Сценарий "Пушкин и няня"

1897

Разговор о поэзии и поэте по мотивам произведения Д. Хармса "О Пушкине".

Действующие лица:
1 первоклассник
2 первоклассник
1 старшеклассник
2 старшеклассник
3 старшеклассник
4 старшеклассник
5 старшеклассник
1 чтец
2 чтец

Пять старшеклассников разговаривают. Появляется 1 первоклассник.

1 первоклассник
А я знаю наизусть: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»!

1 старшеклассник
Очень хорошо. А тебе нравятся эти стихи?

1 первоклассник
Нравятся.

1 старшеклассник
А ты знаешь, кто их написал?

1 первоклассник
Знаю.

1 старшеклассник
Кто?

1 первоклассник
Пушкин.

2 старшеклассник
А ты понимаешь, про что там написано?

1 первоклассник
Понимаю. Там написано про домик и про старушку.

3 старшеклассник
А ты знаешь, кто эта старушка?

1 первоклассник
Знаю. Это бабушка Катя.

4 старшеклассник
Нет. Это не бабушка Катя. Эту старушку зовут Арина Родионовна. Это няня Пушкина.

1 первоклассник
А зачем у Пушкина няня?

5 старшеклассник
Когда Пушкин был маленький, у него была няня. И, когда маленький Пушкин ложился спать, няня садилась возле его кроватки и рассказывала ему сказки или пела длинные русские песни. Маленький Пушкин слушал эти сказки и песни и просил няню рассказать или спеть ему еще.

3 старшеклассник
Но няня говорила: "Поздно. Пора спать". И маленький Пушкин засыпал.

1 первоклассник
А кто такой Пушкин?

2 старшеклассник
Как же ты выучил стихи Пушкина наизусть и не знаешь, кто он такой! Пушкин – это великий поэт. Ты знаешь, что такое поэт?

1 первоклассник
Поэт – это который пишет стихи.

4 старшеклассник
Точно, поэт пишет стихи. А Пушкин – великий поэт. Он писал замечательные стихи. Всё, что написал Пушкин, – замечательно.

1 первоклассник
Вы говорите, Пушкин был маленький.

1 старшеклассник
Нет, сначала Пушкин был маленький, как и все люди, а потом вырос и стал большим.

1 первоклассник
А когда он был маленький, он пивал стихи?

1 старшеклассник
Да, писал. Но сначала он сочинял стихи по-французски.

1 первоклассник
А почему он писал сначала стихи по-французски?

2 старшеклассник
Понимаешь, в то время, когда жил Пушкин, в богатых домах было принято разговаривать на французском языке. Маленький Пушкин говорил по-французски так же хорошо, как и по-русски, прочитал много французских книг и начал сам писать французские стихи.

5 старшеклассник
С родителями Пушкин говорил по-французски, с учителем по-французски, с сестрой тоже по-французски.

3 старшеклассник
Только с бабушкой и с няней маленький Пушкин говорил по-русски. И вот, слушая нянины песни и сказки, Пушкин полюбил русский язык и начал писать стихи по-русски.

Вбегает 2 первоклассник

2 первоклассник
Бежим, по телеку ______________ (название популярной передачи) начинается!

1 первоклассник
Ой, нет. Я не хочу. Расскажите мне еще про Пушкина и про няню.

2 первоклассник
Про Пушкина? Мы сейчас тоже проходим. (Остается.)

2 старшеклассник
Хорошо. Слушайте. Когда Пушкин подрос, его отдали учиться в Лицей. Он там учился и сочинял стихи. И в 20 лет он был уже большим известным поэтом.

4 старшеклассник
А настоящие поэты любят свободу, они без свободы жить и сочинять не могут. И Пушкин в своих стихотворениях смело говорил, о чем хотел. Что ему в России не нравится, например.

1 старшеклассник
И тогда царь отправил Пушкина в ссылку. Сначала царь запретил ему жить в столицах – в Петербурге и в Москве. А потом и вовсе приказал Пушкину жить в своем имении – селе Михайловском, вместе с родителями, братом и сестрой.

1 первоклассник
А няня там жила?

3 старшеклассник
Да, она уже совсем старушка была.

1 первоклассник
А долго Пушкин прожил в ссылке в этой деревне?

3 старшеклассник
Два года.

2 первоклассник
А стихи ему можно было сочинять?

5 старшеклассник
Разве это запретишь?! Вот как раз "Буря мглою небо кроет…" – стихотворение "Зимний вечер" – он сочинил в ссылке в Михайловском.

2 первоклассник
Ему, наверное, весело было с братом и сестрой?

2 старшеклассник
К сожалению, зимой родители, брат и сестра уехали в столицу, и Пушкин остался один.

4 старшеклассник
Когда вечерами ему становилось грустно, он шел в домик няни, Арины Родионовны.

1 первоклассник
В "ветхую лачужку"?

4 старшеклассник
Да. И, как в детстве, просил рассказать сказку или спеть песню

2 первоклассник
"Как синица тихо за морем жила"?

4 старшеклассник
Угу.

Звучит стихотворение "Зимний вечер" в исполнении 1 чтеца.

1 первоклассник
Оно мне еще больше теперь нравится. И Пушкина с няней жалко.

1 старшеклассник
А ты знаешь, что Пушкин посвятил няне еще одно стихотворение?

2 первоклассник
Кажется, "Я помню чудное мгновенье…"?

3 старшеклассник
Нет, "Я помню чудное мгновенье…" он одной красавице написал.

2 старшеклассник
Но вот красавиц знакомых у Пушкина много было, а няня – всего одна. Стихотворение так и называется – "Няне".

1 первоклассник
А Пушкин его в ссылке написал?

5 старшеклассник
Нет, уже в Москве.

1 первоклассник
Он царя не послушался и в Москву поехал?

1 старшеклассник
Нет, царь его сам вызвал из ссылки. Правда, это уже был другой царь. А тот уже умер.

1 первоклассник
А почему новый царь позвал Пушкина?

5 старшеклассник
А вот почему. Пока Пушкин был в ссылке, в Петербурге и в других места России образовалось несколько тайных обществ.

2 первоклассник
Это что такое?

3 старшеклассник
Там собирались люди, которые хотели изменить жизнь в России. Дать крестьянам свободу, например.

2 первоклассник
Да, я слышал, что тогда крестьян могли даже продавать.

2 старшеклассник
А эти люди, заговорщики, хотели помочь крестьянам. И вот 14 декабря 1825 года они вышли на Сенатскую площадь в Петербурге вместе с верными им солдатами и потребовали от царя отпустить крестьян на свободу, а самому царю отдать часть своей власти.

1 первоклассник
Согласился царь?

4 старшеклассник
К несчастью, восстание декабристов закончилось очень страшно: пятерых заговорщиков казнили, а других отправили в далекую Сибирь на каторгу.

2 первоклассник
И Пушкин был с декабристами?

1 старшеклассник
Нет, он даже не знал о восстании.

1 первоклассник
Он в Михайловском был в это время.

3 старшеклассник
Да, но среди декабристов было много друзей Пушкина, и у них при обысках находили его стихи.

5 старшеклассник
Вот царь и вызвал Пушкина в Москву. А зачем, Пушкин не знал. Он с этим царем еще даже знаком не был.

2 первоклассник
Он волновался, наверное?

4 старшеклассник
Конечно. И няня, когда его провожала, тоже беспокоилась и плакала. А Пушкин ее успокаивал. А в Москве он начал сочинять стихотворение, да так и не закончил. Оно как будто обрывается посередине строчки.

1 первоклассник
Почему?

4 старшеклассник
Не знаю. Послушай стихотворение.

Звучит стихотворение "Няне" в исполнении 2 чтеца.

1 первоклассник
Хорошее стихотворение. Грустное и тревожное, а хорошее.

3 старшеклассник
А строчку он, наверное, не закончил, потому что ему так жалко няню стало, что он дальше говорить не смог.

1 первоклассник
Может, заплакал даже.

1 старшеклассник
Ой, поздно как уже! Стемнело! Пора по домам.

1 первоклассник
А вы мне еще расскажете про Пушкина?

2 первоклассник
Или про еще какого-нибудь поэта?

1 старшеклассник
Конечно.

Все расходятся.

Литература:
1. Хармс Д. О Пушкине//Мурзилка. 1987. № 6. С. 6 – 9; публ. В. Глоцера
2. Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методические разработки. 1 класс. – М., 1

Автор: Портнова Оксана Михайловна, учитель начальных классов, гимназия № 446 (г. Санкт-Петербург).


Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль