Подготовка учащихся к выполнению заданий раздела "Письмо" ЕГЭ по английскому языку

11469

Материал разработан на кафедре иностранных языков ГАОУ ВПО "Московского института открытого образования" с учетом изменений, внесенных в структуру контрольно-измерительных материалов ЕГЭ в 2012 году.

Основная цель обучения иностранному языку в средней школе – формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции. В хорошо известном документе Совета Европы "Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка" компетенция определяется как сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по английскому языку позволяет установить уровень освоения участниками федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования в области иноязычной коммуникативной компетенции. Предполагается, что учащиеся общеобразовательных школ должны достигнуть уровень В1 иноязычной коммуникативной компетенции (общеевропейская терминология), а учащиеся школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лицеев – уровня В2.
Раздел "Письмо" в ЕГЭ по иностранному языку включает два задания: написание личного письма (базовый уровень – А2+) и написание письменного высказывания с элементами рассуждения (высокий уровень – В2), выполнение которых требует демонстрации разных умений письменной речи, относящихся к двум уровням сложности коммуникативной компетенции (базовому и высокому).

Задания раздела С официально называются заданиями со свободно конструированным ответом либо менее официально – задания с развернутым ответом. Задания данного раздела позволяют прямо или опосредованно проверить эффективность владения всеми компонентами коммуникативной компетенции, а именно:

  • речевой (владение умениями письменной речи);
  • языковой (владение лексическими, грамматическими и орфографическими навыками);
  • социокультурной (владение знаниями о стране изучаемого языка и своей стране и навыками культуры поведения);
  • учебно-познавательной (владение стратегиями работы с иноязычным текстом, метапредметными умениями, такими как сообщение и запрос информации, высказывание своей точки зрения и ее аргументация, формулирование проблемы, умение делать обобщения и выводы);
  • компенсаторной (умение выходить из положения при дефиците языковых средств путем замены одних лексических и грамматических средств другими).

Современные федеральные УМК по иностранным языкам предлагают большой спектр заданий для формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции, однако как показывает практика их явно недостаточно, особенно для формирования умений письменной речи. В первую очередь, это связано с тем, что большинство заданий не предполагает развития у учащихся рефлексивных умений и умений самостоятельной проверки правильности выполнения заданий и самокоррекцию. Кроме этого, практически не анализируются стратегии выполнения конкретных заданий, не всегда учитываются типичные ошибки, которые могут возникнуть при их выполнении.

Как же сделать так, чтобы учащиеся успешно справились с самым трудным разделом ЕГЭ – с творческими заданиями?

Алгоритм работы над творческим заданием

Можно предложить следующий алгоритм (этапы) работы над заданиями с развернутым ответом:

  1. знакомство учащихся с требованиями к выполнению заданий С;
  2. разбор заданий;
  3. разбор стратегий выполнения заданий;
  4. выполнение тренировочных заданий пошагово;
  5. разбор типичных ошибок;
  6. выполнение коммуникативного задания полностью;
  7. самокоррекция или взаимокоррекция выполненного задания.

Первый этап предполагает знакомство учащихся с требованиями к выполнению заданий. Он включает:

  1. разбор умений и навыков, которые проверяются в заданиях;
  2. изучение критериев и дополнительных схем оценивания данных заданий.

Для этого выделим, прежде всего, умения, которые контролируются и оцениваются. В качестве примера возьмем задание С1 – личное письмо.

Проверяемые умения в личном письме:

  • дать развернутое сообщение;
  • запросить информацию;
  • использовать неофициальный стиль;
  • соблюдать формат неофициального письма;
  • правильно использовать языковые средства;
  • соблюдать объем письма.

Чтобы успешно продемонстрировать умение дать развернутое сообщение, учащемуся следует развернуто ответить на все три вопроса, которые даются в письме-стимуле. Часто один из вопросов содержит несколько элементов, например, "Что ты и твои друзья делали в свободное время?". В этом случае, чтобы ответ считался полным недостаточно ответить, что автор письма делал, нужно также включить в ответ, что делали его друзья.

Чтобы правильно запросить информацию, нужно поставить три вопроса для выполнения коммуникативной задачи, которая сформулирована после текста письма-стимула. Однако учащемуся необходимо задать вопросы, учитывая текст письма-стимула. Вопросы должны быть развернутыми.

Под использованием неофициального стиля предполагается нейтральный стиль. Особенно важно, чтобы учащиеся использовали нейтральный стиль в обращении, завершающей фразе, подписи.

Под соблюдением формата неофициального письма подразумевается правильная организация текста (деление на абзацы, логика, связующие слова, наличие адреса, даты, обращения, подписи) и соблюдение норм вежливости (благодарность, ссылки на предыдущий и последующий контакты).

Под правильностью использования языковых средств понимается соответствие языковых средств нормам, принятым в стране изучаемого языка.

Под соблюдением объема понимается использование количества слов, которое установлено коммуникативным заданием и является частью коммуникативной задачи.

Изучение критериев и дополнительной схемы оценивания позволят учащемуся соотнести требования к выполнению задания с требованиями оценивания. Необходимо обсудить особенности каждого критерия оценивания и проверить, как учащиеся понимают их.

После знакомства учащихся с требованиями к выполнению заданий целесообразно сразу же перейти ко второму этапу – разбору задания. При разборе заданий следует обратить внимание учащихся на то, что каждое задание имеет свою цель и задачи и проверяет определенные умения и навыки учащихся владения уровнем коммуникативной компетенцией и требует особых стратегий выполнения. Для того чтобы выяснить, какие конкретно умения проверяются в каких заданиях, можно отослать учащихся к спецификации и демоверсии для самостоятельного изучения, либо проанализировать с ними вышеназванные документы.

Затем следует разобрать инструкцию к заданию, обращая внимание на выделенные шрифтом слова, на ограничители (время и объем – количество слов). Разбор задания включает выделение всех содержательных линий письма: нахождение имени адресата, вопросов, на которые нужно дать ответы, информации, которую нужно уточнить в поставленных автором вопросах. Ссылаясь на проверяемые умения и критерии, учащиеся должны объяснить, какие умения проверяются и что необходимо сделать в конкретном задании. Если учащиеся недостаточно хорошо владеют стратегиями написания задания С1, то у них возникает много ошибок, из-за которых будут снижены баллы по разным критериям: решение коммуникативной задачи, организация текста и языковое оформление текста.

Типичные ошибки при написании личного письма

К наиболее типичным ошибкам при написании личного письма можно отнести:

а) по критерию "решение коммуникативной задачи":

  • не даны развернутые или полные ответы на все три вопроса;
  • неправильно написано обращение (нарушен стиль);
  • отсутствует благодарность за полученное письмо или ссылка на предыдущий контакт;
  • отсутствует завершающая фраза или нарушен стиль ее написания;
  • отсутствует фраза о надежде на будущий контакт или нарушен стиль ее написания;
  • не поставлены вопросы для получения информации либо даны не все три вопроса;
  • несоблюдение объема письма (занижение или превышение объема);

б) по критерию "организация текста":

  • неправильное деление на абзацы;
  • нарушение логики;
  • нарушения в использовании лексических средств логической связи;
  • отсутствие адреса и/или даты;
  • дан адрес того, кому направлено письмо, а не адрес отправителя;
  • порядок слов в адресе не соблюден.

в) по критерию "языковое оформление текста":

  • нарушения норм языкового оформления текста в области лексики, грамматики, орфографии, пунктуации.

Таким образом, можно говорить о том, что типичные ошибки возникают, когда учащиеся не владеют стратегиями написания личного письма и не учитывают предложенный набор правил, который способствует реализации тех или иных стратегий для эффективного решения коммуникативной задачи.

Третий этап включает знакомство учащихся со стратегиями выполнения заданий. Знакомство может произойти в письменной форме (памятка) либо устного разбора стратегий. Стратегии понимаются как "комбинации интеллектуальных приемов и усилий, которые применяются учащимися для понимания, запоминания и использования знаний о системе языка и речевых навыков и умений; когнитивные операции, которые выбираются учащимися из числа возможных для решения коммуникативной задачи". Для правильного выполнения тестовых заданий следует разработать (желательно вместе с учащимися) памятку стратегий выполнения всех заданий.

Исходя из вышеназванных проверяемых умений, попытаемся предложить набор правил, которые помогут реализовать стратегии написания личного письма.

Стратегии выполнения здания "личное письмо" (С1):

  • внимательно прочитать не только инструкции, но и текст-стимул (отрывок из письма друга на английском языке);
  • при ознакомлении с текстом-стимулом выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в ответном письме;
  • составить разные типы вопросов для запроса информации;
  • наметить план своего ответного письма;
  • не забыть написать адрес и дату в правом верхнем углу письма;
  • во вступительной части письма выразить благодарность за полученное письмо и, возможно, извинение, что не сразу написан ответ;
  • в основной части письма ответить на все заданные вопросы и задать необходимые вопросы другу по переписке;
  • в заключительной части письма упомянуть о будущих контактах, написать завершающую фразу, подписать письмо;
  • проверить:
    - соответствие содержания своего ответного письма письму-стимулу (поставленным коммуникативным задачам);
    - правильность организации и логичность текста;
    - правильность языкового оформления текста.

Аналогично следует разобрать с учащимися проверяемые умения и стратегии выполнения задания С2. Данное задание значительно сложнее, а отсюда диапазон проверяемых умений шире.

Проверяемые умения в письменном высказывании с элементами рассуждения "Ваше мнение":

  • сформулировать проблему;
  • высказать свое мнение и привести аргументы, доказательства, примеры;
  • высказать чужую точку зрения и объяснить, почему не согласен с аргументацией в ее пользу;
  • сделать вывод;
  • последовательно и логически правильно строить высказывание;
  • использовать соответствующие средства логической связи;
  • правильно оформить стилистически в соответствии с поставленной задачей;
  • употреблять языковые средства оформления письменного высказывания точно и правильно.

Так как проверяемые умения касаются разных аспектов написания письменного высказывания с элементами рассуждения, у учащихся могут возникнуть и ошибки разного рода.

Типичные ошибки при написании задания С2

Типичные ошибки с точки зрения критерия "решение коммуникативной задачи":

  • неумение выделить проблему и перефразировать ее;
  • незнание алгоритма абзаца: тезис-доказательство-вывод;
  • неумение высказать свою или другую точку зрения;
  • неумение дать развернутые и весомые аргументы и контраргументы в защиту своей точки зрения, в том числе в нужном количестве;
  • неумение делать выводы в заключении;
  • смешение видов сочинений;
  • "топиковость";
  • нарушения в объеме.

Типичные ошибки с точки зрения критерия "организация текста":

  • нарушение логичности и связности текста;
  • неправильное деление на абзацы;
  • отсутствие или неправильное использование средств логической связи.

Типичные ошибки с точки зрения языковых средств (лексики, грамматики, орфографии и пунктуации):

  • несоответствие высокому уровню;
  • однообразность лексики и грамматических структур;
  • неправильное употребление лексики и грамматических структур в речи;
  • орфографические ошибки;
  • неправильное употребление или отсутствие пунктуационных знаков.

Таким образом, появление ошибок связано с недостаточным знанием коммуникативных стратегий и умения их применения на практике, со знанием требований выполнения конкретных заданий, критериями их оценивания. Коммуникативная задача будет эффективно решена, если учащийся усвоит набор правил, составляющих содержание стратегий, реализующих каждое конкретное задание.

Стратегии выполнения здания "письменное высказывание с элементами рассуждения" (С2):

  • строить высказывание в соответствии с предложенным планом;
  • начинать введение следует с общего представления темы и предложения, отображающего ее проблемный характер;
  • во введение перефразировать тему/проблему, данную в задании, не повторяя ее дословно;
  • в основной части сначала высказать свое мнение и аргументировать его, затем представить другие точки зрения и дать аргументацию, почему вы с ними не согласны;
  • приводя контраргументы, отстаивая свою точку зрения, желательно выражать свое мнение не теми же словами, что раньше, а использовать перифраз, синонимию;
  • в заключительном абзаце (заключении) еще раз указать на проблемный характер темы; показать, что хотя у вас есть свое мнение, вы способны видеть и другие точки зрения; тем не менее, своя кажется вам более убедительной.
  • при планировании письменного высказывания сначала продумать ключевые фразы каждого абзаца;
  • делить текст на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста;
  • каждый абзац должен быть написан соответствующим образом (рекомендуется в первом предложении абзаца выразить его основную мысль и далее ее развивать, подкреплять примерами и аргументами и т. д.);
  • введение и заключение должны быть приблизительно одинаковы по объему;
  • в основной части должно быть три абзаца, приблизительно одинаковых по размеру;
  • общий объем основной части не должен быть меньше общего объема введения и заключения;
  • особое внимание уделять средствам логической связи текста, как внутри предложений, так и между предложениями;
  • проверить:
    - соответствие содержания своего письменного высказывания поставленным коммуникативным задачам;
    - правильность организации и логичность текста;
    - правильность языкового оформления текста (лексика, грамматика, орфография и пунктуация).

После разбора требований к написанию заданий, знакомства с форматом заданий и выявлением особенностей каждого из заданий, изучения критериев и схем оценивания, усвоения стратегий, способствующих успешному выполнению заданий С, необходимо продумать технологию обучения написанию личного письма и письменного высказывания с элементами рассуждения. Опыт обучения учащихся и экспертов ЕГЭ показывает, что наиболее удачными для обучения учащихся специфике написания заданий с развернутым ответом оказались технология пошагового обучения интегрированная с кейс-методом (анализ ситуативных проблем). Данные технологии основаны на деятельностном, коммуникативно-когнитивном и рефлексивном подходах и отвечают современным требованиям личностно-ориентированной парадигмы образования. Пошаговое обучение позволяет дозировано преодолевать трудности, которые могут возникнуть при выполнении заданий раздела "Письмо". Пошаговому обучению способствует ряд продуманных тренировочных заданий разного характера(четвертый этап).

Тренировочные задания

Учащимся предлагается вначале пошагово выполнить ряд тренировочных заданий, которые имеют идентифицирующий и дифференцирующий характер. При выполнении данных заданий учащиеся опираются, в первую очередь на стратегии и критерии оценивания. Примерами заданий могут быть задания следующего типа, например, для задания С1:

Задание 1. Посчитайте количество слов в следующих фрагментах личного письма:

а)  

  • Flat 13
  • 14, Smirnova St.
  • Nerekhta, Russia, 157800
  • 3 June, 2011

б) Anyway, I’ll try to answer your questions about my house work. I usually clean my room. I have to duster my furniture, my TV-set, old-fashioned tape-recorder, etc. I don’t like to duster my CD-discs and my souvenirs because I’ve a lot of them and it takes quite a lot of time to do it.

в) Sorry, I’ve got to go now as I have to do my homework.

  • Keep in touch.
  • Love,
  • Ann

Задание 2. Какую функцию в письме выполняют следующие фразы?

  •  Lots of love,
  •  Hope to hear from you soon.
  •  I was very glad to get your letter
  •  I must apologize for not writing earlier
  •  Dear Uncle Jerry,
  •  Thank you very much.
  •  Kate
  •  Will you go there alone or with your parents?
  •  Moscow, Russia

Задание 3. Найдите и отметьте галочкой правильно написанные даты.

  • 2012, June 3
  • 3 June, 2012
  • 7th march, 2012
  • March 7, 2012
  • 07/03/2012
  • 07.03.2012

Задание 4. Какой аспект решения коммуникативной задачи сформулирован неверно или отсутствует в данном фрагменте письма?

Dear Bill Smith,

I’m glad to get your letter. In your letter you ask me questions about my plans for the future.

Задание 5. Какой аспект решения коммуникативной задачи сформулирован неверно или отсутствует в данном фрагменте письма?

Dear Bill,

I am very glad that you want to become a translator or teacher of foreign languages. Me too! I like accurate hard work and I think that is very interesting to translate texts. One can read new books which are not published yet in Russia. But you should know many words and use many dictionaries.

Задание 6. Какой аспект решения коммуникативной задачи сформулирован неверно или отсутствует в данном фрагменте письма?

Dear Bill,

It was nice to hear from you. I’m sorry I couldn’t write you earlier because I was very busy.

In your letter you tell me about your future profession and ask me about my choise. Of course I have decided about my future career. As for me I would like to become a translator too. I choose this profession because I found it rather interesting because I be able to travel to other countries and speak with other people. Also I like something new and unusual. So I want to study Japanise language. It was nice to hear that you want to travel somewhere. I like travelling too.

That is all for now. Hope to hear from you soon.

Love,

Nataly

Задание 7. Какой аспект решения коммуникативной задачи сформулирован неверно или отсутствует в данном фрагменте письма?

That is all for now. Hope to hear from you soon.

Yours sincerely,

Julia

Задание 8. Какой аспект решения коммуникативной задачи сформулирован неверно или отсутствует в данном фрагменте письма?

Looking forward to hearing from you soon.

Love,

Dasha Svirenko

  Задание 9. Какой аспект организации текста сформулирован неверно или отсутствует в данном фрагменте письма?

Zagorodnaya

street, 6

Kanakovo

Russia

Dear Bill,

I was glad to read your letter.

Задание 10. Какой аспект организации текста сформулирован неверно или отсутствует в данном фрагменте письма?

Write back soon.

Olga

Задание 11. Найдите и исправьте ошибки в следующем фрагменте личного письма.

Boston

USA

Dear Ann, How are you? As for me, I am well.

Задание 12. Найдите и исправьте ошибки в следующем фрагменте личного письма.

Russia, Tula

12.04.11

Dear Mary Brown

I am happy to inform you that I received your letter yesterday.

Задание 13. Найдите и исправьте ошибки в следующем фрагменте личного письма.

I hope to hear from you soon.

Yours, Peter Black


Задание 14. Найдите и исправьте 3 пунктуационные ошибки в языковом оформлении текста в следующем фрагменте личного письма.

  • Write to me soon,
  • Love
  • Kate.

Задание 15. Найдите и исправьте 3 ошибки в языковом оформлении текста в следующем фрагменте личного письма.

…………………………………………………………….
I wonder how you travel around? What is the most cheap kind transport? What is the traffic situation alike in your town?

Затем учащимся можно предложить тренировочные задания подстановочного или трансформационного

Затем учащимся можно предложить тренировочные задания подстановочного или трансформационного

Задание 2. Преобразуйте прямую речь в косвенную, произведя другие необходимые изменения в предложении. Объясните, почему вы произвели изменения.

Задание 3. Прочитайте приведенный ниже текст. Раскройте скобки и поставьте глаголы в нужную видовременную форму. Сверьте свои ответы с ключом и объясните, почему именно эти глагольные формы следует употребить в данном контексте.

Задание 4. Используйте в этих предложениях глагол trouble или глагол worryв нужной грамматической форме. Если вы не понимаете разницы в их употреблении, поработайте сначала со словарем, желательно толковым словарем английского языка.

Более сложными будут задания, которые носят условно-речевой характер. К ним можно отнести задания на написание плана и/или ключевых слов к нему, написание отдельных фрагментов личного письма или письменного высказывания с элементами рассуждения, редактирование какого-то фрагмента письма и т. д. Примерами таких заданий для С1 могут быть:

Задание 1. Составьте общий план содержания личного письма, которое вы напишете, выполняя задание С1. Какие содержательные части обязательно должны быть в вашем письме? Почему?

Задание 2. Откройте задание С1 в любом из типовых или тренировочных вариантов и составьте план вашего ответного письма, подробно раскрыв пункт "Ответы на вопросы друга по переписке" и уточнив, о чем вы должны задать вопросы другу в своем письме. Вы можете проверить себя, сравнив свой план с дополнительной схемой оценивания к соответствующему заданию.

Задание 3. Определите, в начале или в конце письма будет использоваться каждая из нижеприведенных фраз, и какую функцию она выполняет. Заполните колонки соответствующими фразами.

Задание 4. Напишите введение (адрес, дату, обращение к другу, благодарность, ссылку на предыдущие контакты).

После выполнения пошаговых тренировочных заданий учащимся предлагается обсудить выявленные во время тренировки типичные и индивидуальные ошибки (пятый этап), вспомнить, какие стратегии помогут их преодолеть. Данный этап развивает рефлексивные умения и навыки учащихся, помогает подготовиться к шестому, самому важному этапу.

Выполнение коммуникативного задания

Затем можно приступить к шестому этапу – самостоятельному выполнению коммуникативного задания. Самыми сложными будут речевые задания, которые ставят перед учащимися интегрированную коммуникативную задачу. Такие задания представлены в ЕГЭ в разделе "Письмо" и требуют полного написания текста личного письма либо письменного высказывания с элементами рассуждения, например:

Задание для учащегося

С1.You have 20 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend Bill who writes

…I don’t think it will be a problem for me to choose a good job in the future as I’m really interested in foreign languages, cultures and countries and I hope I’ll work as a translator or teacher of foreign languages some day. Have you already decided on your career? What job are you going to choose? Why?

I’ve lived in the USA my whole life but I’d really love to travel to other countries…

Write a letter to Bill.

In your letter

- answer his questions

- ask 3 questions about his plans for travelling.

Write 100-140 words.

Remember the rules of letter writing.

Задание для учащегося

C2.You have 60 minutes to do this task.

Comment on the following statement.

Some people think that extreme sports help to build character.

What is your opinion? Do you agree with the statement?

Write 200 – 250 words.

Use the following plan:

- make an introduction (state the problem)

- express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion

- express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion

- explain why you don’t agree with the opposing opinion

- make a conclusion restating your position

(Задания взяты из открытого сегмента ФИПИ).

Перед выполнением данного задания желательно напомнить учащимся, что не следует воспроизводить заученные наизусть фрагменты текстов из учебников и пособий, а необходимо создать свой собственный текст, решающий полно и точно коммуникативную задачу. Чтобы облегчить создание иноязычного текста, необходимо составить план и подобрать ключевые слова к каждому пункту плана.

Самокоррекция и взаимокоррекция выполненного задания

Седьмой этап – этап самокоррекции и взаимокоррекции. После выполнения задания, можно предложить учащемуся проверить и оценить его, используя критерии. Затем разобрать допущенные при выполнении задания ошибки. Можно также предложить учащимся обменяться выполненными заданиями и оценить их. Затем в парах обсудить оценивание и постараться улучшить письменное высказывание ликвидируя замеченные недостатки.

Подводя итоги, заметим, что следуя предложенному алгоритму действий, учащиеся могут самостоятельно или с помощью учителя развить коммуникативную компетенцию в области письменной речи и повысить готовность к любому экзамену по английскому языку. Пошаговое снятие трудностей при выполнении раздела "Письмо" позволит учащимся преодолеть стресс и боязнь предстоящего экзамена, создать ситуацию успеха на уроке и на экзамене.

Литература

  1. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. – М.: МГЛУ, 2005.
  2. Спецификация экзаменационной работы по иностранным языкам для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы (ЕГЭ 2012). – fipi.ru.
  3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов.– Санкт-Петербург: Златоуст, 1999.

Материал разработан на кафедре иностранных языков ГАОУ ВПО "Московского института открытого образования"
Автор: Махмурян К.С., зав. кафедрой иностранных языков ГАОУ ВПО "Московский институт открытого образования", к. фил. н., профессор.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль