Роль элективного курса по органической химии в профильной школе

1545
Трудных наук нет, есть только трудные изложения. А. И. Герцен

Химия – одна из фундаментальных наук естественно-математического цикла. Необходимость развития этой области знания обусловлена потребностями развития современной цивилизации. Создание новых лекарственных средств, конструкционных материалов является основой для развития медицины, компьютерной техники и различных отраслей промышленности, обеспечивающих материальную основу развития современного общества.

Интерес к химии как к базовой основе профессиональной деятельности закладывается в процессе освоения школьного курса 8-11 классов. Однако в настоящее время, как свидетельствует практика, происходит снижение интереса учащихся к фундаментальным наукам и к химии в том числе, несмотря на то, что специалисты-химики востребованы. Данная ситуация – это своеобразный парадокс современного образовательного процесса, определяющий возникновение серьезных проблем как в школе, так и при подготовке в ВУЗах специалистов-химиков, способных заниматься наукой и развивать различные отрасли современного производства.

Проблема возникает как на глобальном уровне развития экономики, так и на личностном уровне. Каждый (!) ребенок ожидает с нетерпением изучение химии в 8 классе, предвкушая знакомство с наукой чудес. Но, к сожалению, уже к окончанию 8-го класса мы видим затухание интереса у учащихся, снижение учебной мотивации, равнодушие ко всему происходящему на уроке.

Исходя из собственного опыта работы в школе, анализируя успехи и затруднения своих учеников, прихожу к выводу о существовании следующих противоречий:

  • увеличение объема информации и недостаточное количество учебного времени в базисном учебном плане приводит к перегрузке учащихся на уроках;
  • переход на профильное обучение и возможное сокращение в связи с этим часов химии в неделю может привести к невозможности качественной подготовки к ЕГЭ тех учащихся, которые к окончанию школы всё-таки выберут химию для прохождения итоговой аттестации;
  • стабильная и развитая экономика требует создания новых материалов, методов переработки сырья, а по данным статистики интерес школьников к изучению наук естественно-математического цикла снижается;
  • изменились цели современного образования; знания из цели стали средством для развития умений и навыков по получению, анализу и использованию информации. Но традиционные технологии образования не способствуют достижению поставленной цели.

Несмотря на новейшие методики преподавания и огромный выбор учебников и УМК по химии, учебная мотивация у учащихся снижается, и каждому учителю приходится искать возможности заинтересовать, а главное, научить добывать и применять знания. Новые формы работы с учащимися - проектная деятельность, курсы по выбору, исследовательская деятельность и другие - не просто дополняют школьную программу, но и формируют ключевые компетентности учащихся, помогают проявить им свои способности, возможность расширить свои интересы и самореализоваться.

В нашей школе на протяжении нескольких лет каждый год формируется 10-ый профильный химико-биологический класс. По результатам диагностического исследования, 90% учащихся и их родителей полностью удовлетворены заявленным профилем класса.

Предлагаемый мною элективный курс "Механизмы реакций в органической химии" позволяет углубить знания учащихся об особенностях реакций в тот момент, когда происходит переход от неорганической к органической химии. Это вызывает первоначально много трудностей из-за существенных различий в названиях, составе веществ, введению новых понятий и терминов. Появляется чувство потерянности и неуверенности, возникает ощущение, что это понять нельзя (!). Структура учебника, большой объём материала в одном параграфе и невиданное до сих пор количество заданий к параграфу – от 12 до 35, ещё больше усиливает тревожность, желание поменять профиль класса.Материал элективного курса помогает снять напряжение, объяснить те моменты, которые бывает трудно запомнить. Курс значительно увеличил время на изучение механизмов реакций, для которых в базисном учебном плане отводилось только 9 часов в профильных классах химической направленности.

После "раскладывания" реакции по этапам, понимание помогает работать с реакциями даже ещё неизученных классов, т.е. на опережение. Основные характеристики механизмов реакций, их названия, термины и определения ученики записывают в тетради и на отдельные листы, формируя папку-сборник.

По мере изучения основных механизмов и отработки материала на примерах знакомых уже свойств изученных веществ ученики постепенно, как бы играя и пробуя, приступают к прогнозированию свойств веществ ещё незнакомых. Создаётся "ситуация успеха", и это повышает уверенность, формирует понимание взаимосвязи строения и свойств веществ. Приобретённые знания помогают ориентироваться в нестандартных ситуациях, ещё больше закрепляют знания по органической химии. Постепенно, к окончанию изучения элективного курса, от решения заданий, предусмотренных программой по органической химии, учащиеся переходят к решению заданий повышенного уровня сложности.

Работа с уравнениями и генетическими цепочками превращений (типа С3 вариантов ЕГЭ) требует от учащегося проговаривания своих мыслей, анализа и построения логической цепочки, формирования и принятия решения. Все эти компетенции считаются учебными, но их развитие на элективном курсе происходит постоянно от занятия к занятию, в отличие от обычных уроков. К концу обучения в школе даже "неговорящие" учащиеся начинают проявлять себя, перестают выполнять работу молча.

Благодаря большому объёму практического материала и возможности каждого учащегося применить свои знания при работе с этим материалом, развивается логика, способность представить, предположить строение и свойства незнакомого ещё вещества или группы веществ. Параллельно с изучением механизмов реакций, учащиеся глубже вникают в такие понятия, как смещение электронной плотности, механизмы разрыва связей, появление реакционного центра и другие.

На основе уже имеющегося опыта работы по применению элективного курса "Механизмы реакций в органической химии" в 10-ом профильном классе, можно сделать вывод, что элективный курс в модели профилизации учащихся старшей ступени школы имеет огромное значение. Он дополняет и расширяет знания учащихся по профильному предмету. Более свободное владение материалом, расширение и глубина изучения профильного предмета способствовали возрастанию интереса у учащихся к участию в химических олимпиадах и интернет-конкурсах. Углублённые знания по предмету помогают осознанно выбирать химию для сдачи экзамена в форме ЕГЭ при итоговой аттестации. Элективный курс повышает результативность обучения и сдачи ЕГЭ.

Учащиеся стали безбоязненно выбирать медицинские вузы не только нашего округа, но и других регионов для профессионального самоопределения. Наши выпускники успешно поступают в вузы страны с химической направленностью: химические факультеты университетов, медицинские и фармацевтические академии и экологические отделения факультетов госуниверситетов.

Автор: Наталья Викторовна Ким, учитель химии МБОУ МО г. Нягань "СОШ №6"



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль