Контроль как профессиональная услуга директора школы

5559

Успехи новой политики в области образования связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Действительно, открытость, разделение ответственности, право на разнообразие и соотнесение предложения с потребностями являются теми принципами, которые должны быть в первую очередь внедрены и реализованы в политической и экономической отраслях, чтобы применяться затем в сфере образования. Одним из условий эффективного функционирования и развития образовательного учреждения является профессионализм руководителя как центральной фигуры и основного субъекта управления.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. В практике российского образования мотивирующие возможности контроля используются недостаточно. Контроль, в основном, ориентирован на выявление недостатков, что вызывает психологический дискомфорт сотрудника. Хотя, одной из основных задач контроля является побуждение педагогов к совершенствованию результатов своей деятельности, поиску новых возможностей. На деле же, очень часто организацию внутришкольного контроля можно назвать тотальной: контролируется буквально все, кроме того, достигнуты ли поставленные новые цели. При этом формы, методы и темы контроля остаются прежними год от года.

Как следствие того, само слово "контроль" часто вызывает у педагогов негативные эмоции, а проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько помогают, сколько мешают работать. По утверждению О.Г. Хомерики, контроль, заставляющий защищаться, ограничивает возможности творческого роста, что в корне противоречит ценностным ориентирам и основному назначению образования. Профессор Гарвардского университета К.Арджирис считает, что жесткий, административный контроль чаще всего несовместим со свободой деятельности человека, с творчеством, инициативой. Он снимает мотивацию, сдерживает творческое решение, противоречит чувству личной независимости и технологической свободе.

Но, в то же время нельзя и совсем отказаться от контроля: это приведет к снижению дисциплины и падению качества работы. Как же быть? Где золотая середина инспекционной деятельности?Предлагаю опыт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 23» (далее МБОУ «СОШ № 23») города Ангарска, Иркутской области, где внутришкольный контроль является профессиональной услугой руководителя.

Общее количество работников учреждения составляет 56 человек, из них педагогический коллектив – 31 педагог. Средний возраст педагогов – 46 лет. Уровень образования: 97% педагогов имеют высшее образование, 3% среднее специальное. Уровень квалификации: 10% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 48 % - первую квалификационную категорию, 2 % - вторую квалификационную категорию.

В МБОУ "СОШ № 23" присутствует психологический комфорт в коллективе – это подтверждают результаты анкетирования работников. Также в ОУ на протяжении всего времени существования сохраняется атмосфера творчества посредством внедрения в образовательный процесс инноваций.

На сегодняшний день образовательные учреждения города Ангарска получили статус самостоятельного юридического лица и административно-хозяйственной единицы, то есть финансовые расходы по содержанию учреждения "ложатся на плечи" самого учреждения. Данное обстоятельство вынуждает руководство школами искать новые источники финансирования, втягиваться в процесс рыночных отношений. Как и в любой коммерческой организации, которая стремится повысить прибыль, в школе необратим процесс пересмотра использования ресурсов. Главным ресурсом любого образовательного учреждения являются человеческие ресурсы.

По итогам тестирования педагогов МБОУ "СОШ № 23" уже в конце первой четверти 33% педагогов находятся на высоком уровне синдрома эмоционального выгорания, 42 % педагогов – на среднем уровне синдрома эмоционального выгорания, и лишь 24 % педагогов на низком уровне синдрома эмоционального выгорания. Данный показатель резко снижается к четвертой четверти: 62% педагогов оказываются на высоком уровне синдрома эмоционального выгорания, и 38% педагогов на среднем уровне синдрома эмоционального выгорания, педагогов, находящихся на низком уровне синдрома эмоционального выгорания не остается. Хотя этот период учебного года можно по праву считать одним из самых значимых – конец учебного года, подготовка к экзаменам и фестивалю и др.

По итогам анкетирования педагогов в сентябре 2011 года было выявлено отношение их к административному контролю: 47 % педагогов комплекса считают контроль информационной функцией управления и не видят в нем для себя никакой пользы; 16 % педагогов относятся к контролю как к выражению администрацией своего недоверия; 23 % педагогов получают в период проведения контроля реальную методическую помощь со стороны администрации; и 14 % педагогов видят в контроле возможность продемонстрировать себя перед администрацией. Полученные данные заставили еще раз администрацию задуматься о продуктивности внутришкольного контроля.

Именно поэтому администрацией школы постоянно осуществляется поиск альтернативных методов управления, способствующих достижения более позитивного результата. Методы внутришкольного контроля также претерпели ряд изменений в учреждении.Были введены в систему внутришкольного контроля новые формы, такие как:1. Система стимулирования сотрудников.
В разработке системы стимулирования принимал участие весь коллектив: проводилось анкетирование сотрудников с целью определения приоритетных мотиваторов в коллективе. Результаты анкетирования легли в основу положения о стимулировании, разработанном временной творческой группой педагогов и принятом на собрании трудового коллектива. В положении о стимулировании четко обозначены критерии результативности деятельности сотрудников, определен механизм подведения итогов по результатам месяца, выбрана форма фиксации результатов посредством самооценки и оценки администрации и зафиксированы виды поощрения (материальные и моральные) за достижение определенных результатов. Система поощрений стала открытой и понятной для всех сотрудников, теперь каждый член коллектива знает, что за эффективную деятельность он обязательно будет отмечен. Она оформляется в виде экрана педагогических успехов и вывешивается на стенд «Ступени мастерства».2. Педагогический мониторинг.
Это форма объективного определения уровня сформированности педагогических умений и навыков. Осуществляется планомерно (2 раза в год – в начале учебного года и в конце учебного года) с помощью методов анкетирования, тестирования, собеседования, анализа документации и результатов деятельности. Система мониторинга построена в виде таблиц, которые заполняются администратором и учителем (сначала ставится самооценка, затем оценка администрации). При наличии значительных расхождений между баллами проводится собеседование с учителем, на котором либо учитель аргументировано, доказывает свое мнение, либо администратор объясняет причину несоответствия. Анализ результатов входного мониторинга ложится в основу построения методической работы комплекса. Анализ итогового мониторинга становится результатом работы методической работы комплекса.3. Внутришкольные педагогические конкурсы.
Ежегодно в МБОУ "СОШ № 23" проводятся педагогические конкурсы, основной целью которых является стимулирование педагогов на творческий подход. Тема педагогического конкурса обычно соответствует основной цели работы учреждения в учебном году. Инициатором проведения конкурса чаще всего является администрация. На первом педсовете обсуждается и принимается положение о конкурсе и выбирается жюри конкурса из педагогов, победителей предшествующего конкурса. Жюри разрабатываются этапы проведения и критерии конкурса. По итогам каждой четверти подводятся итоги каждого этапа с учетом самооценки педагогов. Результаты каждого этапа вывешиваются на общее обозрение для обсуждения. Победитель конкурса по итогам учебного года получает приз, определенный Управляющим Советом школы.4. Презентация своих достижений.
В течение всего учебного года функционирует стенд «Ступени мастерства», который предоставляет педагогам возможность представить свой позитивный опыт работы или высокие результаты своей деятельности в виде самоанализа или стендового доклада. Также по завершению тематического контроля или методической декады заместители директора располагают на этом стенде итоговые материалы. Свои успехи педагоги презентуют в виде доклада на научно-практической конференции. Наиболее позитивные доклады отмечаются методическим советом и рекомендуются для участия в муниципальных мероприятиях.

Мы считаем, что главные инструменты выполнения функции контроля — наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.

Нами были взяты за основу следующие формы планирования контроля, которые помогли сделать контроль открытым, демократическим и эффективным:

- В. Кричевский, разделы: проблема, цель, объект, содержание, время, ответственные и участники контроля, форма подведения итогов;

- М.А. Осипова, разделы: деятельность участников контроля, целевая установка, задачи, сроки, ответственные, где и кем принимаются решения.

Активное использование новых форм внутришкольного контроля в течение 2011-2012 учебного года позволило достичь определенных позитивных результатов:

1. Динамика уровня эмоционального выгорания у педагогов составила 27% (59% педагогов в 2010-2011 учебном году находились на высоком уровне эмоционального выгорания, а в 2011-2012гг. их осталось 32%; педагогов на низком уровне эмоционального выгорания было всего лишь 6%, а стало 25%).

2. Динамика отношения педагогов к административному контролю тоже позитивная: по итогам повторного анкетирования не осталось педагогов, считающих, что контроль есть выражение администрацией своего недоверия, на 13% большее количество педагогов отмечают, что во время контроля они получают реальную методическую помощь со стороны администрации; и на 13 % большее количество педагогов воспринимают контроль, как возможность продемонстрировать свои успехи.

3. Большинство педагогов являются субъектами внутришкольного контроля комплекса посредством самооценки своей деятельности, посещения и оценивания своих коллег, участвуя в разработке критериев контроля или работе жюри конкурса.

Использование таких форм внутришкольного контроля используется в практике управления школы всего один год. Предполагается в дальнейшем систематизировать этот процесс и продолжать активно его использовать.

Таким образом, контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование школы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

Контрольная функция управления пронизывает все стадии управленческой деятельности, выступает как интегральная и объединяет их в едином ансамбле управления.

Недостаточно принять грамотное управленческое решение в школе, добиться его реализации. Необходимо осуществить контроль за его выполнением, оценить его эффективность и внести всегда необходимые коррективы, чтобы следующий цикл управленческой работы был еще более результативным, чем предыдущий.

Чтобы внутренний контроль в школе побуждал сотрудников к эффективной работе, при проведении проверок от руководителя требуется использование специальных методов и приемов мотивационного контроля.

Решение задачи мотивации облегчается, если в процессе организации и проведения контроля руководствоваться следующими правилами:

  1. контроль должен проводиться уважаемыми для сотрудников высоко профессиональными людьми;
  2. необходимо при контроле выявлять первоначально успехи, а уж затем недочеты;
  3. оценивать результаты работы по согласованным с коллективом стандартам;
  4. уважать личное мнение и проявлять доброжелательность к сотрудникам в процессе контроля
  5. обсуждать с контролируемым новые цели и необходимые изменения, предлагать помощь;
  6. внушать сотруднику уверенность в своих силах.

Чтобы контроль реально помогал школе, он должен иметь стратегический характер, то есть отражать общие приоритеты организации и поддерживать их. Демократизация процесса контроля не является основанием для отказа от соблюдения требований к его эффективности. Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен, а также тогда, когда он будет регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Юлия Борисова



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль