Педагогический совет "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"

25920

Участники педсовета: администрация и педагогический коллектив школы, председатель Управляющего совета школы, члены Совета старшеклассников школы.

Предварительная подготовка:

  1. Формирование целевой установки, задач участников, обдумывание «сценария» педсовета.
  2. Подготовка рабочего материала и презентации педсовета, разработка педсовета в школе (Приложение № 6).
  3. Создание творческой группы по подготовке педсовета.
  4. Анкета для учащихся 5, 7, 8, 9, 10, 11 классов школы по проблеме педсовета (Приложение № 5).
  5. Составление аналитической справки по итогам проведения анкеты.
  6. Подготовка инициативной группой проекта решения педсовета.
  7. Создание глоссария по теме педсовета (Приложение № 1).
  8. Подготовка опорных листов для работы в группах (Приложение № 2).
  9. Изготовление памятки для педагогов «Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком» (Приложение № 3).
  10. Создание "Листа рефлексии" деятельности участников педсовета (Приложение№ 4).

Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор для демонстрации презентации, ватманские листы и маркеры для работы в группах.
Форма проведения: педагогический совет на основе доклада.

Цель педсовета: к концу педагогического совета участники

  1. Получат представление о существовании проблемы подросткового суицида.
  2. Сформируют понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
  3. Разработают и презентуют модель "Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе".

Задачи:

  1. Организовать работу по информированию участников педсовета о существовании проблемы подросткового суицида.
  2. Организовать работу по формированию у участников педсовета понятия о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
  3. Организовать работу в группах по созданию модель "Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе и в семье".
  4. Создать условия для презентации результатов работы в группах, а именно моделей "Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе и в семье".
  5. Принять решение педсовета.
  6. Организовать подведение итогов педсовета и рефлексию деятельности участников и организаторов педсовета.

План проведения педсовета:
I. Информационно-теоретическая часть "Суицид в подростковой среде":

  1. Вступительное слово заместителя директора по воспитательной работе
  2. Выступление социального педагога школы с результатами анкетирования учащихся школы
  3. Доклад заместителя директора по воспитательной работе тему "Суицид в подростковой среде"
  4. Установка на практическую часть работы на педсовете.

II. Проектная часть:

  1. Работа в группах – создание модели "Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе".
  2. Презентация итогов работы в группах. Выступление представителей от каждой группы с моделью "Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе и в семье" (10 минут).

III. Подведение итогов педсовета. Принятие решения.
IV. Рефлексия деятельности участников и организаторов педсовета.

Ход педсовета сопровождается презентацией (Приложение № 6):
I. Информационно-теоретическая часть "Суицид в подростковой среде»
1. Вступительное слово директора школы:
Уважаемые коллеги, вспомните, чему были посвящены наши прошлые январские педагогические советы? Январь 2009 года – "Педагогическая поддержка ребёнка в современном образовании. Тактика "защиты". Январь 2010 года – "Развитие личностного потенциала ребёнка в системе гуманистических отношений школьного сообщества". Январь 2011 года – "Конфликты в педагогическом общении. Пути преодоления". Тема сегодняшнего педсовета очень близко связана с темами предыдущих педсоветов.

По данным Всемирной организации здоровья, в 1983 г. в мире покончили  жизнь самоубийством более 500 тыс. человек, а 15 лет спустя — уже 820 тыс. человек, из них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше.
За последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах стоит на 2-3 местах.

Попытки осмыслить природу суицидов делались очень давно (Булацель П.,1900). Но и в настоящее время нет единой теории, объясняющей природу суицидов. Условно выделяют три основные концепции суицида: психопатологическую, психологическую и социальную.
Психопатологическая концепция исходит из предположения о том, что самоубийцы это душевно больные люди, а суицидальные действия – проявление острых и хронических психических расстройств.
Согласно психологической концепции главным в формировании суицидальных тенденций является психологический кризис личности. Основной причиной самоубийства является "экзистенциальный вакуум", утрата смысла жизни.
Сторонники социальной концепции считают, что в основе суицидального поведения лежат проблемы взаимоотношения человека с социальной средой.
Дальнейшее развитие социальной и психологической концепции суицидов получило в работах отечественного психиатра А.Г. Амбрумовой (1981).
В рамках совместного информационного проекта РИА Новости и Совета Федерации в марте 2011 года состоялась пресс-конференция, посвящённая проблемам профилактики детского и подросткового суицида, вопросам законодательного обеспечения психического и нравственного здоровья нации. Эксперты представили данные о причинах растущего количества самоубийств среди детей и подростков, речь также шла о роли и органов и общественности в снижении риска детского и подросткового суицида.
«Для предотвращения суицида в РФ необходимо гармоничное воспитание в семье, разработка государственной политики по внеучебному развитию детей и подростков, а также проведение в школах и средних специальных учебных заведениях обучающих программ по предупреждению депрессивного и суицидального поведения», - считает руководитель отдела экологии и социальных проблем психического здоровья Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Борис Положий. Эксперты высказались за создание национальной программы профилактики суицида и реформирование системы суицидологической помощи.
Таким образом, и мы не смогли остаться в стороне от этой глобальной проблемы, как говорится: "Кто владеет информацией, тот владеет миром!"
Для дальнейшего разговора нам понадобится глоссарий темы "Суицид в подростковой среде" (Приложение № 1).
2. Выступление социального педагога школы с результатами анкетирования учащихся школы (Приложение № 5).
3. Доклад заместителя директора по воспитательной работе тему "Суицид в подростковой среде":
Суицид – это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для него смысл.
По официальной статистике, каждый год совершают самоубийство
1 100 000 человек, среди них 55 тысяч русских (на третьем месте).
Статистика суицида в подростковой среде:

  • За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза.
  • Среди причин смерти детей и подростков суицид занимает второе место.
  • Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства.
  • Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек.
  • С другой стороны - девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши, но выбирают "щадящие" способы, которые реже приводят к смерти.

Чаще  сициду подвержены:

  • подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;
  • девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;
  • подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, т.е. депрессивные подростки;
  • подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;
  • подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
  • подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
  • одаренные подростки;
  • подростки с плохой успеваемостью в школе;
  • подростки – жертвы насилия.

Виды суицидов
Существует классификация суицидов: истинный, скрытый, демонстративный.

Истинный суицид никогда не бывает спонтанным.
Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.

Скрытый суицид. Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же спровоцированных. Например, рискованная езда на автомобиле (транспортное средство используется как инструмент для совершения суицида), занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость… То есть деструктивное, саморазрушающее поведение.
И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут.
Демонстративный суицид. Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешения.
Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть - а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, изменить невыносимую ситуацию.

Причины суицида

  • Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине(не слушался, плохо учился).
  • Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).
  • Конфликты с друзьями, проблемы в школе. Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду.
  • Несчастная любовь, одиночество.
  • Страх перед будущим.
  • Потеря смысла жизни.
  • Воздействие искусства. Подражание кумирам. В Челябинске 15- летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного дома. В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина, солиста группы, который ровно год назад в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка, если он фанат погибшего кумира.
  • Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.
  • Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги...
  • Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания - напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает ежегодный всплеск молодежных самоубийств после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее - странах, где престиж высшего образования невероятно высок. Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы.

Мотивы суицида

  • Призыв. Способ попросить помощи.
  • Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.
  • Месть. Попытка сделать больно другому человеку: "Они еще пожалеют"
  • Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.
  • Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.

Признаки готовящегося самоубийства

80 % задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим.
Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять!
Словесные признаки

Часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении.
Шутит на тему самоубийства.
Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.

Поведенческие признаки

  • Раздача ценных вещей. Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: "Мне эта вещь больше уже не понадобится" или "Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память".
  • Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими "предупреждающими знаками" такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток долго задерживаться в этом мире не собирается.
  • Прощание.
  • Демонстрируют радикальные перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.

Ситуационные признаки

  • Социально изолирован.
  • Живет в нестабильном состоянии.
  • Ощущает себя жертвой насилия.
  • Перенес тяжелую потерю.

Факторы риска совершения суицида

  • Семейные проблемы. Неблагополучные семьи, где часто возникают конфликты между родителями. Недоброжелательно отношение к ребенку - грубость, унижение, побои. Материальные проблемы семьи. Потеря родителей. Чувство беспомощности и отчаяния.
  • Проблемы интимно-сексуальной сферы. Неудачи в личной жизни, проблемы сексуального характера. измены, унижения, отверженность со стороны родителей при этом они эмоционально зависимы от их внимания, уважения. чуткости.
  • Аддиктивное поведение. Употребление алкоголя, и наркотиков, психоактивных веществ снижает критичность мышления и способность контролировать импульсивное поведение, предвидеть и принимать последствия своих действий.
  • Незрелость личности и определенные черты характера. Слабохарактерность и импульсивность действий. Внушаемость, подражание телевидению, чужие рассказы.
  • Школьные проблемы. Неуспеваемость и неуспешность. Проблемы в общении со сверстниками могут привести к дезадаптации подростка. Потеря контакта или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суицидальному действию. Этот фактор особенно значим для подростков с невысоким интеллектом. Проблемы и конфликты с учителями – подростковый возраст ранимый и восприимчивый, любое высказывание – по мнению подростка необъективное по отношению к нему, да и еще в присутствии одноклассников, сверстников, воспринимается болезненно и чревато последствиями. Отношение учителя к ученику – надменность, отстраненность, изолированность, пренебрежение, чрезмерная строгость.

Таким образом,

  1. Суицидальными подростками чаще всего становятся либо подростки из неблагополучных семей, либо наркоманы или алкоголики, либо подростки, столкнувшиеся с проблемой, которая, по их мнению, неразрешима или считают, что их не поймут, пристыдят.
  2. Судя по формам суицида можно понять, что суициды совершаются либо в состоянии аффекта, либо с целью привлечения внимания, либо человеку действительно не хочется жить. Причины же суицида различны, их довольно много и они зависят от того, что человек считает действительно ценностью, будь то любовь, семья, друзья, совокупность неприятностей и т.п.
  3. Подросток, начинающий задумываться о суициде, всё-таки, надеется, что что-то изменится к лучшему, что хоть кто-нибудь увидит, как он нуждается в помощи, понимании и поддержке, как ему хочется поделиться своими переживаниями. Тогда он и начинает вести себя так, чтобы привлечь внимание к себе. А задача всех окружающих увидеть это изменение в поведении.

Установка на практическую часть работы на педсовете
Школа – это место, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.
Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п.
Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.
Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.
В результате работы в группах вы создадите модель суицидальной превенции, а точнее модель «Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе» на уровне нашего образовательного учреждения.
Начните практическую часть вашей работы с ответа на три базовых вопроса:

  • Что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство подростка?
  • Что должно быть сделано, когда подросток угрожает покончить жизнь самоубийством?
  • Что необходимо делать, когда самоубийство произошло?

II. Проектная часть (40 минут)
1. Работа в группах – создание модели «Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе» (30 минут).
2. Презентация итогов работы в группах. Выступление представителей от каждой группы с моделью «Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе и в семье» (10 минут). Опорный лист для работы в группах «Примерная модель «Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе» (Приложение № 2), «Примерная модель «Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе» (Приложение № 2.1).
III. Подведение итогов педсовета
Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка - глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет.
Предлагаем вам, уважаемые коллеги, памятки «Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком», которые, надеемся, могут и не пригодится (Приложение № 3).

Проект решения педсовета:
1. Рабочей группе педсовета (по два представителя от каждой группы) закончить работу по созданию модели «Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе» и представит её на семинаре 30.12.2011 года.
2. Классным руководителям запланировать и провести совместно с психологом школы классные часы по профилактике суицидального поведения (тренинги, игры и т.д.) в III четверти 2011-2012 учебного года.
3. Классным руководителям запланировать и провести совместно с психологом школы родительские лектории по теме «Подростковый суицид» в III четверти 2011-2012 учебного года.
4. Психологу школы разработать и предоставить программу мероприятий по суицидальной превенции на ближайшей административной планёрке при директоре.

IV. Рефлексия деятельности участников и организаторов педсовета
Участники педагогического совета заполняют листы рефлексии (Приложение № 4), затем желающие высказывают своё мнение о ходе педсовета.

V. Организаторы педсовета благодарят педагогический коллектив за участие в работе

Приложение № 1
Глоссарий

Агрессивное поведение – поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Аддиктивное поведение – зависимое поведение.
Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее социальным нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.
Аутистическое поведение – поведение, проявляющееся в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.
Аутодеструктивное поседение – поведение, связанное с причинением себе вреда, разрушение своего организма и личности.
Внутренние формы суицидального поведения – суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.
Внешние формы суицидального поведения – суицидальные попытки и завершенные суициды.
Превенция – модель профилактики суицидального поведения.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни.
Суицид – психологическое явление - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания. Осознанный акт устранения себя из жизни, когда собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл.
Самоубийца – человек, потерявший веру, надежду, впавший в грех уныния и отчаяния, он думает о себе и не думает о ближних.
Суицидальное поведение – любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидальная попытка – целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Социальные отклонения – нарушения социальных норм, которые характеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью, например преступность или пьянство.
Дезадаптация – состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.
Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие общественному порядку.
Деструктивное поведение – поведение, причиняющее ущерб, приводящее к разрушению.
Хроническое суицидальное поведение – саморазрушительное поведение, к которому можно отнести прием наркотиков, злоупотребление табака и алкоголя, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках, занятия экстремальными видами спорта, желание служить в горячих точках.

Приложение № 2
Опорный лист для работы в группах "Модель "Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе"

Уровни Название Цель Контингент, адресат воздействия Мероприятия
1 уровень Общая профилактика      
2 уровень Первичная профилактика      
3 уровень Вторичная профилактика      
4 уровень Третичная профилактика      

Приложение № 2.1
Примерная модель "Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе"

Уровни Название Цель Контингент, адресат воздействия Мероприятия
1 уровень Общая профилактика Повышение групповой сплоченности в школе (учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство) Учащиеся
Педагоги
Родители
Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

2 уровень Первичная профилактика 1.  Выделение групп суицидального риска
2.  Сопровождение детей и подростков группы риска с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования
Дети и подростки группы риска 1.Диагностика суицидального поведения
2.Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Повышение осведомленности персонала и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях
действия в этой ситуации
Участники образовательного процесса 1.Классные часы, круглые столы, стендовая информация
2.Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства
3 уровень Вторичная профилактика Предотвращение самоубийства

Учащиеся,  угрожающие кончить жизнь самоубийством Оценка риска самоубийства: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей.  Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
4 уровень Третичная профилактика Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев Очевидцы и свидетели происшествия Оповещение, возможность проконсультироваться
с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению
Социальная и психологическая реабилитация Суициденты, оставшиеся в живых Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.

Приложение № 3
Памятка "Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком"
Если замечена склонность школьника к депрессии и суициду, воспользуйтесь советами, которые помогут изменить ситуацию:

Внимательно выслушивайте. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас слушать.
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделитесь накопившимися проблемами.
Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами.                         

  Если вы слышите Обязательноскажите Никогдане говорите
1.    "Ненавижу учебу, класс…" "Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?" "Когда я был в твоем возрасте…да ты просто лентяй"
2.    "Все кажется таким безнадежным…" "Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь" "Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе"
3.    "Всем было бы лучше без меня!" "Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит" "Не говори глупостей, Давай поговорим о чем-нибудь другом"
4.    "Вы не понимаете меня!" "Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это  знать" "Кто же может понять молодежь в наши дни."
"Никому не нужны чужие проблемы"
5.    "Я совершил ужасный поступок…" "Давай сядем поговорим об этом" "Что посеешь, то и пожнешь!"
6.    "А если у меня не получится?" "Если не получиться, мы подумаем, как это сделать по-другому"
"Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное"
"Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!"

Алгоритм  психолого-педагогического сопровождения  детей и подростков, склонных к суицидам:

  • определите источник психологического дискомфорта;
  • выясните, как ребенок решал сходные ситуации в прошлом;
  • определите, что может быть полезным для разрешения настоящей проблемы;
  • выясните, что остается позитивно значимым для подростка;
  • научите использовать методы снятия психологического напряжения;
  • попытайтесь уменьшить степень психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение;
  • вселяйте надежду на лучшее будущее;
  • попробуйте сформулировать ближайшую реалистичную цель для ребенка;
  • не оставляйте подростка одного в ситуации высокого суицидального риска.

Приложение № 4
Педагогический совет
"Суицид в подростковой среде.
Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"
Лист рефлексии

Ф.И.О. (по желанию)__________________________________________________________________
1. Считаете ли вы тему педсовета актуальной?
да нет другое _____________________________________________________________________________________
2. Считаете ли вы эффективным проведение педсовета в предложенной форме?
да нет другое _____________________________________________________________________________________
3. Оцените виды деятельности по пятибальной системе:

Виды деятельности Баллы
1. Деятельность на этапе подготовки к педсовету  
2. Введение в проблему (информационно-теоретическая часть)  
3. Работа в группах (проектная часть)  
4. Выступления групп  
5. Принятие решения педсовета  
6. Этап рефлексии  

4. Отметьте состояние, которое вы испытывали в процессе участия в педсовете

интерес удовольствие раздражение   волнение    
скука беспокойство эмоциональный подъем удовлетворение

 5. Кого из участников сегодняшнего педсовета и за что Вы бы хотели поблагодарить_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Ваши мнения, впечатления, пожелания относительно данного педсовета __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Организаторы педсовета благодарят Вас за участие

Приложение № 5
Дорогой друг!
Мы просим тебя: подумай и ответь на все вопросы честно и откровенно.
Не бойся, за свою честность ты никак не пострадаешь. Спасибо за помощь!
Анкета

1. Где Вы испытываете насилие (оскорбление, побои, унижение, психологическое давление) больше?
а) в семье; б) в школе; в) на улице.
2. Кто оскорбляет Вас чаще?
а) родители; б) учителя; в) одноклассники; г) друзья.
3. Какие способы защиты против оскорблений Вы применяете?
а) ответное оскорбление; б) ответные физические действия — агрессия;
в) затаенная обида; г) уход в алкоголь, наркотики.
4. Какие последствия, на Ваш взгляд, оказывают насилие (оскорбление, побои, унижения, психологическое давление) на Вашу жизнь?
а) способствуют, становлению характера; б) выбивают из колеи;
в) ведут к депрессии; г) появляется апатия;
д) появляется депрессия; е) хочется уйти из жизни.
5. Где Вы находите помощь в критической ситуации?
а) в семье; б) у учителей; в) у товарищей;
г) у одноклассников; д) у школьного психолога, социального педагога;
е) у психотерапевта; ж) в религии.
6. Удовлетворены ли Вы своим положением в семье?
а) да; б) нет.
7. Если Вы не удовлетворены своим положением, укажите причины:
а) высокая требовательность, суровость;
б) низкие материальные возможности, отсюда полная экономическая зависимость;
 в) равнодушие со стороны родных;
г) пьянство, моральная распущенность; д) отсутствие внимания, чуткости;
е) недостаточный уровень общей культуры; ж) непонимание;
з) отсутствие общих интересов; и) грубость в обращении;
к) несправедливое распределение домашних обязанностей.
8. Советуетесь ли Вы с родителями (укажите-, с отцом, с матерью, с обоими).
а) при покупке вещей; б) по школьным проблемам;
в) при выборе наряда, прически на вечер; г) при выборе друзей;
д) по другим вопросам (укажите по каким).
9. Закончи фразу.
Завтра я.............................. ……………………………………………………………
Когда я закончу школу.............. …………………………………………………….
Наступит день, когда я........... ………………………………………………………
Я хочу жить, потому что.............. ………………………………………………….
Я буду счастлив только тогда, когда.......... ……………………………………..
Когда мне плохо и нужна помощь, я надеюсь на…………………………………………

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль