лет преобладают острые респираторные заболевания, нейро-циркуляторная дистония и кратковременные подъемы артериального давления, а у педагогов со стажем от 10 до 15 лет - гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, стенокардия, а также неврозоподобные реакции.

Так, например, 10,2% учителей, в первую очередь учителя начальных классов, русского языка и литературы, несколько раз в год отмечают у себя признаки дисфонии (нарушения голосообразования), но только 24,2% из них выполняют специальные профилактические упражнения, а 48,1% даже не знают об их существовании.

Упражнения для профилактики утомления органов зрения выполняют 22,9% педагогов, делают точечный массаж 6,4%, регулируют поступление каротина в свой организм с продуктами питания или витаминными препаратами 0,4%.

Комплекс производственной гимнастики с целью профилактики остеохондроза выполняют лишь 14,1% педагогов. По понятным причинам чаще это делают учителя физической культуры и воспитатели.

Профилактикой венозной недостаточности педагоги не занимаются вовсе. Те из них, у кого патология вен нижних конечностей уже сформировалась, проводят специальные мероприятия, но редко.

Несмотря на то, что педагоги довольно часто болеют острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом (несколько раз в год - 51%, один раз в год - 25,1%), профилактику этих заболеваний проводит из них только 56,6%. Большинство педагогов принимают витамин С (не только в виде таблеток, но и в составе продуктов питания), и только некоторые с этой целью используют ремантадин, оксолиновую мазь и делают точечный массаж. Наиболее подвержены профессиональному стрессу учителя начальных классов, лингвистических дисциплин, оуководители образовательных учреждений со стажем работы до 5 лет и педагоги со стажем более 10 лет.

Особое внимание педагогам следует обращать на свое психоэмоциональное состояние. Основными признаками заболевания в этом случае являются нарушения сна, частые головные боли, повышение артериального давления.

Согласно исследованию, различные формы нарушения сна отмечают у себя 87,9% педагогов, две трети из них жалуются на частые головные боли, у 40% регистрируется стойкое повышение артериального давления.

Изучение биоэлектрической активности головного мозга показало, что с возрастанием стажа педагогической деятельности в отдельных случаях ситуация улучшается. Для учителей естественно-научных дисциплин независимо от стажа и всех педагогов со стажем свыше 20 лет характерны нормальные значения биоэлектрической активности мозга, свидетельствующие об устойчивости этих групп к эмоциональному выгоранию. Напротив, учителя, преподающие физико-математические, лингвистические и общественные дисциплины, демонстрируют наибольшую выраженность синдрома эмоционального выгорания, коррелирующего с показателями биоэлектрической активности мозга.

По данным исследования, только 33% педагогов занимаются профилактикой психоэмоционального перенапряжения: регулярно совершают пешие прогулки, выполняют аэробные упражнения, посещают тренажерные залы, спортивные секции и бассейн, проводят массаж, самомассаж и аутогенные тренировки, принимают адаптогены или травяные отвары успокаивающего действия. В большей степени методами коррекции стрессовых состояний владеют учителя начальных классов, естественно-научных дисциплин и физической культуры.

К сожалению, более 60% педагогов для устранения психоэмоционального напряжения курят, 26,8% употребляют алкоголь, 53,9% переедают, 32,8% принимают снотворные или успокаивающие лекарственные препараты.

В целом исследование показало, что педагоги в недостаточной степени владеют гигиеническими навыками профилактики профессиональных заболеваний. В связи с этим администрация образовательного учреждения должна строго следить за прохождением педагогами ежегодного медицинского осмотра, создавать условия для успешной адаптации новичков, проводить в коллективе просветительскую работу и по возможности оказывать социальную помощь работникам, которые часто болеют или имеют хронические заболевания.

vk2833

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль