Методическая разработка открытого урока по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"

7171

Методическая разработка открытого урока по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" с использованием ИКТ. Цель урока: сформировать навыки правильного написания –ться/-тся в глаголах

Задачи

Образовательные:

  1. Повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, Ь знак после шипящих в глаголах;
  2. Отработать способ действия при выборе;
  3. Выработать умения различать существительные на –ца от глаголов на –ться/-тся.

Развивающая:

  1. Развить критическое мышление, творческое воображение, внимание, память, орфографическую зоркость;
  2. Развить умения вести рабочий диалог, высказываться на грамматическую тему;
  3. Обогатить и активизировать словарный запас.

Воспитательная:

  1. Создать условия для раскрытия своих возможностей каждым ребенком, дать им почувствовать себя в ситуации успеха;
  2. Воспитывать активную жизненную позицию, умение себя оценивать и нести ответственность за результаты своего труда;
  3. Способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности, эстетических взглядов.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Методы:
По источнику полученных знаний: иллюстративно-наглядные, словесные, практические
По способу организации познавательной деятельности: Объяснительно- иллюстративный, проблемный, частично-поисковый

Формы работы:
Коллективная , групповая, индивидуальная

Средства обучения:
Учебник, тетради, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийная презентация

Обоснование: предметная неделя русского языка и литературы.

Детальный план урока:
І. Оргмомент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Вы, конечно же, обратили внимание на то, что у нас на уроке присутствуют гости. Как вы думаете, что привело их к нам на урок?

Ответы учащихся: Неделя русского языка, хотят убедиться в наших знаниях по русскому языку и т.д.

Учитель: А для чего мы изучаем русский язык?

Ответы учащихся: чтобы уметь читать, писать, спросить, общаться и понимать других.

Учитель: Слова какой части речи мы употребили?

Ответы учащихся: Глагола

ІІ. Вызов

А) Актуализация знаний:
Учитель: Что мы уже знаем о глаголе?
Ответы учащихся по логической цепочке: Глагол – это самостоятельная часть речи, /которая обозначает действие или состояние предмета и /отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? /Начальная форма глагола называется неопределенной формой глагола./ Эти глаголы имеют окончания –ть,-ти, и нулевое окончание в глаголах на – чь. /Примеры: читать, играть, думать, любить, смеяться

В) Целеполагание:
Учитель: С теорией справили неплохо. Молодцы! Теперь откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока Правописание -тся и -ться в глаголах. Кто уже записал, подумайте о чем мы будем с вами говорить на уроке? Чему научимся?

Ответы учащихся: мы будем говорить о том, как правильно записывать глаголы, которые заканчиваются на –ться и – тся, познакомимся с правилом.

Учитель: Это была наша грамматическая тема урока, а лексическая - звучит так: «Человек, который всю жизнь играл в куклы». Как вы думаете кто бы это мог быть?

Ответы учащихся: это ....

ІІІ. Организация восприятия и осмысления новой информации:
Учитель: Посмотрим насколько ваши предположения оправдались, на странице 151 есть текст, который представлен на слайде, прочитаем его внимательно. (лучшие чтецы читают текст)
Учитель: Что нового из текста вы узнали?
Ответы учащихся: Узнал(а), кто такой Образцов. Что существуют разные виды кукол. Узнал, что такое куклы-марионетки и т.д.
Учитель: Ребята, выпишите из текста глаголы, которые заканчиваются на -ться или –тся, в соответствующую колонку.(далее работа по таблице)
Ответы учащихся: Не только по форме слова можно определить выбор написания ь знака, но и по вопросам.
Что делает(-ют)?
Что сделает(-ют)Что делать?
Что сделать?
Глагол з-го лицаНеопределенная форма
Они (что делают?) приводятсяПриводиться
Они (что делают?) надеваютсяНадеваться
Они (что делают?) называютсяНазываться
Вывод: Ь знакЬ знак

Учитель: Помни: вопрос – твой помощник! Однако существует еще один способ действия при определении правильного написания – -тся и -ться в глаголах. Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь?
Откройте учебник на стр. 153 и прочитайте правило. Проверьте правильность ваших выводов. А теперь попробуйте прочитать алгоритм.

Учитель: Ребята, ну что проверим наши знания?

Задание № 1. Задание по слайдам

Комментарий учителя:

Задание № 2. Замените словосочетания одним словом. Запишите глаголы в
начальной форме и в форме 3 лица ед. ч. Слайд №

Задание № 3. Выполните упражнение 357 по рядам. 1 ряд записывает 1-2
предложение. 2 ряд – 3-4 предложение, а 3 ряд – 5-6 предложение.

Задание № 4. Сделайте буквенную запись слов.
[бароца] , [уд,ивл,аца], [абжеч,с,а], [играца], [с,истр,ица]

Комментарий учителя: Убедились, что слова произносятся одинаково, а обозначают разные части
речи, поэтому пишутся по - разномуВЫВОД: слайд

Задание № 5. Запишите предложение. Объясните правописание слов на -ться и -ца. Два братца не хотят за дело браться.

Учитель: Что бы вы посоветовали двум братцам?

Ответы учащихся: не лениться, быть трудолюбивым

V. Рефлексия.

Учитель: Ребята, сейчас мы услышим стихотворение «Не позволяй душе лениться!» в исполнении актера драматического театра. Автор этого стихотворения Николай Заболоцкий, известный русский поэт. Послушайте. (аудиосопровождение стихотворения "Не позволяй душе лениться!")

Учитель: Вам понравилось стихотворение? Какие чувства вызвало? Вы согласны с  мнением автора? Запишите название стихотворения. Почему написали в глаголе ь
знак? Что новое узнали на уроке? Чему научились?

Учитель: В память о сегодняшнем уроке, дарю вам текст это стихотворения, которое поможет вам при выполнении домашнего задания

V. Задание на дом:

  1. Написать мини-эссе «Душа обязана трудиться» - задание для тех, кто хочет получить «5»
  2. Выписать слова, которые связаны с тем, о чем мы сегодня говорили с вами на уроке - задание для тех, кто хочет получить «4»
  3. Упражнение 358., для тех, кто считает , что справится только с этим заданием

VІ. Итоги урока.
Заполнение карты успеха. Выставление оценок.
Спасибо за урок!

Автор: Биялиева Гульмира Азаматовна,  учитель Круглоозерновская СОШ



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль