Повышение уровня адаптации педагогов к ДОУ

4192

Рассуждая об адаптации к дошкольному учреждению, мы зачастую забываем о том, что трудности привыкания к новым условиям могут быть не только у детей, но и у взрослых. Поступление на работу в сложившийся коллектив ДОУ может стать настоящим испытанием как для молодого специалиста, так и для педагога со стажем. Поэтому вопросам адаптации педагогов старший воспитатель и педагог-психолог дошкольного учреждения должны уделять пристальное внимание.

Как показывает практика, наибольшие трудности в адаптации к дошкольному учреждению, новому коллективу и выработке собственной стратегии педагогической деятельности воспитатели испытывают на двух этапах профессионального становления: в периоды подготовки и вхождения в профессию. Специфика в том, что начинающие педагоги с первого дня работы выполняют те же обязанности и несут тот же объем ответственности, что и педагоги с многолетним стажем, а дети, родители, администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Педагоги, не получившие в первый год работы поддержки от коллег и администрации, аттестации воспитателей ДОУ на 1 категорию, чувствуют себя брошенными, испытывают неуверенность. Молодой педагог боится собственной несостоятельности во взаимодействии с подопечными, их родителями, опасается критики администрации ДОУ и опытных коллег.

Зачастую тревожность из ситуативной превращается в устойчивую личностную черту, страх и неудовлетворенность своей деятельностью становятся привычным состоянием. Чтобы этого не произошло, начинающим педагогам нужно целенаправленно помогать.
Трудности в период адаптации к новому коллективу могут испытывать и педагоги с определенным стажем работы, перешедшие из одного дошкольного учреждения в другое. Как известно, в каждом коллективе складываются групповые нормы поведения, своеобразные поведенческие стандарты.
Принимая во внимание актуальность данной проблемы, в ДОУ «Детский сад № 70 “Ягодка”» была разработана программа повышения уровня адаптации педагогов к ДОУ.
В соответствии с этой целью были сформулированы следующие задачи:

  • научить прибывшего в коллектив ДОУ педагога работать в новых для него профессиональных условиях;
  • помочь освоить организационную культуру данного ДОУ;
  • включиться в систему сложившихся в учреждении межличностных связей;
  • способствовать снятию у педагога психоэмоционального напряжения, состояний агрессивности и тревожности.

Перед началом работы с педагогами была выдвинута следующая гипотеза – в ходе реализации данной программы повысится уровень адаптации педагогов к ДОУ, снизится уровень тревожности и замкнутости.
Программа повышения уровня адаптации к ДОУ рассчитана на прибывших в дошкольное учреждение педагогов следующих категорий:

  • не имеющие опыта работы в ДОУ;
  • имевшие длительный перерыв в педагогической деятельности;
  • перешедшие из другого дошкольного учреждения.

Комплекс мероприятий с педагогами проводится в два этапа в течение года и подразумевает как индивидуальную, так и групповую формы работы.
Для коллективных занятий формируются группы из 4–6 педагогов (оптимальное количество). В качестве примера в приложениях 1 и 2 соответственно представлены планы индивидуальной и групповой работы.
В качестве основных форм работы с педагогами были выбраны:

  • анкетирование;
  • консультации
  • круглые столы;
  • наставничество;
  • посещение открытых показов образовательной деятельности;
  • внедрение педагога в общественную работу;
  • организация выставок.

Ответственными за организацию и проведение мероприятий являются старший воспитатель и педагог-психолог. Другие специалисты ДОУ подключаются по мере необходимости. Индивидуальная работа с педагогом предполагает мероприятия, посвященные знакомству. По традиции, когда человек приходит на новое или первое место работы, его знакомят с коллективом, внутренним распорядком, спецификой деятельности, функциональными помещениями и его рабочим местом. Программа повышения уровня адаптации к ДОУ не является в этом смысле исключением и предусматривает знакомство педагогов с методическим кабинетом, кабинетами специалистов ДОУ, музыкальным и физкультурным залами, возрастными группами, основными направлениями работы педагогов.
Предусмотренное программой прикрепление опытного педагога-наставника позволит обеспечить своевременную практическую помощь пришедшему педагогу на рабочем месте, что будет способствовать повышению его профессиональной компетентности. Наставничество предполагает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности.

Если педагог относится к категории перешедшие из другого дошкольного учреждения, то в задачи педагога-наставника входит ознакомление его с реализуемой в данном ДОУ программой, используемыми методиками, технологиями и т. д. В таких случаях не исключены спорные ситуации, когда педагог, имеющий определенный опыт  работы, критикует выбранный курс деятельности новых коллег. Не секрет, что для некоторых педагогов характерна завышенная или заниженная самооценка своей профессиональной деятельности, что негативно сказывается на его работе в целом. Не случайно одним из мероприятий программы повышения уровня адаптации к ДОУ является самоанализ педагогом успешности организации воспитательно-образовательной работы посредством анкетирования (приложение 3). Полученные результаты помогут наметить пути дальнейшего взаимодействия с педагогом, выявить несоответствие уровня его профессиональной компетентности и самооценки деятельности. Все это в дальнейшем позволит избежать конфликтных ситуаций, создать условия для успешной адаптации педагога к работе в новых профессиональных условиях.

Одним из способов решения воспитательно- образовательных задач является общение педагога с детьми. Оно же является условием эффективного взаимодействия членов педагогического коллектива. С учетом этого в программу повышения уровня адаптации к ДОУ были включены мероприятия по развитию у педагогов навыков межличностного вза-имодействия, ознакомлению с особенностями общения с детьми дошкольного возраста (приложение 4), а также обучению различным методам релаксации и саморегуляции. Таким образом, комплексный подход к вопросу адаптации педагога к работе в новых профессиональных условиях позволит, не нарушив микроклимат в педагогическом коллективе ДОУ, помочь новому коллеге стать полноценным участником образовательного процесса. А главное – даст возможность педагогу раскрыть его профессиональный потенциал.

Заповеди педагога

  1. Научись любить детей.
  2. Ищи в детях хорошее.
  3. Хвали за любое достижение.
  4. Будь предан своему делу.
  5. Никогда не приходи к детям в плохом настроении.
  6. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон – залог успеха.
  7. Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.
  8. Будь одинаково справедлив ко всем воспитанникам.
  9. Оценивай поступок ребенка, а не его личность.
  10. Учись понимать ошибки детей.

Приложение 1

Время проведения

Мероприятие

Форма проведения

Ответственный

При поступлении

Знакомство педагога с методическим кабинетом, кабинетами специалистов, музыкальным и физкультурным залами

Экскурсия

Старший воспитатель

При поступлении

Знакомство с группами ДОУ, основными направлениями работы педагогов

Экскурсия

Старший воспитатель

При поступлении

Ознакомление со структурой образовательной деятельности, методической литературой, документацией и основными требованиями по ее ведению

Беседа

Старший воспитатель

При поступлении

Ознакомление с заповедями педагога

Раздаточный материал

Педагог-психолог

В течение недели

Прикрепление опытного педагога-наставника

Наставничество

Старший воспитатель

Через месяц

Самоанализ успешности воспитательно-образовательной работы

Анкетирование

Педагог-психолог

Приложение 2 План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

План групповой работы с педагогами

Приложение 3

Анкета для педагогов "Самоанализ успешности воспитательно-образовательной работы"

Уважаемые коллеги!
Нет ничего сложнее, чем оценить самого себя и свою работу. Между тем никто лучше нас самих не знает о трудностях, с которыми мы сталкиваемся в профессиональной деятельности и с чем пытаемся справиться. Как известно, определение личных трудностей - первый шаг на пути к их преодолению. Поэтому просим вас проанализировать свою работу, ответив на данные вопросы.

1. Что, на ваш взгляд, вам особенно удается в построении непосредственно образовательной деятельно-
сти с детьми?
2. Какие структурные элементы непосредственно образовательной деятельности с детьми не всегда уда-
ются?
3. Готовы ли вы провести открытый показ образовательной деятельности для коллег?
4. В ходе открытого показа образовательной деятельности вы сможете показать:

  • интересные педагогические находки;
  • новые методики, не используемые в данном ДОУ;
  • новые приемы и формы работы с детьми.

5. Сколько времени вам необходимо на подготовку к образовательной деятельности с детьми? (2 ч - отлично; 1,5 ч - хорошо; 1 ч - нормально; 0,5 ч - допустимо)

  • 2 ч;
  • 1,5 ч;
  • 1 ч;
  • 0,5 ч.

6. Опишите самую успешную, на ваш взгляд, образовательную деятельность с детьми
7. Поставьте оценку успешности следующим этапам и элементам организованной вами непосредственно образовательной деятельности с детьми:

  • организационные моменты;
  • психологический настрой детей на образовательную деятельность;
  • формы проведения опроса;
  • объяснение нового материала и умение активизировать познавательную и творческую деятельность воспитанников;
  • закрепление изученного материала.

8. По каким разделам воспитательной программы вы могли бы помочь своим коллегам?
9. Нуждаетесь ли вы в методической поддержке?
10. Кто, на ваш взгляд, мог бы помочь вам в преодолении трудностей в профессиональной деятельности?

  • педагог-наставник;
  • старший воспитатель;
  • педагог-психолог.
  • Спасибо за сотрудничество!

Приложение 4

Конспект занятия "Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста" с элементами тренинга для педагогов

Цель: выявить условия наиболее эффективного общения педагога с детьми. Участники: педагоги дошкольного образовательного учреждения. Оборудование: стулья, ватман, две фотографии, клубок ниток.

Ход занятия:
Педагог-психолог:
Уважаемые коллеги! Наша с вами встреча будет посвящена одной из самых интересных сфер нашей жизни - общению. Для того чтобы наше общение было продуктивным и каждый извлек из него максимум пользы, напомню об основных принципах, которые необходимо соблюдать всем присутствующим:

  • принцип активности участников;
  • исследовательской позиции;
  • объективного поведения;
  • партнерского общения.

В знак того, что мы принимаем эти правила, поаплодируем. Ничто не располагает так к теплым отношениям, как знакомство, поэтому предлагаю начать наше общение с упражнения "Клубочек".

Упражнение "Клубочек"
Проводится с целью сплочения группы, эмоционального и мышечного расслабления, создания атмосферы единства. Педагоги садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры. Тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что похожа образовавшаяся фигура. Педагог-психолог:
Как Вас зовут?
1- й участник: Меня зовут Ирина Петровна. В какой возрастной группе вы работаете?
2- й участник: Я работаю в старшей группе. Какой у вас стаж педагогической деятельности?
3- й участник: Мой стаж педагогической деятельности - 10 лет и т. д.

Теоретическая часть
Педагог-психолог:
Мы немного узнали друг о друге, теперь можно перейти к теоретической части нашей встречи и поговорить об особенностях общения с детьми дошкольного возраста.
(Педагог-психолог рассказывает об особенностях общения с детьми дошкольного возраста.)

Педагог-психолог:
А теперь я предлагаю вам произвольно сформировать группы и выполнить следующее задание: по фотографии ребенка попробуйте составить о нем первое впечатление, написав на отдельных карточках черты характера, которыми, по вашему мнению, обладает данный ребенок. Карточек будет семь.

Упражнение "Первое впечатление"
Инструкция первой группе: "Перед вами фотография ребенка из многодетной малообеспеченной семьи". Инструкция второй группе: "Перед вами фотография ребенка, единственного в семье, его родители -обеспеченные люди".
(Педагог-психолог просит представителей групп зачитать получившиеся у них характеристики, потом демонстрирует фотографии. Все участники видят, что на фотографиях один и тот же ребенок.)
Педагог-психолог:
На самом деле первое впечатление о ребенке складывается в первые одну-две минуты общения с ним на уровне интуиции, затем восприятие начинает искажаться иллюзиями, стереотипами и установками. Первое впечатление помогает лишь ответить на вопрос: нравится нам этот человек или нет. Понравившемуся человеку мы склонны приписывать в основном положительные черты и поступки, а не понравившемуся - отрицательные. На самом деле, на данных фотографиях один и тот же ребенок.
Вы попали под влияние эффекта установки - искусственно созданный ореол повлиял на ваше восприятие ребенка и привел к приписыванию ему определенных черт. Таким образом, не следует выстраивать отношение к детям, которые посещают детский сад, в зависимости от того, из какой они семьи, под влиянием установки. Только взаимодействуя длительное время с человеком, в нашем случае с ребенком, можно правильно понять его личность. А теперь предлагаю следующее упражнение, которое поможет нам научиться преодолевать препятствия в работе, общении с коллегами, детьми и их родителями.

Упражнение "Преодолей препятствие"
Проводится с целью настроить педагога на преодоление тормозящих ситуаций и преград. Варианты препятствий могут быть различными: моральные, физические, эмоциональные, интеллектуальные и т. д., требующие в том числе нестандартных подходов к решению возникшей проблемы. Педагог-психолог:
Представьте, что вы стоите на краю пропасти и вам надо преодолеть сложные препятствия. Их будут изображать другие участники команды. Преодолевающий должен мобилизовать свою фантазию, чтобы каждое из препятствий было преодолено. Условие - не наносить друг другу физического вреда или морального ущерба. Каждый из участников команды обязательно должен выступить в роли как "препятствия", так и "преодолевающего".
(Педагог-психолог следит за соблюдением правил. В конце проводится обсуждение.)

Педагог-психолог:
На этапе подведения итогов нашей встречи предлагаю вам еще одно упражнение.

Упражнение "Слово о прошедшем дне"
Педагог-психолог предлагает участникам назвать и запомнить слово или словосочетание, которое лучше всего запомнилось из содержания занятия. Когда все участники назовут свои слова и словосочетания, специалист предлагает "расшифровать" их, т. е. в двух-трех предложениях рассказать, почему они выбрали именно эти слова и словосочетания. Очередность устанавливается по желанию участников.

(В конце встречи педагог-психолог благодарит всех за хорошую работу, говорит, что будет рад встретиться вновь, сообщает о возможности индивидуальных консультаций.)

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль