Целеполагание при планировании работы школы на новый учебный год

6173
Курганский Сергей Михайлович
директор
Заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, проф. каф. естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа

Целеполагание - важнейший компонент мпонент управленческой деятельности заместителя директора школы. В статье представлены основные этапы формулирования целей, подходы к выбору методов (способов) их определения, критерии эффективности целеполагания, основные требования к планированию работы школы на новый учебный год.

Приступая к процессу определения курса деятельности образовательного учреждения (далее - ОУ), необходимо учитывать следующие положения:

  • целеполагание - это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности ОУ;
  • в постановке целей заключается алгоритм, определяющий порядок и основные требования к результатам деятельности ОУ.
Основные этапы формирования цели

Основными этапами формулирования миссия являются:

  • выделение необходимых характеристик и состояний объекта и их включение в целевую установку конкретного вида деятельности;
  • определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности;
  • отграничение миссии от желательных, но объективно не достижимых результатов.

В технологии составления годового плана работы директора школы и ОУ в целом выполняет ряд функций:

  • диктует рациональный вариант сбора информации и способы действий при решении проблемы;
  • обеспечивает конкретизацию проблемы;
  • помогает определить способы действий.

Основные цели формулируются в рамках общих функций образовательного процесса:

  • когнитивной, познавательной функции, результатом которой являются ЗУНы;
  • ценностной, воспитательной функции, продуктом которой является становление основ мировоззрения школьников, их взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивационной сферы, опыта осуществления выбора и поступков. Такие задачи необходимо ставить, но чрезвычайно сложно или почти невозможно сделать их операциональными, поскольку трудно найти измерители достижения. Например, как к определенному времени воспитать и чем измерить нравственные ценности ребенка или этническую толерантность? Но воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, и при анализе работы школы часто учитывается и оценивается сам факт наличия различных форм и направлений воспитательной работы;
  • функции психического развития, результатом формирования которых являются реальные новообразования в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах учащихся;
  • здоровьесберегающей функции, нацеленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, пропаганду здорового образа жизни.

Цель и принятое решение не тождественные понятия: в содержание правильно сформулированной цели входят варианты и логические принципы решения проблемы. К принципам относятся:

  1. Точная и четкая формулировка собственных задач применительно к данной конкретной ситуации.
  2. Определение вероятных последствий достижения сформулированных миссий. Многие задачи могут оказываться по сути средством достижения других, отдаленных или побочных целей. Поэтому, если не учитывается возможность побочных результатов, это может привести к непредвиденным последствиям.
  3. Определение обстоятельств, как способствующих, так и препятствующих достижению поставленных целей, причин их существования или появления.
  4. Выявление переменных проблемной ситуации - управляемых и неуправляемых. При формулировании цели важно определить, какие условия и относящиеся к ней обстоятельства поддаются воздействию и контролю, а какие - нет. Если переменные проблемной ситуации оказываются неуправляемыми, то просто опасно тешить себя иллюзиями относительно собственных возможностей.

Основополагающим принципом составления годового плана работы школы на новый учебный год является выдвижение системы гипотез и целей, их структурирование, т. е. построение дерева целей. Это способ формирования структуры целей ОУ на новый учебный год, обеспечивающих взаимосвязь множества целей разного содержания (учебных, научно-методических, оздоровительных, инновационных, социальных и др.), их согласование для достижения главной, единой миссии. Формируется древо целей по принципу "от общего к частному". На вершине - главная миссия. Она включает отдельные составляющие (промежуточные задачи - средства), от реализации которых зависит ее достижение. Промежуточные задачи, в свою очередь, состоят из более частных.

Требования к постановке цели

Основной принцип формирования структуры миссий различных уровней к постановке цели и содержания - их согласованность и взаимосвязь. При постановке целей необходимо учитывать следующие требования:

  1. Основанием для постановки целей на учебный год должен служить анализ имеющихся потребностей и проблем, с одной стороны, и конкретных возможностей, средств, ресурсов школы - с другой.
  2. Необходимо, чтобы цели были актуальными, т. е. ориентировали на решение наиболее значимых проблем.
  3. Задачи должны подразумевать приложение некоторых усилий, но при этом быть абсолютно реальными.
  4. Важно, чтобы цели формулировались конкретно, что позволяло бы наверняка определить в конце года, насколько они достигнуты.
  5. Миссии должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер.
  6. Необходимо, чтобы цели соответствовали базовым ценностям школы, ее миссии.
  7. Они должны быть известны всем сотрудникам и осознанно ими приняты.
  8. Важно, чтобы конкретные задачи на учебный год подчинялись более крупным и долгосрочным ориентирам и планам.
Выбор методов постановки цели

Для установления цели проводится групповая и индивидуальная работа определения целей в педагогическом коллективе. Поскольку поиск цели школы - творческий процесс, к нему нет строго регламентированных подходов, хотя есть закономерности и общие принципы. Существует значительное разнообразие мнений относительно возможных подходов к выбору методов (способов) определения миссий. Остановимся на четырех основных.

  1. Экспертные методы. Эта группа методов основана на определении мнения заместителей директора, руководителей структурных подразделений, отдельных педагогов школы. В результате групповой работы и дискуссии выявляются основные проблемы и пути их решений. К таким методам можно отнести метод мозгового штурма, дельфийский метод, метод фокус-группы. Их достоинствами является то, что создается сопричастность к определению цели, устраняются многие возможные конфликтные ситуации внутри педагогического коллектива при выполнении поставленных задач. Но вместе с тем эту группу методов иногда называют методами догадок из-за отсутствия научной основы.
  2. Аналитические методы. К ним относятся различные методы, основанные на анализе существующего положения ОУ в целом и прогнозировании будущих ситуаций. Это анализ состояния образовательного процесса, научно-методической работы, уровня воспитанности учащихся и т. д. К таким методам можно отнести анализ временных рядов, корреляционный анализ и т. д.
  3. Методы структурно-логистических моделей. Это группа сложных методов, основанных на моделировании процессов сферы деятельности ОУ во взаимодействии с социумом. Такие методы используются с применением современной вычислительной техники и большого информационного массива.
  4. Авторитарный метод, при котором директор школы устанавливает цели деятельности ОУ единолично. При этом он может запросить необходимую информацию или выслушать мнения своих заместителей, отдельных педагогов, руководителей структурных подразделений, родителей, но в дальнейшем не терпит никаких вмешательств в этот процесс. Опасность таких решений очевидна, т. к. в этом случае многое зависит от компетентности одного лица. Однако единоличное установление целей не исключает возможности использования экспертных, аналитических и структурно-логистических методов, посредством которых подготавливаются варианты решений.

Алгоритм метода определения цели:
1. Создание образа желаемого в будущем результата.
2. Выявление состояния условий, ограничивающих получение желаемого результата:

  • времени;
  • будущих возможностей;
  • будущих потребностей.

3. Соотношение желаемого результата с будущими возможностями, потребностями и отводимым на его получение временем.
4. Определение желаемого результата относительно этих ограничений.
5. Нахождение измерителей результата.
6. Формулирование будущего результата как цели школы.

При определении миссий заместителю директора школы следует ответить на следующие вопросы:

  1. Какими будут в будущем возможности для получения желаемого результата?
  2. Какой будет в будущем необходимость в получении этого результата?
  3. Сколько времени нужно для получения желаемого результата?

Главная трудность выявления цели связана с тем, что цели являются как бы антиподом проблемы. Формулировка проблемы сравнительно легка, поскольку то, чего мы не хотим, существует. В то же время сложность формулировки задач заключается в выборе одного из многих возможных направлений "ухода" от существующей проблемы.

Чтобы реализация миссий помогла внести истинный вклад в успех ОУ, они должны обладать рядом характеристик, которые обычно называют критериями качества поставленных целей или требованиями к целям. Данные характеристики (требования) необходимо знать как начинающему, так и опытному руководителю:

  • конкретность и измеримость;
  • ориентация во времени;
  • достижимость (реальность);
  • взаимоподдержка (не противоречивость);
  • гибкость;
  • масштабность (сложность);
  • количественная выраженность (содержание);
  • однозначность понимания (четкость формулировки);
  • область действия (поле деятельности);
  • совместимость во времени (соответствие миссий различного уровня друг другу);
  • множественность способов определения цели;
  • признаваемость педагогическим коллективом (понятность);
  • проверяемость;
  • детализированность по структурам.

Часто цель школы оказывается функцией средств, а не независимой категорией. И здесь возникает опасность подмены целей средствами. Возможность такой подмены вызвана тем, что субъект, миссии которого должны быть выявлены, обычно сам не может их ясно осознать, даже если и дает им четкие формулировки.

Не секрет, что для большинства педагогических работников главная цель школы - это далекая абстракция, а значимой является та подцель, за которую отвечает конкретный руководитель или педагог. В результате происходит потеря главной цели и превращение подцели из средства достижения главной миссии в самоцель, т. е. цель подменяется средством. Прежде чем реализовать какую-нибудь главную миссию системы, необходимо достичь ряда промежуточных целей. Эти промежуточные цели по отношению к главной миссии системы являются уже не целью, а средством - работой, которую надо выполнить, чтобы приблизиться к осуществлению главной миссии.

На наш взгляд, в теории управления не решен вопрос о соотношении деятельности целей и задач работы школы. Цели являются одним из элементов задачи.
ОУ Предполагаемые итоги предпринятого действия могут быть трех видов:

  • задачи - результаты, которые предполагают получить в пределах планового периода;
  • цели - результаты, которых не предполагается достичь и за пределами планового периода, но к которым мы рассчитываем приблизиться в рамках этого периода;
  • идеалы - результаты, которые считаются недостижимыми, но приближение к которым возможно.

Задачи и цели школы - это те рубежи, к достижению которых направлена деятельность. На основе целей школа формирует задачи, которые должны быть решены в процессе их достижения. Выделим несколько отличий задач от миссий:

  • задачи формулируются на основе целей школы;
  • задачи более конкретны и обладают не только качественными, но и количественными, пространственными и временными характеристиками;
  • в отличие от целей задачи содержат ограничения, т. е. перечисление действий, от которых необходимо воздержаться;
  • по сравнению с целями задачи являются в большей степени индивидуализированными и персонифицированными, включают элементы, позволяющие им быть привлекательными для исполнителей;
  • если миссия и цели школы формируются директором, то задачи на их основе - руководителями структурных подразделений.
Критерии эффективности процесса целеполагания

Критериями эффективности процесса целеполагания могут служить следующие показатели оценки качества постановки цели:

  • осознание миссии как желаемого состояния образовательного процесса (что планируется достичь в конце учебного года);
  • выявление реальных условий их реализации (какие условия для этого необходимы);
  • оценка возможностей всех и каждого члена коллектива при реализации целей и создании необходимых для этого условий (есть ли возможности для обеспечения условий);
  • способы достижения поставленных целей (каким образом можно все это осуществить реально).

Заместителю директора школы необходимо знание как достигнутого уровня развития коллектива, так и тех факторов и причин, которые его обеспечили. Однако в практике работы школ преобладают констатация фактов и описание результатов без выявления условий, способствовавших получению этих результатов. Предупредить подобную практику можно только путем углубления аналитической основы планирования. Для успешной работы ОУ очень важно, чтобы весь педагогический коллектив принял поставленные цели школы и стремился достичь их, а профстандарт директора был соблюден

Каждый заместитель директора школы понимает, что центральная задача руководителя - координация усилий всех педагогов. Это можно сделать, только согласовав позиции администрации и коллектива. Для согласования позиций администрации и педагогического коллектива можно предложить заполнить анкету (приложение).

Приложение


Анкета "Система целеполагания в школе"

Уважаемые коллеги!
Оцените по 5-балльной шкале каждое из утверждений в сравнении с реальной ситуацией в школе.

Характеристики постановки целей в школе

Баллы

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

1. Цели работы ставятся администрацией

2. Обсуждаются в коллективе

3. Миссии ставятся путем выработки общего мнения

4. Я вижу свою роль в реализации общих целей деятельности

5. Каждый педагог нашей школы видит свою роль в реализации общих целей деятельности

6. Миссии формируются сверху вниз

7. Миссии формируются снизу вверх

8. Система формирования целей в школе имеется и ясна всем (механизм целеполагания)

9. Цели конкретны

10. Имеют объемные показатели

11. Четко ограничены по времени

12. Каждая цель реально обеспечена средствами

13. Учитывают возможности школы

14. Актуальны, учитывают развитие современного общества

15. Принимаются и осознаются всеми членами педагогического коллектива

16. Принимаются и осознаются меньшинством

17. Принимаются и осознаются администрацией

 
Обработка результатов

Характеристики постановки целей в школе

Администрация (а)

Педагоги

(б)

Расхождения

абсолютные

относительные

1. Цели работы ставятся администрацией

2. Обсуждаются в коллективе

3. Ставятся путем выработки общего мнения

4. Я вижу свою роль в реализации общих целей деятельности

5. Каждый педагог нашей школы видит свою роль в реализации общих целей деятельности

6. Формируются сверху вниз

7. Формируются снизу вверх

8. Система формирования целей в школе имеется и ясна всем (механизм целеполагания)

9. Цели конкретны

10. Имеют объемные показатели

11. Четко ограничены по времени

12. Каждая цель реально обеспечена средствами

13. Учитывают возможности школы

14. Актуальны, учитывают развитие современного общества

15. Принимаются и осознаются всеми членами педагогического коллектива

16. Принимаются и осознаются меньшинством

17. Принимаются и осознаются администрацией

 
Уровень взаимопонимания определяется не по абсолютному (в баллах), а по относительному расхождению (в процентах), которое дает более точную информацию о несогласованности позиций администрации и педагогического коллектива. Определяется расхождение по формуле: (а - б):a х 100%, где а и б - средние экспертные оценки администрации и педагогического коллектива.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль