Правовые основы реализации права обучающихся на свободу совести*

1207

В современных условиях вопрос определения сущности свободы совести становится весьма актуальным. Попытка формирования у гражданина свободы совести, в т. ч. через свободу вероисповедания, предпринята теперь и в сфере образования.

* Статья подготовлена с использованием материалов СПС “КонсультантПлюс”. – Примеч. авт

В основу реализации права обучающегося на свободу совести и вероисповедания положены международные принципы и нормы. Например, Конвенция ООН “О борьбе с дискриминацией в области образования” (1960 г.) определяет, что никто, в т. ч. ни учебные заведения, ни группа лиц не может навязывать детям религиозное воспитание, несовместимое с их убеждениями.

В декларации ООН “О ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений” (1981 г.) и Конвенции ООН “О правах ребенка” (1989 г.) содержится положение о том, что каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии в соответствии с желаниями его родителей, и он не может принуждаться к такому образованию вопреки его интересам. Государство должно ограждать его от любой формы дискриминации на основе религии или убеждений.

Международные акты в сфере свободы совести устанавливают не только право граждан на религиозное образование, но и приоритетное право родителей на выбор образования и воспитания ребенка в соответствии сосвоими убеждениями. Именно на этом основано получение согласия родителей ребенка при осуществлении выбора религиозного образования (обучение религии).

Нормативное регулирование свободы совести и вероисповедания обучающегося прошло несколько исторических этапов: от полного запрета права на свободу совести до отказа установленных ограничений.

В Декрете СНК РСФСР от 23.01.1918 “Об отделении церкви от государства и школы от церкви”, который утратил силу в 1990 г.*, свобода совести рассматривается именно через свободу вероисповедания. В 1918 г. не допускалось изучение религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподавались общеобразовательные предметы. Обучение религии разрешалось только частным образом, т. е. вне системы регулярного образования.

Пример
В этой связи интересно постановление Наркомюста РСФСР от 24.08.1918 «О порядке проведения в жизнь декрета “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” (Инструкция)»**. В нем указываются основные религии, которые были распространены в тот период на территории государства. Если в настоящее время этот перечень сведен к четырем традиционным религиям (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) и именно с ними
современная система образования связывает формирование свободы совести у обучающихся, то в 1918 г. этот перечень был разнообразнее и включал православную, старообрядческую, католическую (все обряды), армяно-григорианскую, протестантскую церкви и исповедания: иудейское, магометанское, буддийско-ламаитское. В период НЭПа в РСФСР появились новые церкви: живая, древнеапостольская, трудовая***.

В постановлении ВЦИК, СНК РСФСР от 08.04.1929 “О религиозных объединениях” категоричность запрета на осуществление религиозного обучения была смягчена. Преподавание религиозных вероучений было разрешено в духовных учебных заведениях. Таким образом, приобщение к формированию нравственного самоконтроля на основе религиозного учения стало возможным в системе негосударственного образования.

В настоящее время основным правовым документом в сфере реализации права обучающегося на свободу совести следует считать Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (далее – Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях”). Этот закон не только гарантировал свободу совести и свободу вероисповеданий каждому, но и установил возможность осуществления воспитания и образования детей с учетом этих свобод.

Новацией закона стал отказ от принципа отделения школы от церкви и разрешение администрациям государственных и муниципальных образовательных учреждений с согласия родителей предоставлять религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ этих учреждений.

Таким образом, религиозное обучение шагнуло в государственную школу. Это положение вошло в противоречие с п. 4 ст. 2 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” (далее – Закон РФ “Об образовании”) и с п. 4 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, где указано, что светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является принципом государственной политики в области образования.

* Утратил силу в связи с принятием постановления ВС РСФСР от 25.10.1990 № 268-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР “О свободе вероисповеданий”». – Примеч. авт.
** Известия ВЦИК, № 186, 30.08.1918. – Примеч. авт.
*** Постановление Наркомюста РСФСР, НКВД РСФСР от 19.06.1923 “Инструкция по вопросам, связанным с проведением декрета об отделении церкви от государства СУ РСФСР”, 1923. № 72. Ст. 699. – Примеч. авт.

Мнения специалистов о светскости образования разделились. Одни считают, что светскость не предполагает включение в программы образовательных учреждений дисциплин, связанных с религиозными учениями, другие считают, что “светский характер образования не предусматривает запрета на реализацию в государственных и муниципальных образовательных учреждениях преподавания знаний, касающихся религии”*.

Право на получение религиозного образования стало составной частью права обучающегося на свободу совести. И поскольку свобода совести – это естественное право человека от рождения, то оно должно быть признаваемо государством. Государство в лице федеральных органов власти стало активно инициировать вопросы формирования у обучающихся представлений о свободе совести через религиозное или религиоведческое образование.

Пример
Если в 1993 г. в своем письме от 19.03.1993 № 47/20-11а “О светском характере образования в государственных учреждениях” Минобразования России, ссылаясь на постановление ВС РСФСР от 25.10.1990 № 268-1, отменившее Декрет 1918 г. об отделении церкви от школы, только указывает на то, что в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях могут быть введены факультативные курсы “История религии”, “Мировые религии”, “Религиоведение”, “Великие книги человечества” и др., то уже в 1999 г. оно подписывает договор о сотрудничестве с Московской патриархией РПЦ и издает ряд документов, которые допускают организацию религиоведческого образования в государственных и муниципальных школах с целью изучения преимущественно традиционных религий (православие, иудаизм, ислам, буддизм). С этого момента в системе высшего профессионального образования утверждается государственный образовательный стандарт по теологии, вводится аккредитация образовательных программ высшего профессионального образования в духовных образовательных учреждениях, а для системы общего образования начинается разработка учебных курсов на религиозной основе.

В 2000-е гг. были изданы следующие документы:

  • распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 № 1578-р «Об утверждении плана мероприятий по апробации в 2009–2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений “Основы религиозных культур и светской этики” и перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010–2011 годах в апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений»;
  • приказ Минобразования России от 01.07.2003 № 2833 “О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ”;
  • письмо Минобрнауки России от 25.11.2009 № 03-2375 “О преподавании учебных предметов по истории и культуре религий в школе”; письмо Минобразования России от 13.02.2003 № 01-51-013ин «О дополнительных разъяснениях к письму Минобразования России от 22.10.2002 № 14-52-87ин/16 «О примерном содержании курса “Основы православной культуры”»;
  • письмо Минобразования России от 22.10.2002 № 14-52-87ин/16 «О примерном содержании курса “Основы православной культуры”»;
  • письмо Минобразования России от 12.07.2000 № 549/28-16 “О деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений”.

Понкин И.В. Свобода совести и светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях http://www.fpa.su/problemy-realizatsii-konstitutsionnogo-zakonodatels/svoboda-sovesti-i-svetskiy-harakter-obrazovaniya-v-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-i-v-ponkin.html. – Примеч. авт.

В настоящее время активно продолжается правотворческая работа по созданию условий для реализации свободы совести и вероисповедания в системе государственного образования. Так, приказом Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 “О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312” с 1 сентября 2012/13 уч. г. в 4 классах всех субъектов РФ вводится комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений “Основы религиозных культур и светской этики”. За счет сокращения часов регионального и школьного компонента увеличится до 34 ч федеральный компонент в Федеральном базисном учебном плане. Это не повлечет увеличения общей учебной нагрузки учащихся, но изменит структуру учебного плана, ущемив интересы региона и самой школы.

Введение этого учебного курса осуществляется в соответствии с планом, утвержденным Правительством РФ*.
Основные этапы этого плана будут реализованы в 2012 г.:

  • в январе – марте 2012 г. – проводился опрос родителей относительно выбора учебного модуля данного курса;
  • с февраля по август 2012 г. – осуществляется повышение квалификации педагогов (тьюторов), которые будут вести этот курс;
  • в течение всего 2012/13 уч. г. будут проведены конференции для учителей, которые преподают курс “Основы религиозных культур и светской этики”, а также будет создан специализированный портал в сети Интернет для освещения проблем его преподавания.

Отметим, что ни в одном нормативном акте не указаны риски внедрения такого учебного курса в практику общеобразовательных учреждений. Многочисленные интервью о школах, которые в экспериментальном режиме реализовывали дисциплины “Основы светской морали”, “Основы православной культуры”, “Духовно-нравственная культура”, “История религии”, информировали общественность только о положительных результатах эксперимента. Эти данные послужили основой для принятия решения о внедрении в массовом порядке учебного курса
“Основы религиозных культур и светской этики”.

* Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р "Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений “Основы религиозных культур и светской этики”. – Примеч. авт.

Важно! Более чем 380 млн руб. было потрачено из бюджета страны только на подготовку к введению учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” в общеобразовательные учреждения. При этом основными пользователями этих средств стали всего три организации (издательство “Просвещение”, АПК и ПРО, РАГС)*.

В качестве одной из демократических мер был осуществлен сбор информации от родителей о выборе ими учебного модуля в курсе “Основы религиозных культур и светской этики”. Родителям было предложено ответить на вопрос: “Основам какой религиозной культуры (православной, иудейской, буддийской, исламской) или светской этике должна обучать их детей школа?” Понятно, что такой вопрос связан с формированием заказов для издательств. Региональные власти должны знать, какие средства они потратят на закупку учебной литературы по этому предмету.

Однако надо полагать, что в следующие годы возможно сведение таких опросов к минимуму. Поскольку пользование учебниками, представленными в Федеральном перечне, допускается в течение 10 лет, органы государственной власти субъекта РФ могут корректировать необходимость закупки тех или иных учебников, исходя уже не из запросов родителей, а из возможностей бюджета региона.

В настоящее время Федеральный перечень учебной литературы** по данному предмету сформирован не равноценно (приложение). Учебники, построенные по комплексному принципу, представлены в том же количестве, что и учебники по отдельному модулю курса. Так, прямое отношение к данной дисциплине имеют 4 учебника по светской этике, 2 учебника по основам мировых религиозных культур; по 2 учебника ориентированы только на какой-то один модуль учебного курса. В этих учебниках рассматриваются особенности только четырех традиционных религиозных культур народов России. Места другим, не менее традиционным религиозным культурам россиян в этом перечне не нашлось.

Помимо учебников для курса “Основы религиозных культур и светской этики” утверждены еще 5 учебников для курса “Основы духовно-нравственной культуры народов России”.
Ни Закон РФ “Об образовании”, ни Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” не требуют согласия родителей на изучение основ какой-либо культуры. Согласие требуется только в случае обучения малолетних*** религии (п. 5 ст. 3 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”). Тем не менее Минобрнауки России в своем письме от 24.10.2011 № МД-1427/03 “Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ” обязало школы не только провести родительские собрания по вопросам введения нового комплексного учебного курса “Основы религиозной культуры и светской этики”, но и зафиксировать выбор родителями модуля для обучения своего ребенка в протоколах родительских собраний и письменных заявлениях родителей.

Такая работа была завершена к 25 ноября 2011 г. Не исключено, что к началу 2012/13 уч. г. кто-то из родителей может передумать и отказаться от своего заявления. Отвечать за такой отказ будет руководитель образовательного учреждения.

* Приказ Рособразования от 16.12.2009 № 2295; приказ Рособразования от 19.01.2010 № 14; приказ Рособразования от 19.01.2010 № 15; приказ Рособразования от 12.02.2010 № 117; приказ Рособразования от 25.03.2010 № 239; приказ Рособразования от 05.04.2010 № 314. – Примеч. авт.
** Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 № 2885 “Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год”. – Примеч. авт.
*** Согласно ст. 28 ГК РФ к малолетним относят детей в возрасте от 6 до 14 лет. – Примеч. авт.

Важно
Перед общеобразовательной школой стоит серьезный вопрос: основам какой культуры следует обучать учеников? Основам буддийской, исламской, иудейской, православной культур и светской этики или основам духовно-нравственной культуры народов России?  Педагогам теперь важно понимать, что именно предложено изучать в системе государственного образования – основы той или иной религии или именно основы культуры, которая формировалась под влиянием религиозных учений. Если речь идет об изучении основ религиозной культуры, то к чему такое обилие учебников, рассчитанных на субъективный выбор родителей и учителя, а также проведение опросов родителей о том, какой модуль учебного курса они хотели бы реализовать в школе для своих детей?

Пример
Учителям и руководителям образовательного учреждения следует четко разделять понятия “религия” и “религиозная культура”.
Согласно Большому энциклопедическому словарю, религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) означает мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, “священного”, т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.
Религиозная культура в соответствии с определением, данным в Словаре по общественным наукам, представляет собой часть духовной культуры человечества, порожденную религиозными запросами людей и призванную удовлетворять эти запросы.
Удивительно, но в сфере образования одни понятия легко подменяются другими. Так, понятие “религия” легко меняется на понятие “религиозная культура”*. Однако явление культуры гораздо шире, сюда надо относить творчество, просветительство, поучение, философию, форму общественной организации. Неточность изложения сути религиозной культуры приводит к тому, что и представители средств массовой информации** не различают сути понятий “религия” и “религиозная культура” и убеждают общественность в том, что в школах будут изучаться основы религии. Но о каких религиях идет речь? Отметим, что изучение основ какой-то одной религии искажает цель этого курса. Религиозная культура гораздо шире мировоззренческой позиции, которую излагает религия.

Путаницу базовых понятий данного курса создают и федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) общего образования. Так, согласно приказу Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373” и приказу Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях установлено изучение предметной области “Основы духовно-нравственной культуры народов России”, где данная проблема рассматривается иначе. Образовательное учреждение в рамках данной предметной области должно формировать у обучающихся первоначальные представления о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Таким образом, получается, что ФГОС направлены на отход от принципа светскости образования и постепенное внедрение религиозного образования
в государственную (муниципальную) школу.

Отметим еще один факт: в 2012/13 уч. г. изучение курса “Основы религиозных культур и светской этики” начнется в 4 классах, которые не участвуют в реализации ФГОС начального общего образования. Обучающиеся этих классов осваивают основную образовательную программу в соответствии с приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов на-чального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования”.

Редакция этого документа осуществлена приказом Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 “О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089”. Документ усиливает субъективный подход к изучению данного курса. В нем указано, что в рамках учебного предмета “Основы религиозных культур и светской этики” с 4 класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Такое указание создает проблемы в реализации пожеланий родителей в классах с многонациональным и многоконфессиональным составом учащихся. Может получиться, что 5 учащихся пожелают изучать ислам, 10 – православие, 3 – иудаизм, 4 – буддизм, остальные – светскую этику. Найдет ли школа столько специалистов, чтобы обеспечить обучение в малых группах?

Обратим внимание, что обязательный минимум содержания основных образовательных программ предполагает знакомство учащихся со всеми традиционными религиозными культурами, а не с одной, как это пытаются сегодня преподнести управленцы, книгоиздатели и некоторые представители церкви.

Например, в учебнике А.В. Бородиной “Основы православной культуры” (2002) понятие религиозной культуры сужено до двух моментов – религии и религиозной этики (мораль, правила по- ведения). – Примеч. авт.
** Главный редактор радиостанции “Эхо Москвы” Алексей Венедиктов в своем анализе введения в школах курса “Основы религиозных культур и светской этики” указывает на необходимость при- водить общие примеры из разных религий (www.rg.ru/2012/02/04/religia-predmet-site.html). Но за- дача учебного курса в ином – познакомить с основами религиозных культур, а не с основами религий. – Примеч. авт.

Приложение

Список учебников из федерального перечня на 2012/13 уч. г.
(извлечения из приказа Минобрнауки России от 27.12.2011 № 2885)

По основам светской этики:

  1. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 кл. М.: Баласс.
  2. Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 кл. М.: Дрофа.
  3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 кл. М.: Просвещение.
  4. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 кл. М.: Русское слово.

По основам мировых религиозных культур:

  1. Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной  культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4–5 кл. М.: Дрофа.
  2. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4–5 кл. М.: Просвещение.

Учебники, ориентированные только на один элемент учебного курса:
• по основам православной культуры:

  1. Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4–5 кл. М.: Просвещение.
  2. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4–5 кл. М.: Просвещение.

• по основам иудейской культуры:
1. Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы духовно-нравственной куль-туры народов России. Основы иудейской культуры. 4–5 кл. М.: Дрофа.
2. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры. 4–5 кл. М.: Просвещение.

• по основам исламской культуры:

  1. Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4–5 кл. М.: Дрофа.
  2. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов  России. Основы исламской культуры. 4–5 кл. М.: Просвещение.

• по основам буддийской культуры:

  1. Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4–5 кл. – М.: Дрофа.
  2. Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4–5 кл. М.: Просвещение.

Учебники по духовно-нравственной культуре народов России:

  1. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 кл. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  2. Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 кл. М.: Ассоциация XXI век.
  3. Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 кл. М.: Мнемозина.
  4. Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 кл. М.: Издательский дом “Федоров”.
  5. Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 кл. М.: Астрель.
Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль