Опыт развития универсальных учебных действий учащихся в начальных классах

14125

Изменения, происходящие в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Соответственно возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

- Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.

-Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.

- Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

- Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

- Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.

- Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все больше число ребят, не умеющих работать самостоятельно, "интеллектуально пассивных", детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.

Примером может служить класс, который я веду уже четвертый год.

Ко мне в 1 класс поступили довольно "разноплановые" дети. Из 23 учащихся только 3 ребенка более или менее были подготовлены к школе. Остальные не умели элементарно слушать и слышать не только учителя, но и себя самих. Не могли общаться с ровесниками, некоторые не умели разговаривать по- русски (азербайджанцы). Некоторые из ребят имели явное отставание в развитии. Кроме этого, логопедом были выявлены 11 учеников с логопедическим диагнозом – дисграфия - нарушение письменной речи в 1 и 2 годы обучения. А на 3-ем году обучения наступает дезорграфия – большое количество орфографических ошибок, неумение применять правила по школьной программе за соответствующий период обучения, хотя устно ребенок все правила знает.
Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения.

В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).
Что же такое "универсальные учебные действия"? В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования коммуникативных УУД на уроках.
Назову ряд примеров из моей практики по формированию УУД в контексте разных учебных дисциплин.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока:
1. Личностные – обеспечивают умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, самоопределение и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения мне пришлось проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.
Привитию вышеназванных качеств, способствуют уроки литературного чтения. Литературное чтение – осмысленная, творческая, духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Поэтому на уроках поэзии два вида искусства- стихи и музыка -часто находятся рядом. Учитывая, что каждый ребенок увидит и почувствует читаемое по-своему, стараюсь раскрыть его индивидуальность. Для этого урок поэзии начинаю с мини-сочинений. Мини-сочинение "За окном - сентябрь" дети пишут перед чтением стихотворения А. Дементьева "Сентябрь", "Наступает вечер" перед стихотворением А. С. Пушкина "Зимний вечер". Сравниваем осень у Ф. Тютчева и С.Есенина, зиму А. Пушкина и Е. Баратынского. Много времени отвожу самостоятельному чтению "Читай самому себе". Такое чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями с соседом по парте. Особое место отвожу экскурсиям. Хрустальный день осени, березу в бахроме, лес под шапкой зимы показываю в природе, а не по словарю. Вскоре учащиеся сами начинают наблюдать изменения в природе и с утра в классе звучит: "А вы видели…", "А я любовался…". Уроки провожу в форме диалога, начиная со слов "Мне кажется…", "Я думаю…"

2. Регулятивные УУД в начальной школе обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

3. Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково – символические.

Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин.
Например, на уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач . Такие схемы используем при составлении краткой записи к задачам. Причем в зависимости от условия задачи схема видоизменяется самим учеником. Использование таких схем приносит положительные результаты. При таком контингенте класса в результате контрольных работ только 2-3 ученика допускают ошибки при решении задач, остальные решают безошибочно. Также в своей работе использую единый алгоритм решения задач , «круговые» схемы задач, комплекты карточек разрядных чисел . Комплект включает в себя карточки единиц 1-9, карточки круглых десятков 10-90 и карточки круглых сотен 100-900. Цифры пишутся черным цветом на синем (единицы), на желтом (десятки), на красном (сотни) фоне. Запись нулей фиксируется, подчеркивая вопрос, сколько единиц в одном, двух-трех десятках, сколько единиц в одной, двух-трех сотнях. Наложением карточек можно образовывать любые числа, раскладывать на разрядные слагаемые.

Подобные карточки можно использовать и при работе с многозначными числами, а также при счете.
Идея использования данных пособий позволяет учащимся моделировать свои действия.
На уроках русского языка широко ввожу разные формы представления учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Используем единую памятку "Пишу грамотно" .Кроме этого, пользуемся карточками- орфограммами. Цвет квадратиков знаком детям с 1 класса. Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме.

'Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Уверенна, что на протяжении младшего школьного возраста происходит становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная.

4. Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Поэтому ежедневно создаю необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.
Уроки технологии, литературного чтения и окружающего мира провожу по технологии "Педагогические мастерские в практике начальной школы", которая основана на работе детей по группам. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.
Например, на уроке чтения по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово" при работе над текстом дается задание по группам: 1- охарактеризовать старика, 2- охарактеризовать мальчика, 3- назвать и охарактеризовать второстепенных героев, 4- определить главную мысль произведения.

Или, урок окружающего мира по теме "Жизнь животных" проводится в форме пресс – конференции.
- У нас в гостях бобр (Кирилл П.). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам).
Вопросы журналистов:
- Как тебя зовут?
- Где ты живешь?
- Чем ты питаешься? и т.д.

На уроке технологии выполняем поделки по технике оригами, но не по готовому алгоритму. Каждой группе даю свою поделку. Постепенно разобрав ее, нужно составить алгоритм складывания данной поделки и обменяться с другой группой. Вторая группа, в свою очередь, должна по составленному их одноклассниками алгоритму, сложить поделку.

Огромную роль в формировании УУД играет внеурочная деятельность.
Во время работы группы продленного дня организую такие формы работы, как взаимная проверка тетрадей, взаимные задания групп, учебный конфликт. На первых порах введения этих форм дети отмечают только ошибки и недодоелки в работе своих товарищей, но в дальнейшем переходят к выявлению причин ошибок, разъясняется их характер.

Особое место по формированию УУД всех видов имеет проведение кружковой работы, т.к. здесь происходит дальнейшее развитие таких способов деятельности, которые способствуют самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Кружок, который я веду первоначально назывался "Мы изучаем историю". Почему я веду именно кружок истории? Дело в том, что история – это действительность в ее движении. Изучение данного предмета способствует культурному росту личности, формированию знаний учащихся, их кругозора. Работа с картой, изучение фактов и терминов развивает логическое мышление, процессы анализа и синтеза. Способствует воспитанию позитивных черт характера, стремление к личностному росту, самостоятельности, уверенности в себе. Все эти качества соответствуют требованиям современной жизни. Материал кружка охватывает различные области нашей жизни. Весь материал мы с ребятами оформляем в виде рефератов, проектов, игр.

Создан классный музей. Руками детей созданы альбомы "Деньги в разные времена" , "Сталинградская битва" , "Города-герои", другие рефераты по вопросам истории, в том числе и истории искусств . Созданы альбомы "Животный мир и растительный мир", "Животный и растительный мир родного края", "Азбука моего города", "История моей семьи" и др. Таким образом, дети учатся видеть историю вокруг себя. Использую различные учебные пособия по истории для ребят начальной школы, но единой программы нет. К сожалению, они созданы для 1-2 или для 3-4 классов. Поэтому сейчас я работаю над разработкой своей единой программы.Цель программы – достижение общего развития ребенка через развитие способности устанавливать связь между близкими науками и областями жизни и умение видеть взаимосвязь между далекими, а также через социализацию. Она объединяет сведения из областей истории, астрономии, биологии, географии, экологии, социологии. А одним из центральных понятий программы является социально-ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка через совместную деятельность детей, а также взрослого и ребенка, где дети учатся осознавать свою статусную роль "я – сын (дочь)", "я – ученик", "я – друг", "я – гражданин".

Программы развития УУД в основной школе и комплексная работа приносят свои положительные результаты.

Вот несколько примеров.
Ко мне в 1 класс пришла девочка : старательная, опрятная, способная, ответственная. Но очень замкнутая, стеснительная. Причем эту замкнутость усугублял ярко выраженный языковой барьер. При ответе голос дрожит, дыхание перехватывает. Чаще всего отметка 3, хотя по способностям может больше. На протяжении всего периода обучения я старалась включать ее в групповые формы работы. На сегодняшний день девочка свободно общается со сверстниками, добровольно готовит дополнительный материал к урокам и свободно рассказывает одноклассникам, высказывает свое мнение, посещает два внешкольных кружка, имеет много подруг. И, как следствие этого, практически отсутствует языковой барьер, 3– ий класс закончила на «отлично».

На переменах мои ученики всегда заняты делом: одни что-то ищут в энциклопедии, другие изучают глобус, третьи – готовятся к проведению очередного классного часа.

Последнее время замечаю: самые активные ученики класса самостоятельно составляют кроссворды, ребусы, задачи, вопросы к конкурсам по различным предметам. Победителям вручают грамоты, сделанные своими руками. В эту работу активно включаются и остальные одноклассники.

На уроках у нас каждый может высказать свое мнение, зная, что это мнение примут. На уроках окружающего мира и литературного чтения дети готовят много дополнительного материала по теме, причем абсолютно добровольно.
У значительного большинства детей класса присутствует интерес к учебе, развита мотивация – а это залог будущих успехов.

Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценносто-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремиться в воспитании и обучении детей. Поэтому для себя я разработала проект выпускника начальной школы , к которому всегда стремлюсь.      Автор: Сергеева Анастасия  Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 город Бугульма (Республика Татарстан)

 


 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль